Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ПРИБЫЛЬ НЕ ГЛАВНОЕ
 
После объявленного президентом изменения стиля работы (теперь он будет "наблюдать со стороны", как работает правительство) само правительство провело 25 апреля заседание, где продемонстрировало переход от "ручного управления" экономикой к "экономическим рычагам".
Ирина КРЫЛОВИЧ
Несмотря на анонсированную тему заседания - итоги первого квартала, основная часть его была посвящена перспективам. И прежде всего перспективам оздоровления убыточных предприятий.
Надо отметить, что этой проблемой правительство озабочено давно, но пока количество убыточных предприятий уменьшается как-то зигзагообразно. Как заявил на заседании 25 апреля и. о. первого вице-премьера Владимир Семашко, по итогам 2005 года за счет переоценки собственности количество убыточных предприятий снизилось до 370. "Это обычная бухгалтерская операция, которая постоянно осуществляется по итогам года. Но затем, когда процесс пошел своим чередом, в феврале и марте количество убыточных предприятий увеличилось до более 2,6 тысячи, в том числе в промышленности – 471 предприятие”, - констатировал В. Семашко.
В связи с этим правительство планирует в 2006 г. принять кардинальные меры в этом направлении и создать "более совершенную систему управления предприятиями".
Один из шагов в сторону совершенствования - это национализация. Для 108 убыточных промышленных акционерных обществ уже подготовлен проект указа, в соответствии с которым эти предприятия получат поддержку в обмен на передачу не какой-то части своих акций, как это бывало ранее, а на весь пакет, который предлагается передать государству).
С теми же, сто и так государственный, будут продолжать возиться путем уменьшения ставок по кредитам, освобождения от налогов и: применения прочих хорошо известных и много лет используемых мер, которые, несмотря на свой постоянный кардинальный характер, пока, к сожалению, не дают должного эффекта.
В частности, в порядке очередного эксперимента будет оказана поддержка кожевенно-обувной отрасли -проект соответствующего указа с изложением пожеланий концерна "Беллегпром" уже неоднократно обсуждался на страницах «БР».
В. Семашко сообщил, что в эксперимент предполагается включить 36 предприятий концерна «Беллегпром» . Проектом документа предусматривается освобождение этих предприятий с 1 июня 2006 г. по 30 июня 2009 г. .от НДС, за исключением ввоза из России, и таможенных пошлин на товары для технического перевооружения и модернизации, ремонта оборудования. Сырье, материалы, комплектующие для собственного производства предприятий -участников эксперимента также предполагается не облагать таможенными пошлинами. А при уплате НДС им будет предоставляться отсрочка на 60 дней. Защиту внутреннего обувного рынка предполагается осуществлять также через сертификацию обуви.
По словам В. Семашко, разработан еще один проект указа, касающийся финансового оздоровления предприятий концернов "Беллегпром" и "Белместпром". В частности,
предусматривается освобождение организаций, входящих в состав этих концернов, с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. от сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. При этом на том же совещании было заявлено, что сам концерн "Белместпром" будет ликвидирован, -и это тоже практически решенный вопрос. В рамках какой структуры будут получать поддержку эти предприятия - не уточнялось.
Еще одной "действенной системой" оздоровления экономики и. о. первого вице-премьера назвал бизнес-планирование. Эта система, по словам В. Семашко, не только уже действует, но и дает результаты.
Они таковы. Бизнес-планы более 300 убыточных организаций уже направлены органы госуправления и ждут решения по реструктуризации задолженности. Предоставляемые отсрочки по этим организациям на 1 апреля составили более 380 млрд. ВYR, причем 269 млрд. BYR из них – по предприятиям республиканской собственности (оказывается, хроническим финансовым нездоровьем страдают не только акционерные общества).
При этом самая крупная отсрочка, по данным В. Семашко, предоставлена по платежам в бюджет. Это 63% от всей задолженности, подлежащей реструктуризации.
Чем оборачивается результативность бизнес-планирования для бюджета в абсолютных, а не относительных цифрах, проиллюстрировал в своем выступлении и. о. министра финансов Николай Корбут.
Он подчеркнул, что решение об освобождении отдельных предприятий от платежей в бюджет, оказании им поддержки в соответствии с указом о реструктуризации задолженности убыточных госорганизаций может привести к недопоступлению доходов бюджета по итогам этого года в объеме 650 млрд. BYR, или около 8% всех доходов.
Министр также отметил, что в текущем году, в отличие от 2005 г., нет предпосылок для значительного перевыполнения доходной части. За 1 квартал в бюджет поступило 6,1 трлн. BYR, однако сумма доходов, поступивших сверх плана,в январе-марте незначительна - 25 млрд. BYR. В течение этого периода были отмечены определенные отставания по поступлениям НДС, акцизов на автомобильное топливо.
Н.Корбут отметил, что все расходов I квартале были профинансированы в заявленных объемах, но в настоящее время финансирование из бюджета по заявкам идет с отставанием на 3-5 дней. По его словам, к концу первого полугодия
может возникнуть напряженность в бюджетных расходах, если не будет обеспечиваться должное выполнение основных подходов при формировании доходов бюджета. В частности, Н. Корбут потребовал обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств, в том числе в части финансирования АПК, более строгое соблюдение сметной дисциплины, поскольку по итогам квартала общий объем кредиторской задолженности по местным бюджетам составил более 150 млрд, BYR.
Но у правительства уже есть планы, как повысить платежную дисциплину. В этом, оказывается, могут помочь ноше показатели более «качественные», а не количественные. Как рассказал В. Семашко, правительство рассматривает целесообразность включения в перечень прогнозов показателя, характеризующего объем реализованной продукции. "Хотя формально - объем реализованной продукции -это тоже, по сути, количественный показатель. Тем не менее он будет работать на качественную сторону экономического роста. Таким образом, мы сможем одновременно решать вопросы расчетов, платежной дисциплины, сокращения задолженности. Это то, что нам сейчас крайне необходимо", -подчеркнул и. о. первого вице-премьера.
Хорошо еще, что пока правительство не решилось отказаться от такого качественного показателя, как прибыль, - с таким предложением неделей ранее на научной конференции, посвященной вопросам развития белорусской экономической модели, выступил директор Института экономики Академии наук Петр Никитенко. По его мнению, наша экономика доказала, что прибыль - не главное, главное -это объемы ВВП, ведь наша экономика является эффективной (с точки зрения роста), даже будучи неприбыльной.
Впрочем, эту особенность нашей модели в какой-то мере подтвердило и заседание правительства 25 апреля. Несмотря на постоянное выполнение показателей по росту объемов, главной темой всех заседаний Совмина в последние время является, как мы видим, вовсе не прибыль, а по-прежнему убытки.


Источник «Белорусы и рынок», № 17/03.05.06
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio