Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  В очередь за национализацией
 
В Беларуси в государственную собственность могут быть возвращены 82 предприятия в обмен на их долги

Белорусские СМИ практически не заметили подписанного А. Лукашенко Указа № 538 о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности 82 акционерных обществ в обмен на безвозмездную передачу 100% акций в собственность государства. Между тем речь идет о возможной национализации в течение ближайших шести месяцев нескольких десятков предприятий, в том числе и достаточно крупных. В Беларуси уже несколько лет работает схема фактической национализации предприятий в обмен на погашение их задолженности. Но впервые вопрос поставлен столь категорично: реструктуризация старых долгов возможна только при условии 100-процентной передачи акций в собственность государства!

Проект этого документа с предельно простой сутью — государство окажет потенциальным должникам финансовую поддержку и другие преференции в обмен на добровольную сдачу акций — правительство подготовило еще в начале этого года. На заседании Совмина в апреле первый вице-премьер Владимир Семашко сказал, что эта схема реструктуризации долгов может коснуться 108 предприятий.

Ряды “счастливчиков”, как видим, чуть поредели — сейчас в перечне 82 ОАО. Среди них — Брестский электроламповый завод, Брестский электромеханический завод, Гродненский комбинат стройматериалов, Гомельский подшипниковый завод, Минский завод “Калибр”, Минский приборостроительный завод, “Техноприбор”, Борисовская швейная фабрика, “Камволь”, “Ковры Бреста”, “Сукно”, “Гомельпласт”, “Гомельдрев”, “ФанДОК”, “Минскпроектмебель”, “Молодечнопиво”, Глубокский молочноконсервный комбинат, Оршанский мясоконсервный комбинат, “Сморгоньсиликатобетон”.

Помимо хронических должников, в списке оказались и весьма успешные, по нынешним меркам, предприятия. И что, все ли они будут национализированы?

На заседании Совмина в апреле В. Семашко подчеркнул, что правительство не навязывает акционерам какие-то обязательства. “Это дело добровольное. Но если хочешь получить господдержку — отдавай акции. Жесткое, но справедливое требование”, — считает куратор белорусской промышленности.

Можно предположить, что большинство попавших в перечень предприятий не могли дождаться скорейшего появления этого указа. Это и понятно: в ближайшее время инвестиционный климат в стране не поменяется, привлечь стратегического инвестора не удастся, с долгами самостоятельно не справиться, а жить как-то нужно. Кому в этой ситуации не захочется начать свою работу с чистого листа? Тем более предприятиям, обремененным большими долгами.

Как становятся хроническими должниками

Между тем не без “помощи” государственной политики многие акционерные общества оказались в долгах.

К примеру, ОАО “Ковры Бреста”. После распада Союза предприятие отчаянно пыталось не потерять экспорт. В 1991 г. оно заключает договор на экспорт 1 млн. кв. м ковровых изделий. Экспортные цены были уже сформированы, но белорусское правительство неожиданно вводит на ковровые изделия акциз 60%. Договор был сорван.

Далее. В 1994 г. все страны СНГ отказались от акцизного налога на ковровые изделия, в Беларуси же он был сохранен на уровне 40%. Чтобы не потерять свои экспортные рынки (а это 70% продаж), брестчане вынуждены были торговать в ущерб собственной экономике.

Акциз сняли через год, когда предприятие уже “лежало”.

Окончательно подкосили его экономику двойной курс и квоты. С 1997 года квоты на поставку ковров на белорусский рынок для предприятия росли в арифметической прогрессии: 1997 год — 600 тыс. кв. м, 1998 год — 1.300 тыс. кв. м, 1999 год — 1.570 тыс. кв. м, 2000 год — 1.800 тыс. кв. м. И это при том, что емкость отечественного рынка ковровых изделий ограничена объемом 400-600 тыс. кв. м. Теперь известно, что квоты в то время лоббировали коммерческие структуры, вывозившие белорусские ковры на продажу в Россию по более выгодной цене. Следствием этой политики стала потеря экспортных рынков. Если в 1996 году удельный вес экспортной продукции здесь составлял 65%, то в 1998 году — только 33%. В начале 90-х годов предприятие получило по линии консорциума немецких банков АКА/Hermes кредит на сумму 8 млн. USD на покупку оборудования. И хотя к началу 2000 года предприятие выплатило государству 6 млн. EUR за кредит, до 2005 г. предстояло выплатить почти столько же — 5 млн. EUR. “Долгосрочный кредит на техперевооружение был убийственным для предприятия”, — сказал представитель комбината.

Сейчас государство предлагает выход из этой “убийственной” ситуации — вернуться в государственное лоно. Самое печальное, что альтернативы как у “Брестских ковров”, так и у сотен других должников, сегодня нет.

Стандартный набор льгот

Согласно указу, реструктуризация долгов ОАО осуществляется путем предоставления отсрочки и рассрочки в погашении задолженности при соблюдении ряда условий — в частности, при полной уплате в бюджет текущих платежей по налогам, сборам, а также за потребленные энергоресурсы. Кроме того, акционерные общества должны обеспечить своевременный возврат кредитов банков, займов и ссуд, предоставленных после 1 февраля 2006 г.

Средства, высвобождаемые при реструктуризации задолженности, будут направлены на инновационные цели, определенные в бизнес-планах.

Документ предоставляет должникам также отсрочку погашения задолженности по уплате налогов, по возврату бюджетных займов и ссуд, по уплате экономических санкций, а также за потребленные энергоносители.

Если предприятие не будет иметь задолженности по уплате текущих платежей в течение 2,5 года, президент по предложению правительства списывает половину задолженности по уплате примененных санкций, а при отсутствии задолженности в течение 5 лет списывается ее оставшаяся сумма.

По окончании отсрочки предприятие вправе рассчитывать на предоставление рассрочки погашения сумм задолженности. При этом президент рекомендовал госорганам не устанавливать в течение 5 лет повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и на землю, платежей за использование природных ресурсов (за исключением платежа за добычу нефти, поваренной и калийной соли).

Получить весь этот пакет желанных льгот предприятие сможет при единственном условии: оно обязано подготовить и согласовать в органах госуправления бизнес-план по выходу в течение 5 лет на безубыточную работу.

Между тем бизнес-планы зачастую носят формальный характер и сама по себе их разработка не гарантирует того, что предприятие заработает эффективно.

Тихой сапой назад

Низкие цены на газ и нефть вместе с благоприятной внешней конъюнктурой на основные экспортные товары пока позволяют белорусскому государству делать такие роскошные жесты — взять и вернуть обратно под свою опеку около сотни ведущих предприятий страны. Причем внешне все это выглядит как бы пристойно: никакого принуждения, исключительно добровольное решение акционеров каждого предприятия.

Дешево и сердито: государство придумало искусный механизм и с его помощью “конвертирует” долги кризисных предприятий взамен на 100-процентные госпакеты. А в очереди — десятки других желающих...

Если в стране нет реальной приватизации, не созданы условия для привлечения внешних инвестиций, не работает институт банкротства, на другой результат рассчитывать не приходится. На самом деле — это путь назад. И государство, получая пока нефтедоллары, поощряет этот путь. Но когда этот поток иссякнет, выздоровление будет очень тяжелым.

Татьяна МАНЕНОК

Источник "Белорусы и рынок", №35 от 11.09.2006 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio