|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 20 июня 2008 г. № 129 |
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ ЛОЖНОГО БАНКРОТСТВА, ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА, СОКРЫТИЯ БАНКРОТСТВА ИЛИ СРЫВА ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ КРЕДИТОРУ И ПОДГОТОВКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ |
|
На основании Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» Министерство экономики Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам.
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 «Об утверждении Правил по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 4, 8/8908);
постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 апреля 2004 г. № 112 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 74, 8/10936);
пункт 2 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 232 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь по вопросам деятельности временных (антикризисных) управляющих» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 43, 8/17986).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр Н.П.Зайченко
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 20.06.2008 № 129
ИНСТРУКЦИЯ по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам (далее - Инструкция) устанавливает порядок определения наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору (далее - признаки банкротства) временными (антикризисными) управляющими (далее - управляющий) в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и подготовки экспертных заключений по данным вопросам в целях оказания содействия органу, назначившему экспертизу.
2. Настоящая Инструкция обязательна к применению управляющими, а также экспертами при определении наличия (отсутствия) признаков банкротства и подготовке заключений по данным вопросам.
3. Настоящая Инструкция применяется также в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ БАНКРОТСТВА
4. Источниками информации для определения наличия (отсутствия) признаков банкротства являются:
4.1. бухгалтерская отчетность должника на исследуемые даты;
4.2. документы, содержащие сведения о составе имущества должника с аналитической расшифровкой каждого вида имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
4.3. отчеты по оценке имущества должника;
4.4. список дебиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому дебитору на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
4.5. документы, подтверждающие принятие мер по истребованию дебиторской задолженности;
4.6. справка о задолженности перед бюджетом соответствующего уровня, в том числе государственными целевыми бюджетными фондами, а также государственными внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
4.7. список кредиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому кредитору на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);
4.8. договоры, на основании которых производились отчуждение или приобретение имущества должника, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы по сделкам, повлекшим изменения финансового состояния и платежеспособности должника;
4.9. сведения о размере задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников, выплате вознаграждений по авторским договорам и заключенным с физическими лицами гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;
4.10. документы, подтверждающие принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности;
4.11. приказ об утверждении учетной политики должника, действовавший на дату подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и в периоде продолжительностью не менее 2 лет, предшествовавших дате подачи указанного заявления;
4.12. документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в его учредительные документы;
4.13. документы, содержащие сведения об учредителях (участниках) должника, собственнике имущества юридического лица - унитарного предприятия, о составе должностных лиц должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия;
4.14. сведения о лицах, заинтересованных в отношении должника;
4.15. протоколы заседаний органа (органов) управления должника;
4.16. документы налоговых проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности должника, аудиторских заключений;
4.17. отчеты управляющего о проведенной работе в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) и заключения о финансовом состоянии и платежеспособности должника, представляемые в хозяйственный суд.
Перечисленные в подпунктах 4.1-4.17 части первой настоящего пункта документы истребуются управляющим у кредиторов, руководителя должника, государственных органов и организаций, имеющих такие документы, в установленном законодательством порядке.
Эксперт в установленном законодательством порядке обеспечивается необходимыми документами для проведения экспертизы. При необходимости исследования дополнительных документов экспертом заявляется ходатайство об их представлении.
5. Документы, указанные в подпунктах 4.1-4.17 части первой пункта 4 настоящей Инструкции, анализируются за период продолжительностью не менее 2 лет, предшествовавших дате подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
При условии отсутствия документов, перечисленных в подпунктах 4.1-4.17 части первой пункта 4 настоящей Инструкции, за период продолжительностью не менее 2 лет, предшествовавших дате подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, указанные документы анализируются за имеющийся период.
ГЛАВА 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ ЛОЖНОГО БАНКРОТСТВА
6. Определение наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства производится во всех процедурах экономической несостоятельности (банкротства) при наличии в производстве дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению должника.
7. Признаком ложного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве).
8. Для установления наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства рассчитываются коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами.
Расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами производится в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 90, 8/11057) (далее - Инструкция по анализу).
9. Проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника включает в себя рассмотрение динамики изменения фактических значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса на отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами рассчитывается на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
На основании полученных значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами в соответствии с Инструкцией по анализу делается вывод о платежеспособности (неплатежеспособности) должника.
10. В результате проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:
если неплатежеспособность организации не приобретает или не имеет устойчивый характер, то признаки ложного банкротства усматриваются;
если неплатежеспособность организации приобретает или имеет устойчивый характер, то признаки ложного банкротства отсутствуют.
ГЛАВА 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА
11. Определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и при наличии оснований у уполномоченного органа предполагать неправомерные действия лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, которые привели к экономической несостоятельности (банкротству) должника.
12. Признаком преднамеренного банкротства является неплатежеспособность должника, вызванная действием (бездействием) лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, а также собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия или учредителя (участника) должника.
Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в ходе проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства).
13. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника, который делится на два этапа:
13.1. расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и величины чистых активов;
13.2. анализ условий совершения сделок должника в течение периода, указанного в части второй пункта 12 настоящей Инструкции, а также в ходе проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства), повлекших существенные изменения фактических значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и величины чистых активов.
Для целей настоящей Инструкции под существенным понимается такое изменение фактических значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и величины чистых активов за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в ходе проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства), при котором темп их изменения равен или превышает среднее значение процентной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за анализируемый период.
14. Расчет значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами производится в соответствии с Инструкцией по анализу.
15. Величина чистых активов должника характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами, и определяется в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 г. № 24 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 26, 8/2779).
Проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника включает в себя рассмотрение динамики значений коэффициентов, указанных в пункте 14 настоящей Инструкции, и величины чистых активов за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в ходе проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства).
16. В случае установления существенного ухудшения значений коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и (или) величины чистых активов проводится анализ условий совершения сделок должника за анализируемый период, выявляются сделки, заключенные на заведомо невыгодных условиях, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики значений коэффициентов.
Для целей настоящей Инструкции к заведомо невыгодным условиям заключения сделки для должника могут быть отнесены:
занижение или завышение цены за поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;
заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному (приобретенному) имуществу;
любые формы отчуждения (обременения обязательствами) имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.
17. В результате проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:
если значения коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и величины чистых активов за анализируемый период существенно не ухудшились, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
если значения коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и (или) величины чистых активов существенно ухудшились, но в ходе проведения второго этапа анализа финансового состояния и платежеспособности не было выявлено сделок, совершенных на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
если значения коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и (или) величины чистых активов существенно ухудшились и в ходе проведения второго этапа анализа финансового состояния и платежеспособности выявлены сделки, совершенные на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
ГЛАВА 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ СОКРЫТИЯ БАНКРОТСТВА
18. Определение наличия (отсутствия) признаков сокрытия банкротства производится при наличии в производстве дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора, должника либо иных уполномоченных органов.
19. Признаком сокрытия банкротства является сокрытие лицами, уполномоченными давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, а также собственником имущества юридического лица - унитарного предприятия или учредителем (участником) должника своей экономической несостоятельности (банкротства) путем представления сведений, не соответствующих действительности, искажения бухгалтерской отчетности и иным образом на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом).
20. Для определения наличия (отсутствия) признаков сокрытия банкротства управляющий или эксперт проводит анализ финансового состояния и платежеспособности должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), и за период не менее 2 лет, предшествующих дате подачи указанного заявления.
Анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится с целью установления его неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер.
21. Если при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника и исследования документов, указанных в подпунктах 4.1-4.17 части первой пункта 4 настоящей Инструкции, не выявлено признаков сокрытия лицами, указанными в пункте 19 настоящей Инструкции, его неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, делается вывод об отсутствии признаков сокрытия банкротства должником.
22. Если при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника и исследовании документов, указанных в подпунктах 4.1-4.17 части первой пункта 4 настоящей Инструкции, выявлены признаки сокрытия должником своей неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, делается вывод о наличии признаков сокрытия банкротства должником.
ГЛАВА 6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ПРИЗНАКОВ СРЫВА ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ КРЕДИТОРУ
23. Определение наличия (отсутствия) признаков срыва возмещения убытков кредитору производится при наличии в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора, должника либо иных уполномоченных органов.
24. Признаком срыва возмещения убытков кредитору является совершение должником сделок и исполнение платежных обязательств, влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, в том числе в период, когда должник узнал или по обстоятельствам дела должен был узнать о намерении кредитора подать заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
25. Для установления наличия (отсутствия) признаков срыва возмещения убытков кредитору определяются:
сроки удовлетворения требований кредитора должником в соответствии с заключенным договором между ними;
наличие сделок или исполнение платежных обязательств должником, повлекших удовлетворение требований других кредиторов с нарушением договорных обязательств перед данным кредитором.
26. Выявление нарушения сроков, указанных в абзаце втором пункта 25 настоящей Инструкции, и сделок или совершенных платежных обязательств должником, повлекших удовлетворение требований других кредиторов с нарушением договорных обязательств перед данным кредитором, свидетельствует о том, что признаки срыва возмещения убытков кредитору усматриваются.
ГЛАВА 7 ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЙ О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ) ПРИЗНАКОВ ЛОЖНОГО БАНКРОТСТВА, ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА, СОКРЫТИЯ БАНКРОТСТВА ИЛИ СРЫВА ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ КРЕДИТОРУ
27. По результатам определения наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору составляется заключение.
28. Заключение должно содержать:
номер (при ведении нумерации) и дату составления заключения, время и место проведения экспертизы;
дату поступления документов на экспертизу;
наименование органа (лица), назначившего экспертизу;
основание для производства экспертизы (постановление, определение, решение; где, когда и кем оно вынесено);
номер дела, полное наименование должника (фамилия, имя, отчество должника - индивидуального предпринимателя), юридический адрес, учетный номер налогоплательщика, дату вынесения определения (решения) хозяйственного суда о введении соответствующей процедуры экономической несостоятельности (банкротства);
сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень, звание, должность, стаж работы, дата получения свидетельства об аккредитации в Департаменте по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее - Департамент), его серия и номер (при его наличии);
перечень поступивших на исследование документов;
вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, которые приводятся в формулировке постановления (определения, решения) о назначении экспертизы;
сведения о лицах, присутствующих при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение), и основания их присутствия;
сведения о ходатайствах о представлении дополнительных документов с указанием даты их заявления и получения ответа, результатов их рассмотрения;
выводы о наличии (отсутствии) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;
обоснование вывода о наличии (отсутствии) признаков ложного банкротства;
обоснование вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства;
обоснование вывода о наличии (отсутствии) признаков сокрытия банкротства;
обоснование вывода о наличии (отсутствии) признаков срыва возмещения убытков кредитору;
обоснование невозможности подготовки заключения, проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).
29. Департамент по запросам уполномоченного органа представляет кандидатуру эксперта, имеющего свидетельство об аккредитации, выданное Департаментом, для подготовки заключения о наличии (отсутствии) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
30. Заключение о наличии (отсутствии) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору представляется экспертом в течение 30 рабочих дней после поступления документов для их рассмотрения.
В случаях, когда заключение о наличии (отсутствии) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору не может быть представлено экспертом в течение 30 рабочих дней из-за необходимости проведения сложных исследований или значительного объема документов, по согласованию с уполномоченным органом, назначившим проведение экспертизы, срок проведения экспертизы может быть продлен.
Срок производства экспертизы приостанавливается при заявлении ходатайства о представлении дополнительных документов перед лицом (органом), назначившим экспертизу, в день отправления ходатайства и возобновляется в день поступления ответа на ходатайство.
|
|
|