|
Бывший банкрот стал лидером |
|
То, как Латвия решала проблемы предприятий-банкротов, показывает пример компании Сolambia, которую корр. “БР” посетила во время своей недавней командировки в Лиепаю. Компания Сolambia была создана на базе одного из крупнейших и успешных в советское время рыбоперерабатывающих комбинатов Латвии. Однако в 90-е годы комбинат вследствие своей технической отсталости пришел в упадок, не выдержал конкуренции на рынке и обанкротился.
Российский бизнесмен Игорь Крупник вместе со своим партнером в 2003 году рискнули выкупить недвижимость банкрота.
За неполные 3 года в развитие комбината было инвестировано более 10 млн. EUR, в том числе 4 млн. EUR составили безвозмездные инвестиции Евросоюза. По словам председатель правления компании Сolambia И. Крупника, чтобы получить эти деньги, новым владельцам пришлось очень настойчиво и аргументированно убеждать европейские структуры в том, что они способны вывести компанию на эффективную работу.
Сегодня компания Сolambia, как отмечает И. Крупник, — один из самых современных рыбоперерабатывающих холдингов в Восточной Европе и самых крупных в Латвии (всего в этой стране сейчас работает около 130 рыбоперерабатывающих заводов).
На предприятии, которое перерабатывает в сутки до 200 т рыбы, производит до 3 млн. штук банок рыбных консервов и 50 т замороженной рыбы, сегодня работают 450 человек. Оборот компании — 10 млн. EUR. Холдинг имеет свой причал (аренда на 39 лет) в 200 м от предприятия, что позволяет ему всегда иметь свежее сырье для производства продукции.
Сolambia — энергоэффективное предприятие. Благодаря внедрению современных энегосберегающих технологий (например, недавно здесь “под ключ” была построена новая компрессорная станция стоимостью около 400 тыс. EUR) энергозатраты в себестоимости продукции компании относительно невысокие: их доля составляет в цене банки консервов 0,5 цента при ее стоимости 34-35 центов.
Сегодня латвийский холдинг активно увеличивает поставки своей продукции в Армению, Грузию, Азербайджан, Узбекистан. “А вот договориться о поставках в Беларусь пока не удается. Даже с Монголией легче работать, чем с ближайшей к нам Беларусью”, — посетовал предприниматель.
Причиной этого он считает административное регулирование рынка рыбной продукции в Беларуси. “Когда один монополист владеет 70-80% рыбных квот и диктует свои условия, тогда и получается, что он закупает шпроты за 38 центов при себестоимости банки 34 цента”, — отмечает И. Крупник.
По его словам, латвийский холдинг до 2004 года поставлял на белорусский рынок мороженую рыбу. Но после того как на рыбном рынке Беларуси изменились правила игры, поставки были остановлены. В частности, И. Крупнику пришлось перенаправить грузовой автомобиль с продукцией завода в Болгарию, “поскольку одна из белорусских санэпидемических инстанций посчитала продукцию непригодной по органолептическим свойствам”.
Сейчас компания активно занимается возобновлением поставок своей продукции в Беларусь.
При этом И. Крупник убежден, что на ближайший белорусский рынок нужно поставлять не мороженую, а свежеохлажденную рыбу, поскольку это более качественный продукт. Неслучайно именно эту продукцию компания поставляет сейчас во многие европейские страны, да и покупателю она обойдется дешевле.
Кроме того, холдинг пытается также наладить поставки в Беларусь рыбных консервов и составить конкуренцию компаниям, работающим в премиум-сегменте. Однако, как отмечает И. Крупник, существующие в Беларуси административные барьеры пока мешают компании цивилизованно выйти на ближайший белорусский рынок.
Татьяна МАНЕНOК
"Белорусы и рынок", №45 от 20.11.2006
Источник "Белорусы и рынок", №45 от 20.11.2006
|
|
|