Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Никто не желает банкротства
 
В настоящее время задолженность Джем-банка перед физическими лицами составляет около 1,4 млн. USD в эквиваленте, перед Гарантийным фондом при Национальном банке РБ — 6,4 млн. USD в эквиваленте, перед юридическими лицами — примерно 9 млрд. BYR. При этом задолженность нескольким предприятиям превышает 1 млрд. BYR. Об этом корреспонденту “БР” сообщил Сергей Дубков, начальник главного управления банковского надзора, член совета директоров Национального банка Беларуси. Предприятия-кредиторы подали иски в суды, которые обязали банк выплатить истребуемые средства. Информацией о том, что кто-то из кредиторов подал заявление на банкротство банка, Нацбанк не располагает, уточнил С. Дубков.

За счет Гарантийного фонда

Капитал Джем-банка сейчас равен нулю, убытки прошлого периода составляют около 11 млрд. BYR, а текущие убытки достигли 16,4 млрд. BYR и постоянно растут, так как для обслуживания оставшихся пассивов и содержание аппарата необходимы средства в размере более 200 млн. BYR ежемесячно. Всего убытки, таким образом, равны примерно 28-30 млрд. BYR. Фактически все они образовались из-за того, что банк в конце прошлого — начале текущего года добровольно классифицировал активы, реальность возврата которых находилась под сомнением, как безнадежные, что потребовало создания резервов на всю сумму данных активов.

В то же время, отметил С. Дубков, когда в прошлом году были введены лицензионные ограничения деятельности Джем-банка, Нацбанк требовал классификации этих активов как сомнительных, подразумевающей формирование резервов в размере 50% от суммы спорных активов.

В результате из активов, на возврат которых можно рассчитывать в среднесрочной перспективе, у Джем-банка осталось здание Дома культуры, расположенного по ул. Матусевича в Минске. Те кредиты, которые числились в банке, либо уже реально погашены, либо отнесены на сомнительную или безнадежную задолженность. У банка есть корсчета в других банках, но там практически нет средств.

Кроме долгов физическим лицам и предприятиям, в настоящее время у Джем-банка есть непогашенная задолженность по налогам, а также по штрафным санкциям, выставленным Комитетом госконтроля, на общую сумму 18,2 млрд. BYR.

Если этот штраф будет предъявлен к корсчету банка, то выплату вкладчикам придется временно приостановить. Поэтому Комитет госконтроля не спешит это делать. “Наша основная цель — это расчет с вкладчиками, — отметил С. Дубков, — потому что обеспечение сохранности вкладов — это конституционная обязанность Национального банка”.

Руководство Джем-банка планирует окончательно рассчитаться с вкладчиками к середине октября текущего года. Нацбанк настаивает на более раннем сроке и стремится создать для этого благоприятные условия. Сейчас выплаты осуществляются за счет средств Гарантийного фонда при Нацбанке, из которого в феврале текущего года Джем-банку было предоставлено 6,4 млн. USD в эквиваленте на конкретное целевое использование. Средства были поставлены на бесплатной основе без залога.

Последний раз до случая с Джем-банком Гарантийный фонд использовался при банкротстве Магнатбанка. Потом Нацбанк старался использовать другие механизмы компенсации вкладчикам. Поэтому в свое время НБ выкупил банк “Поиск” вместе с его долгами, а для расчетов с вкладчиками “БелБалтии” был предоставлен практически беспроцентный кредит Беларусбанку, доходы от использования которого банк направил на расчеты с вкладчиками обанкротившегося банка. В аналогичной ситуации ресурсы были предоставлены и Минсккомплексбанку, который затем был присоединен к Беларусбанку.

Требования будут ужесточаться

В дальнейшем, сообщил С. Дубков, требования со стороны банковского надзора к банкам будут ужесточаться. “Это не означает, что мы будем подменять собой правоохранительные или контролирующие органы. Нацбанк — надзирающий орган и не должен вмешиваться в текущую деятельность банков. Нацбанк заинтересован в том, чтобы банковская система функционировала без сбоев и проблемы банков решались на как можно более ранней стадии”, — добавил он.

Поэтому в последнее время произошла реорганизация банковского надзора в стране. По указанию президента РБ по итогам совещания 25 мая прошлого года перестроена система банковского надзора. С 22 ноября прошлого года введены новые, более жесткие требования к качеству банковского капитала. По словам С. Дубкова, после проведения соответствующих консультаций банки поняли цели Нацбанка и сейчас меняют состав акционерного капитала.

Задача всех этих преобразований — сделать так, чтобы проблемы конкретного банка решались с минимальными издержками как для банковской системы, так и для вкладчиков.

Хотя Нацбанк прилагает максимум усилий для того, чтобы банки не становились банкротами, тем не менее, как отметил С. Дубков, это происходило, происходит и в условиях рыночной экономики может происходить в дальнейшем. Поэтому главное для банковского надзора, по мнению С. Дубкова, — обеспечить систему раннего предупреждения банкротства банков и создание действенной системы компенсаций его кредиторам и вкладчикам в случае возникновения проблем. “Вот почему нужны законы о гарантировании вкладов населения и о бюро кредитных историй, вот почему нужна была новая редакция Банковского кодекса, вот почему такое большое внимание уделяется Нацбанком приведению банковского надзора и корпоративного управления в банках в соответствие с международными стандартами”, — отметил С. Дубков.

"Белорусы и рынок", №33 от 28.08.2006

Источник "Белорусы и рынок", №33 от 28.08.2006
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio