Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Отдельные аспекты практического применения законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности…
 
По результатам проведенного совместного совещания Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь в части практического применения отдельных положений законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) В конце прошлого года в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь под руководством заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Козыревой Лилии Григорьевны при участии судей - членов судебной коллегии по рассмотрению дел об экономической несостоятельности (банкротстве), специалистов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Директора и представителей Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь было проведено расширенное совещание по теме: «Отдельные аспекты практического применения законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Цель совместного совещания — обсуждить наиболее важные ситуации, возникающие при практическом применении положений законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве), и подготовить разъяснения по отдельным вопросам применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ № 508) и Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».


1. Отмена и снятие ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, в том числе приостановление операций должника по счетам в банке, наложенных соответствующими контролирующими органами.

Одной из проблем, с которой сталкиваются временные (антикризисные) управляющие при осуществлении своих прав и обязанностей в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), является невыполнение в отдельных случаях контролирующими органами требований Закона Республики Беларусь от 18 июня 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон), регламентирующих последствия вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника и введении защитного
периода, определения об открытии конкурсного производства в отношении должника, в том числе и при закрытии управляющими счетов в соответствии с нормами статьи 102 Закона.
В частности, в случае вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства в отношении должника, которое является основанием для отмены ранее наложенных в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника и направляется в адрес соответствующих контролирующих органов для сведения и принятия необходимых действий, последние неосновательно отказываются выполнять требования судебного постановления и Закона в части снятия ограничений по распоряжению имуществом должника.
Свидетельством тому является переписка управляющих с соответствующими контролирующими органами.
В свою очередь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь неоднократно давались разъяснения по вопросам правового статуса и порядка применения положений статей Закона в данной части.
Так, исходя из содержания абзаца тринадцатого статьи 90 Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства отменяются и снимаются, соответственно, не только ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника, но и иные ограничения по распоряжению имуществом должника.
Поскольку перечень таких ограничений является открытым, считаем, что приостановление операций плательщика по счетам в банке, действующее на основании решений органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, арест на денежные средства и иное имущество, находящееся в банке, наложенный по постановлению органа дознания и предварительного следствия, решению, определению хозяйственного суда или общего суда, в том числе и в рамках производства по уголовному делу (далее — компетентные органы, наложившие арест и иные ограничения), также подлежат отмене при открытии конкурсного производства в отношении должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве).
Определение хозяйственного суда об открытии конкурсного производства является основанием для вынесения компетентными органами, наложившими арест и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, соответствующего решения (постановления, определения) о снятии такого ареста или ограничения, если в определении хозяйственного суда об открытии конкурсного производства не установлено иное.
В этой связи хозяйственный суд направляет определение об открытии конкурсного производства в соответствующий компетентный орган, наложивший арест или иное ограничение по распоряжению имуществом должника, который на основании такого определения отменяет наложенный арест или ограничение.
При этом необходимо принимать во внимание, что в соответствии с частью первой статьи 27 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на территории Республики Беларусь.
Если компетентные органы, наложившие арест или иные ограничения, отказываются их отменить, управляющий вправе поступить следующим образом.
Во-первых, принимая во внимание право хозяйственного суда вынести частное определение при выявлении нарушения законодательства, регламентированное нормами статьи 215 ХПК и статьи 33 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года), управляющий вправе заявить перед хозяйственным судом о вызове в хозяйственный суд должностных лиц компетентных органов, наложивших арест или иные ограничения, для разрешения вопроса о снятии наложенного ареста или иного ограничения по распоряжению имуществом должника со стороны компетентных органов, и, при необходимости, для вынесения хозяйственным судом частного определения в адрес таких компетентных органов об устранении выявленного нарушения законодательства об экономической несостоятельности (банкротства).
С другой стороны, управляющий также имеет право воспользоваться правилами статей 227—230 ХПК и, как следствие, обратиться в хозяйственный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) компетентного органа, наложившего арест или иные ограничения.
Однако обращение в хозяйственный суд, в том числе и при обжаловании решений, действий (бездействия) контролирующих органов, сопряжено с процессуальными сроками и, следовательно, затягиванием времени, в течение которого возможно значительное ухудшение хозяйственной (экономической) деятельности должника.
Таким образом, участники совещания пришли к единому мнению о целесообразности подготовки и направления в адрес руководителей контролирующих органов соответствующего обращения с просьбой доведения до подведомственных органов необходимости реагирования на судебные постановления хозяйственных судов, вынесенных в рамках процедуры экономической несостоятельности (банкротстве), и соблюдения последствий вынесения таких определений.

2. Полномочия антикризисного управляющего по принятию решений, относящихся к компетенции собрания акционеров, в случае вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства в отношении должника — акционерного общества.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 103 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) собрание акционеров является высшим органом управления в акционерном обществе.
В соответствии с положениями абзацев пятого и шестого статьи 90 Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства (далее — момент открытия конкурсного производства) приостанавливаются полномочия органов управления должника. Полномочия органов управления переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с настоящим Законом к другим лицам (органам), в частности, собранию кредиторов или комитету кредиторов.
Следовательно, правилами статьи 90 Закона управляющий в рамках процедуры экономической несостоятельности (банкротства) наделяется полномочиями органов управления должника, в том числе и полномочиями, относящимися к исключительной компетенции собрания акционеров, за исключением, как указано выше, полномочий собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Перечень полномочий комитета кредиторов определен в статье 60 Закона. Данный перечень не является исчерпывающим, так как в соответствии с законодательством к компетенции комитета кредиторов могут быть отнесены иные полномочия собранием кредиторов.
В свою очередь, часть шестая статьи 53 Закона приводит перечень полномочий, которые относятся к исключительной компетенции собрания кредиторов. Хотя данный перечень и не является исчерпывающим, он все-таки ограничен рамками Закона, что регламентировано абзацем восьмым части шестой статьи 53 Закона.
Иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов, предусмотрены, например, статьями 93, 100, 103, 108, 122, 130, 131, 132, 142, 143 Закона.
Согласно части первой статьи 61 Закона в производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника.
При этом управляющий без доверенности действует от имени должника, представляет его интересы не только в суде, но и во всех учреждениях и организациях в порядке, определенном законодательством, решает все иные вопросы деятельности должника, за исключением отнесенных действующим законодательством к компетенции иных органов.
Таким образом, с момента открытия конкурсного производства в связи с переходом полномочий органов управления должника к управляющему (абзац шестой статьи 90 Закона) и принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что управляющий вправе самостоятельно осуществлять функции, отнесенные законодательством к компетенции общего собрания акционеров, для достижения целей процедур экономической несостоятельности (банкротства), если такие функции не отнесены Законом к полномочиям собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Возможность и порядок выполнения управляющим функций, прямо не предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), но вытекающих из него, также могут быть предусмотрены в плане санации или ликвидации, который является подтверждением конкретных действий управляющего, выражения воли собрания кредиторов и соответствия законодательству, в случае утверждения его судом.

3. Возможно ли дополнительное начисление хозяйственным судом налога на добавленную стоимость при назначении вознаграждения управляющим — юридическим лицам, так как после уплаты такими юридическими лицами налога на добавленную стоимость их вознаграждение, по сравнению с вознаграждением, назначаемым управляющим - индивидуальным предпринимателям, становится значительно меньше?

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года) (далее — Закон о НДС) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Однако индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость с учетом особенностей, предусмотренных статьей 1-1 Закона о НДС.
Так, согласно статье 1-1 Закона о НДС индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, а именно: если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев; если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям — плательщикам налога.
Вместе с тем часть вторая статьи 1-1 Закона о НДС предоставляет индивидуальным предпринимателям право уплачивать налог в порядке, предусмотренном данным Законом, независимо от возникновения вышеназванных обстоятельств.
Таким образом, при отсутствии обстоятельств, являющихся основанием для признания индивидуального предпринимателя плательщиком налога на добавленную стоимость, последний имеет право не уплачивать его, в отличие от юридического лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость.
Возможность урегулирования данного неравенства за счет увеличения хозяйственным судом вознаграждения управляющему — юридическому лицу на сумму налога на добавленную стоимость законодательством Республики Беларусь на данном этапе не предусмотрено, что и было обосновано Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Так, из содержания статей 51 и 71 Закона следует, что хозяйственный суд назначает управляющему вознаграждение в пределах, определяемых законодательством.
Нормами части второй пункта 5 Положения о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и минимальных размеров вознаграждения управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в процедуре санации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2003 года № 213 (далее — Положение), установлено, что хозяйственный суд назначает вознаграждение управляющему в зависимости от фактических затрат рабочего времени, направленных на достижение результатов деятельности управляющего в процедурах банкротства.
Кроме того, пунктом 10 Положения прямо предусмотрено, что размер вознаграждения управляющего определяется и назначается в зависимости от отрасли экономики, к которой отнесен основной вид деятельности должника, путем умножения базовой величины на соответствующий коэффициент увеличения базовой величины, утвержденный настоящим постановлением, и соответствующий корректирующий коэффициент согласно приложению к настоящему Положению, устанавливающий зависимость размера вознаграждения от списочной численности работающих и балансовой стоимости имущества (активов) должника. Исключение составляют случаи недостаточности или отсутствия имущества должника.
Пунктом 12 Положения приведен исчерпывающий перечень условий, при выполнении которых в процессе санации может быть увеличен размер вознаграждения управляющего.
В соответствии с пунктом 14 Положения хозяйственным судом может быть назначено по предложению собрания (комитета) кредиторов дополнительное вознаграждение управляющему в зависимости от результатов и эффективности его деятельности в процедуре санации. Основным условием назначения дополнительного вознаграждения управляющему является удовлетворение требований кредиторов в соответствии с планом санации и реестром требований кредиторов. В случае несоблюдения основного условия дополнительное вознаграждение не выплачивается даже при выполнении других, предусмотренных Положением, условий.
Согласно пункту 20 Положения хозяйственный суд вправе по собственной инициативе и по предложению собрания (комитета) кредиторов увеличить вознаграждение управляющему до 20 процентов устанавливаемое в соответствии с Положением в защитном периоде и в ликвидационном производстве. Такое увеличение вознаграждения управляющему, на наш взгляд, возможно при наличии конкретных обстоятельств, признанных хозяйственным судом достаточными для увеличения вознаграждения управляющему, например, качественное или досрочное исполнение управляющим своих полномочий в процедурах защитного периода или ликвидационного производства.
На основании вышеизложенного следует, что Положением прямо предусмотрен порядок определения и назначения вознаграждения управляющему, размер вознаграждения в зависимости от видов процедур банкротства, основания и условия увеличения размера такого вознаграждения, а также назначения дополнительного вознаграждения.
Начисление каких-либо налогов к выплачиваемому управляющему вознаграждению нормами Положения и Закона не установлено, в связи с чем в компетенцию хозяйственного суда не входит дополнительное начисление налога на добавленную стоимость при назначении вознаграждения управляющему.

4. О статусе управляющего в период после прекращения производства по делу о банкротстве по основаниям для прекращения производства по делу о банкротстве, предусмотренным статьей 47 Закона, с учетом последствий вынесения хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве согласно статье 48 Закона, применительно к нормам статей 80, 81 Закона, то есть до назначения (избрания) нового руководителя должника.
При наличии оснований, предусмотренных статьей 47 Закона, хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве должника, о чем выносится соответствующее определение.


В соответствии со статьей 48 Закона после вынесения хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве полномочия руководителей должника и иных органов управления должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия восстанавливаются и снимаются иные ограничения, установленные в связи с производством по делу о банкротстве.
В свою очередь, статьей 80 Закона регламентировано, что прекращение производства по делу о банкротстве влечет прекращение полномочий управляющего в соответствии со статьей 81 Закона,
частью первой которой установлено, что хозяйственный суд выносит определение об освобождении управляющего от исполнения обязанностей после прекращения производства по делу о банкротстве должника по основаниям, предусмотренным Законом, и передачи управляющим новому руководителю имущества и дел должника.
Следовательно, после прекращения производства по делу о банкротстве и до назначения (избрания) нового руководителя должника ддя передачи ему управляющим имущества и дел должника, управляющий должен продолжать исполнять свои обязанности уже в части функций руководителя должника (часть вторая статьи 80 Закона).
Однако, принимая во внимание императивный характер части третьей статьи 80 Закона, в любом случае период от вынесения хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве до передачи управляющим новому руководителю имущества и дел должника не должен превышать трех месяцев.
Поэтому считаем, что в данном случае хозяйственный суд вправе в определении о прекращении производства по делу о банкротстве указать на обязанность выполнения управляющим своих полномочий в период до назначения нового руководителя должника и определить размер вознаграждения управляющему, выплачиваемого в этот период времени.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь уже обратил внимание на данную проблему и вышел с инициативой ее урегулирования в рамках подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», что нашло свое отражение в названном проекте Закона Республики Беларусь.

5. Порядок, срок и лица, ответственные за закрытие счетов должника в ходе такой процедуры экономической несостоятельности (банкротства), как конкурсное производство, а также возможность использования нескольких счетов должника, применительно к положениям статьи 102 Закона.

Исходя из содержания частей второй и третьей статьи 102 Закона, управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет должника), все другие счета должника подлежат закрытию управляющим по мере их выявления.
В силу пункта 54 Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года № 24.12 (в редакции постановления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 72), (далее — Правила), текущие и другие счета закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету и задолженность Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд).
Получается, что, например, при наличии задолженности перед Фондом, управляющий формально не может закрыть счета должника, как это предусмотрено нормами статьи 102 Закона.
Однако действия, направленные на урегулирование такого пробела законодательства Республики Беларусь, уже предприняты.
Так, абзацем третьим пункта 3 Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, новая редакция которого утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 28 октября 2005 года № 511, еще не вступившим в силу (далее — Указ № 511), уже предусматривается, что банки не имеют право закрывать текущие (расчетные) и иные счета без справки органов Фонда об отсутствии у плательщика задолженности Фонду, а при ликвидации (прекращении деятельности) плательщика, открытии в отношении его конкурсного производства — справки о наличии либо об отсутствии задолженности Фонду, за исключением счетов, перечень которых утверждается законодательным актом Республики Беларусь.
Пунктом 4 Указа № 511 Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок поручено обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом; принять иные меры по реализации данного Указа.
Таким образом, Совет Министров Республики Беларусь вправе обратиться к Национальному банку Республики Беларусь о I необходимости предпринять действия, направленные на приведение центральным банком Республики Беларусь положений Правил в соответствие с вышеназванной нормой Указа № 511, что позволит управляющим более результативно осуществлять свои права и обязанности в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе и закрывать текущие счета должников при наличии у них задолженности перед Фондом.
Возможность использования в процедуре конкурсного производства, помимо основного счета должника, иных счетов, например, валютного счета, допускается хозяйственным судом по правилам части первой статьи 102 Закона, которая носит диспози-тивный характер.
То есть, положения части первой рассматриваемой статьи наделяют хозяйственный суд правом установить возможность использования управляющему иного счета должника в банке при условии соблюдения норм законодательных актов. Например, управляющий может заявить ходатайство перед хозяйственным
судом о целесообразности использования иного счета должника, представив при этом в каждом конкретном случае определенные доказательства необходимости использования другого счета в целях обеспечения надлежащего функционирования должника.

6. Порядок предъявления управляющему требований кредиторов в случае возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) по заявлению ликвидационной комиссии, предусмотренный статьей 247 Закона (упрощенная процедура банкротства).

Главой 1 раздела XI Закона определяются особенности возбуждения и рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, в отношении которых принято решение о ликвидации в установленном законодательными актами порядке, то есть согласно Положению о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 (далее — Положение о государственной регистрации).
Исходя из содержания статьи 247 Закона, в случае выявления обстоятельства недостаточности стоимости имущества должника
- юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в установленном законодательными актами порядке, для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника - юридического лица в течение одного месяца со дня выявления названого обстоятельства.
Обязанность обратиться с заявлением о банкротстве должника
- юридического лица в течение указанного срока с момента выявления обстоятельства недостаточности стоимости имущества должника - юридического лица для удовлетворения требований кредиторов установлена также в отношении собственника имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителя (участника) юридического лица или его руководителя либо иного уполномоченного органа при условии, что решение о ликвидации юридического лица уже было принято в соответствии с Положением о государственной регистрации, однако, ликвидационная комиссия (ликвидатор) еще не назначена (не назначен).
Правом на обращение с заявлением о банкротстве должника — юридического лица при наличии обстоятельства, предусмотренного частью первой статьи 247, обладает только кредитор этого должника.
В свою очередь, положениями статьи 59 ГК установлено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Обычно, одним из последующих действий со стороны ликвидационной комиссией является проведение собрания кредиторов или их полномочных представителей для согласования с последними плана ликвидации ликвидируемого юридического лица.
В случае одобрения собранием кредиторов плана ликвидации ликвидируемого юридического лица, ликвидационная комиссия должна представить этот план учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица для его утверждения.
Как правило, план ликвидации должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица; условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; учет интересов собственников, участников и трудового коллектива юридического лица; перечень имущества, подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц.
План ликвидации юридического лица должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией.
Таким образом, при ликвидации должника — юридического лица по правилам ГК и Положения о государственной регистрации требования кредиторов удовлетворяются на основании сведений, отраженных ликвидационной комиссией в промежуточном ликвидационном балансе, а также в плане ликвидации юридического лица, составленном данной комиссией.
Однако необходимо учитывать, что Закон регламентирует особенности возбуждения и рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе и в отношении должников - юридических лиц при подаче в хозяйственный суд ликвидационной комиссией заявления об их экономической несостоятельности (банкротстве).
Так, согласно части первой статьи 248 Закона в определении о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого юридического лица хозяйственный суд указывает об открытии конкурсного производства и назначении управляющего.
Последствия открытия конкурсного производства установлены, в частности, статьей 90 Закона, в соответствии с правилами абзаца шестнадцатого которой все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.
Порядок предъявления требований кредиторов, установление их размера, признание и защита таких требований предусмотрены статьями 93—98 Закона.
Часть первая статьи 93 Закона гласит, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанные требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве. Требования кредиторов, размер которых в соответствии с настоящим Законом признается установленным, направляются управляющему вместе с документами, позволяющими признать размер указанных требований установленным.
В свою очередь, размер платежных обязательств по требованиям кредиторов к должнику считается установленным, как это предусмотрено частью третьей статьи 4 Закона, если он подтвержден вступившим в законную силу решением общего или хозяйственного суда, исполнительными документами, а также в иных случаях, предусмотренных Законом.
Законом не регламентировано, что промежуточный ликвидационный баланс или план ликвидации юридического лица, составленные ликвидационной комиссией, являются основаниями для признания установленным размера требований кредиторов к ликвидируемому должнику — юридическому лицу.
Следовательно, названные документы могут быть использованы, например, как вспомогательные средства для выявления и установления кредиторов, имеющих требования к ликвидируемому должнику, но не могут являться основанием для признания размера требований установленными и оформленными, как того требуют нормы Закона. Данные документы не являются и основанием для установления очередности погашения требований кредиторов этого должника, что обусловлено следующим.
В соответствии с частью второй статьи 93 Закона управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения и по результатам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов.
Расчеты же с кредиторами производятся управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов (часть первая статьи 150 Закона).
Таким образом, после вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника — юридического лица и открытии в отношении него конкурсного производства, все требования кредиторов должны предъявляться управляющему строго по правилам и только в порядке, предусмотренным Законом, для их включения в реестр требований кредиторов со всеми вытекающими из правил Закона последствиями.

Источник "Вестник ВХС РБ", №6, март 2006 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio