Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Банкроты не по своей Вине
 
Белорусские специнвестфонды лишены возможности участвовать в переделе собственности Можно было предположить, что в связи с неизбежными процессами приватизации, которые, скорее всего, начнутся в Беларуси под давлением российских компаний вновь оживет интерес к профессиональным посредникам чекового рынка - специализированным инвестиционным фондам (СИФам).
Между тем сами профучастники рынка ценных бумаг отмечают, что белорусские СИФы в нынешних условиях уже не вызывают интереса у россиян.
Жалкое зрелище представляют сегодня белорусские посредники чековой приватизации - из 46 специнвестфондов, появившихся 7 лет назад, на рынке осталось чуть более десятка. Остальные незаметно перепрофилировались на другие виды деятельности, а ваучеры раздали вкладчикам. Многие из оставшихся "в живых" тоже готовы "выйти из игры".
А как все хорошо начиналось! Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих именные приватизационные чеки "Имущество" (СИФах), белорусское правительство утвердило 1 февраля 1994 г. К этому времени в Мингосимущество стояла очередь желающих получить лицензии на право работать с чеками. Предприниматели атаковали министерство, желая поскорее получить пакет документов, регламентирующих деятельность специнвестфондов.
В то время многие верили, что белорусский ваучер станет самым мощным стимулом к постижению азов рыночной экономики, поскольку он должен был принести с собой и неведомые многим ваучеровладельцам заботы: куда пристроить эту драгоценную бумажку? Предполагалось, что на зарождающемся рынке ценных бумаг СИФы станут портфельными инвесторами.
Однако вслед за выборами первого президента Беларуси массовая приватизация в стране начала сворачиваться. Новую команду не мог устроить хоть и законный, но практически неподконтрольный передел собственности с помощью рынка ценных бумаг.
Перед чековой приватизацией изначально стояло несколько задач. Одна из них -способствовать превращению наиболее активной части населения в социальный слой собственников. Можно сказать, что это была своеобразная плата за политический комфорт передела собственности. Логично предположить, что в дальнейшем эти мелкие собственники могли бы стать для правительства базой поддержки рыночных реформ.
Кроме того, ваучеризация с помощью профессиональных посредников чекового рынка, каковыми являются СИФы, должна была также помочь первоначальному накоплению "перелиться" в активный инвестиционный процесс, поскольку изначально содержала механизм раскрепощения бизнеса и создания рынка капитала.
Однако смена курса в отношении реформы собственности привела к тому, что белорусские власти превратили массовую приватизацию в карикатуру, а СИФы оттеснили на обочину передела собственности.
Когда разрыв между темпами акционирования и обмена чеков на акции стал вопиющим, правительство, чтобы спасти ситуацию, убрало с чекового рынка лишний "раздражитель" - запретило юридическим лицам продавать ИПЧ "Имущество". Отныне и СИФы могли вкладывать чеки только в объекты приватизации.
Чековые аукционы, которые сегодня время от времени бессистемно проходят в Беларуси, выглядят скорее подачкой фондам, чем элементом продуманной политики проведения массовой приватизации.
Мингосимущество всегда с определенной долей скепсиса относилось к специнвестфондам. Недавно министр приватизации Василий Новак, отвечая на вопросы в "Прямой линии" газеты "Рэспублика", откровенно заявил, что "Мингосимущество сейчас не рекомендует населению вкладывать чеки в специнвестфонды: разумнее их обменять на акции предприятий".
В этом случае следовало бы сделать существенную ремарку: после того как СИФы фактически лишили работы, в том числе возможности эффективно распоряжаться чеками, смысла в этом действительно нет.
По словам одного из руководителей СИФов, сегодня фонд поставлен в такие жесткие рамки, что он не имеет поля для маневра. О чем говорить, если СИФам запрещено свободно покупать на рынке чеки (только согласно квоте)? Кроме того, единственная возможность вложения чеков - покупка акций на чековых аукционах, которых надо ждать, как милостыни.
Но, убрав с рынка посредников, правительство и себя загнало в угол.
За годы проведения в Беларуси массовой приватизации гражданам Беларуси было начислено и выдано 427 млн. ИПЧ "Имущество". По состоянию на 1 января 2001 г. на руках у белорусов остаются "неотоваренными" 222 млн. чеков. Причем выданные чеки обеспечены приватизируемым государственным имуществом лишь на 60%.
Сейчас в отделениях ОАО "Беларусбанк" предложено для обмена небольшое количество акций, что в идеальном варианте позволит погасить лишь 45 млн. чеков.
Что будет дальше?
Приватизация практически остановлена. Отраслевые министерства вкупе отдали на приватизацию лишь 133 предприятия республиканского значения. Выставленные для обмена ценные бумаги этих предприятий в лучшем случае смогут поглотить лишь 35 млн. чеков. Мингосимущество хотело заручиться поддержкой правительства, чтобы подстегнуть отраслевиков. Однако Совет министров от такой проблемы дистанцировался - рассмотрение вопроса перенесли на неопределенный срок.
У кого-то остаются иллюзии, что правительство, как и обещало, в течение 2002-2004 гг. погасит неотоваренные ваучеры деньгами.
Очень сомнительно, потому что сумма эта неподъемна для белорусского бюджета. По оценкам специалистов, денежная компенсация по чекам с учетом произведенной по состоянию на 1 января 2001 г. переоценки основных фондов может составить от 550 млрд. до 650 млрд. BYB.

Татьяна Маненок

Источник «Белорусский рынок»
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio