|
Особенности таможенных режимов необходимо учитывать в ходе процедур банкротства |
|
Таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, для таможенных целей. (Статья 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь) Согласно статистическим данным почти одна треть предприятий Республики Беларусь относится к числу убыточных (1). Определенную долю среди них составляют субъекты так называемого «малого предпринимательства», дела об экономической несостоятельности (банкротстве) которых все чаще становятся предметом рассмотрения хозяйственных судов, в том числе с возбуждением ликвидационного производства. В соответствии со статьей 142 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»(2) (далее — «Закон о банкротстве») после открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника. Однако определенную часть имущества должники в свое время приобретали по внешнеэкономическим договорам для реконструкции и развития производственных мощностей по линии кредита Европейского банка реконструкции и развития (далее — ЕБРР). Данные обстоятельства являются существенными условиями таможенного режима, в соответствии с которым товар был перемещен на таможенную территорию Республики Беларусь, определяющими особенности проведения операций с таким имуществом, а также пользование и распоряжение им, которые необходимо учитывать и в ходе процедур банкротства малых и средних предприятий. Учитывая рост числа дел о банкротстве, рассматриваемых хозяйственными судами, полагаем целесообразным остановиться на особенностях выпуска товаров, перемещаемых на таможенную территорию Республики Беларусь, и помещения их под таможенные режимы. Понятие «выпуска товаров» является наиболее общим. Дальнейшая конкретизация выпуска зависит от вида таможенного режима, в соответствии с которым товар выпускается специальной таможенной процедурой или другими особенностями выпуска, обусловленными необходимостью соблюдения заинтересованным лицом определенных требований. Обязательным условием выпуска товаров для свободного обращения, как закреплено в статье 31 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей. Однако на практике могут возникать ситуации, выходящие за рамки регулирования вопросов применения таможенных режимов, предусмотренных ТК. Речь идет о выпуске товаров, переданных владельцам в распоряжение, но с предоставлением таможенных льгот. Понятие «таможенные льготы» (преференции) в таможенной терминологии, определяемой статьей 18 ТК, не упоминается. Однако его признаки присутствуют практически во всех основных институтах таможенного дела. Как правило, под льготой принято понимать предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения(3). Таможенные льготы предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлин или в снижении ставки пошлин в отношении: — отдельных видов товаров, ввозимых для выпуска в свободное обращение; — товаров, ввозимых в рамках отдельных таможенных режимов. Товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены таможенные льготы, в сфере таможенного дела принято именовать «условно выпущенными». Таможенная практика выделяет целую группу товаров, в отношении которых предоставляются таможенные льготы, и которые попадают под понятие «условно выпущенные». Условный выпуск чаще всего применяется к товарам и транспортным средствам, ввоз (вывоз) которых обусловлен реализацией целевых программ. Исходя из темы публикации, интерес для нас представляет такой вид «условно выпущенных» товаров, как оборудование, машины, механизмы. Сюда относятся и материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (кроме подакцизных), которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Условный выпуск вышеуказанного товара, помещаемого под таможенный режим выпуска для свободного обращения, связан с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных платежей. Так, Дополнением от 5 сентября 2002 года № 3 к Соглашению от 22 июня 1995 года между Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь «О порядке реализации кредита ЕБРР для поддержки малых и средних предприятий» установлено, что «средства кредитной линии используются для финансирования малых и средних предприятий, предназначенных для развития их производственных мощностей». Декретом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 года № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было отменено предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.2 названного Декрета предусмотрено, что по решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана налогоплательщикам в иных видах. В частности, в соответствии с пунктом 2.4 Декрета товары, ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики в соответствии с контрактами, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами и акцизами. Данные льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в рамках вышеуказанных контрактов, были предусмотрены и Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2002 года № 493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(4). С учетом этого таможенными органами Республики Беларусь соответствующие субъекты хозяйствования при таможенном оформлении товаров, ввозимых в соответствии с контрактами, платежи по которым вносились за счет кредитов ЕББР, и предназначавшихся для производственных целей юридического лица, освобождались от уплаты таможенных платежей. Учитывая, что такое освобождение предоставлялось исключительно для определенных целей, товары могут использоваться только с учетом этих целей. Использование указанного товара в иных целях (в том числе его купля-продажа при осуществлении процедур банкротства) допускается, как установлено в части 1 статьи 29 ТК, только с разрешения таможенного органа Республики Беларусь при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК и иными актами законодательства Республики Беларусь. Конкретизируя данное положение, пункт 37 Инструкции о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — ГТК) от 11 мая 2005 года № 28, устанавливает, что «использование товаров, оформленных с предоставлением льгот либо распоряжение такими товарами (в том числе реализация за пределы Республики Беларусь) в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, без разрешения таможни и без уплаты таможенных платежей является соответственно нецелевым использованием либо нецелевым распоряжением» (курсив автора). Следует отметить, что аналогичный целевой порядок использования и распоряжения товарами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы, был установлен и ранее действовавшим постановлением ГТК от 7 декабря 2000 года № 75 «Об особенностях уплаты таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров, при таможенном оформлении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей(5). В регламентации внешнеэкономической деятельности таможенное законодательство занимает особое место, однако, в силу его сложности, наличия огромного количества подзаконных актов, имеются основания для его неоднозначного понимания, толкования и применения на практике субъектами внешней торговли. Приведем пример из таможенной практики. По решению хозяйственного суда С. был назначен управляющим по санации и банкротству ПООО «В». Управляющим в соответствии со статьей 142 Закона о банкротстве принимались меры по продаже имущества должника на стадии ликвидационного производства. В частности, 2 мая 2005 года ИЧУПТИ «А» согласно договору купли-продажи был продан испаритель— холодильный аппарат марки «Балтимор». Менеджером ИЧУПТИ «А» 28 мая в таможенный орган была подана ГТДи в отношении приобретенного товара заявлен режим экспорта. В ходе осуществления операций таможенного контроля было установлено, что заявленный товар в 1999 году был ввезен ПООО «В» на таможенную территорию Республики Беларусь с предоставлением преференций по уплате таможенных платежей, поскольку согласно условий контракта приобретенный товар оплачивался за счет средств кредитной линии ЕБРР. В отношении управляющего по санации и банкротству С. таможенным органом был составлен административный протокол за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 193-4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП), и направлен в суд для рассмотрения по существу. Постановлением судьи от 5 августа 2005 года в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 37КоАП, С. от административной ответственности освобожден, а товар, в отношении которого проведены неправомерные операции, связанные с пользованием и распоряжением не в соответствии с его таможенным режимом, изъят у ИЧУПТИ«А» и конфискован в доход государства(6). Анализ данной ситуации позволяет нам высказать мнение о том, что нарушения таможенных правил не произошло, если бы управляющим: — надлежащим образом были бы изучены внешнеэкономические документы на приобретение имущества (договор, контракт, инвойс и т.д.), подлежавшего продаже в ходе ликвидационного производства, в которых отражаются условия поставки, цена, порядок оплаты и т.д.; — учтено то, что статус имущества (исходя из таможенной терминологии товара) определяется условиями таможенного режима, в соответствии с которым он был перемещен через таможенную границу Республики Беларусь. В соответствии со статьей 76 Закона о банкротстве управляющий с момента его назначения обязан принять в ведение имущество должника. Применительно к таможенному законодательству с этого момента он является должностным лицом, ответственным за соблюдение таможенных процедур. Поэтому и при совершении сделок с имуществом должника, в отношении которого установлены таможенные ограничения, управляющий является лицом, ответственным перед таможенными органами. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что требования таможенных процедур должны учитываться как участниками процедур банкротства, так и третьими лицами, приобретающими имущество в ходе ликвидационного производства. Временным управляющим, управляющим по санации и банкротству в ходе описи (инвентаризации) имущества, при анализе финансового состояния должника, составлении планов по санации и ликвидации необходимо выявить наличие среди имущества должника товаров, в отношении которых имеются ограничения по использованию и распоряжению, установленные при ввозе их на таможенную территорию Республики Беларусь. В том числе и в связи с приобретением их по линии кредитов международных финансовых организаций, и, в частности, по линии ЕБРР. Привлечение управляющего к ответственности за нарушение таможенных правил, на взгляд автора, сомнений не вызывает. В то же время нельзя не отметить, что обоснованность конфискации имущества у ИЧУПТИ «А», которое в анализируемой ситуации являлось, по нашему мнению, его добросовестным приобретателем, вызывает определенные сомнения. На данное обстоятельство автором уже обращалось внимание в публикациях(7), ибо законодателем не предусмотрена возможность применения конфискации имущества у субъекта хозяйствования, приобретшего на законном основании имущество, режим которого был изменен прежним владельцем в нарушение требований таможенного законодательства. Поскольку этот вопрос не охватывается рамками публикации, подробно он не рассматривается автором. Анализ особенностей продажи имущества должника, в отношении которого таможенными органами были установлены ограничения по распоряжению им, будет не полным, если не коснуться еще одного аспекта. Речь идет о ситуациях, когда управляющим в ходе процедуры банкротства своевременно выявляется имущество должника, в отношении которого таможенными органами установлены вышеуказанные ограничения. Ведь и в этом случае у управляющего, как обоснованно отмечается по результатам обобщения судебной практики судьями хозяйственного суда Брестской области, возникают проблемы с продажей такого имущества. Ибо у должника средств на оплату таможенных платежей, как правило, не имеется, а без их уплаты таможня не выдает разрешения на распоряжение имуществом. С учетом этого, ими высказано мнение о необходимости внесения изменений в Закон о банкротстве по закреплению в нем возможности уплаты таможенных платежей после реализации имущества должника(8). Безусловно, в связи с отсутствием соответствующего правового регулирования распоряжение имуществом должника в ходе ликвидационного производства, в отношении которого имеются «таможенные» ограничения, создает на практике определенные трудности, которые не позволяют в должной мере защитить, прежде всего, имущественные интересы кредиторов. Однако полагаем, что внесением изменений только в Закон о банкротстве данная проблема не может быть решена. Порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, как установлено в статье 1 ТК, являются одной из составляющих таможенного дела в Республике Беларусь. Статья пятая Таможенного кодекса закрепляет, что законодательство о таможенном деле Республики Беларусь состоит из ТК, Закона «О Таможенном режиме», иных актов законодательства, принятых в соответствии с ТК. Поэтому именно таможенное законодательство должно содержать четко сформулированный понятийный аппарат, быть тесно взаимосвязанным с иными отраслями законодательства, что позволит обеспечить единообразное толкование и применение устанавливаемых норм и правил и в актах иных отраслей права. Со дня принятия Таможенного кодекса 1997 года в правовой системе Республики Беларусь произошли значительные изменения в регулировании деятельности субъектов хозяйствования, в частности, введен институт банкротства. В связи с этим назрела необходимость более подробной регламентации в Таможенном кодексе не только процесса перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определенный таможенный режим, но также и особенностей распоряжения ими, в том числе, и в ходе процедур банкротства. Следовательно, целесообразно дополнить статью 29 ТК частью третьей следующего содержания: «В отношении условно выпущенных товаров и транспортных средств, которые в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» подлежат продаже в ходе ликвидационного производства, таможенным органом может быть выдано разрешение на использование и распоряжение ими при предоставлении управляющим гарантий обеспечения уплаты таможенных платежей после реализации товаров и транспортных средств». И только после установления в таможенном законодательстве такой процедуры соответствующие изменения могут быть внесены и в Закон о банкротстве по детальной регламентации прав и обязанностей управляющего в части распоряжения имуществом, в отношении которого имеются таможенные ограничения.
Кирилл ШАБЕКА, магистрант БНТУ, бакалавр экономических наук
----------------------------------------------------------------------------------------- 1 См.: Каменков В. О некоторых проблемах защиты экономических прав субъектов хозяйствования на современном этапе // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2005. - № 14. — С. 46. 2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 2000. - № 26-27.- Ст. 361. 3 См.: Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия. - 1978. — С. 733. 4 НРПА. - 2002. - № 109. 5 Данное постановление утратило силу постановлением ГТК от 11.05.2005. См.: НРПА.-2001.-№11. 6 Архив суда Октябрьского района города Минска. - Дело № 6/2535-05. 7 См.: Шабека К.Н. Добросовестный приобретатель транспортного средства: проблемы ответственности в сфере таможенного регулирования //Право Беларуси. - 2005.-№ 3. 8 См.: Леванчук Л., Петрукевич В., Фисюк С. Практика рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2005. - № 14. - С. 25.
"Вестник ВХС РБ", №20, октябрь 2006 г.
Источник "Вестник ВХС РБ", №20, октябрь 2006 г.
|
|
|