|
О проблемах ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями |
|
Желание осветить возникающие проблемы при ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и предложить пути выхода их них, исходя из анализа действующего законодательства, и побудило автора к написанию данной публикации. Сергей Кулаковский, судья хозяйственного суда Гродненской области Статья 77 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь в редакции от 1 ноября 2004 года дает возможность иностранным инвесторам создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют не менее чем 20 000 долларов США, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты их государственной регистрации. Порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется Инвестиционным кодексов Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь. Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями может осуществляться по решению ее учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Сообщение о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями должно быть опубликовано в печати в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 42 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2005 года № 15) (далее — Положение), ликвидация коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц, может осуществляться также в судебном порядке в случаях, предусмотренных пунктом 41.2 вышеуказанного Положения. Как показывает анализ материалов данной категории дел, коммерческие организации с иностранными инвестициями по тем или иным причинам зачастую не осуществляют предпринимательскую деятельность в течении шести месяцев подряд и не сообщают налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности в нарушение подпункта 1.4 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции от 18 ноября 2004 года), не представляют в налоговый орган по месту постановки на учет за соответствующий налоговый либо отчетный период бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением. При обнаружении данных оснований органы Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы, в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации такого субъекта хозяйствования. Однако согласно абзацу 6 подпункта 41.4 Положения регистрирующий орган не вправе самостоятельно принять решение о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями на основании полученного представления и обязан обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о ликвидации такого участника хозяйственной деятельности. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 года № 402 (в редакции постановления от 5 августа 2005 года № 866) «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате» облисполкомы и Минский горисполком освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу в хозяйственные суды исковых заявлений о ликвидации юридических лиц. Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» (далее - Пленум) хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации. Изучение данной категории дел показало, что в большинстве случаев работа ликвидационной комиссии не может быть завершена, а субъект хозяйствования с иностранными инвестициями не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с наличием у ликвидируемого по решению суда субъекта хозяйствования задолженности по государственной пошлине в размере 10 базовых величин перед республиканским бюджетом при отсутствии какой-либо иной кредиторской задолженности и имущества ликвидируемого участника хозяйственного оборота (часть 1 статьи 249 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). В таком случае юридическое лицо с иностранными инвестициями, в отношении которого судом принято решение о ликвидации, может быть ликвидировано только через процедуру банкротства (статья 247 Закона). Заявление о банкротстве должника, подаваемое налоговым или иным уполномоченным органом, выступающим от имени кредиторов — Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь, по обязательным платежам должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Обращение налогового органа в суд с заявлением о банкротстве должника с иностранными инвестициями необходимо ему для того, чтобы погасить (списать) задолженность субъекта хозяйствования перед республиканским бюджетом. В то же время налоговый орган как кредитор и орган взыскания государственной пошлины в доход республиканского бюджета не имеет права на обращение в суд с заявлением о признании должника с иностранными инвестициями экономически несостоятельным (банкротом). Поскольку сумма задолженности не превышает установленного подпунктом 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» предела (100 базовых величин) для обращения с таким заявлением. С учетом данных обстоятельств налоговому органу в соответствии с пунктом 14 вышеприведенного Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь остается возможность только передать данный исполнительный документ на взыскание в доход республиканского бюджета расходов по государственной пошлине ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия как орган ликвидируемого юридического лица обязана составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица. В том числе имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог и т.д., перечень кредиторов и предъявленных ими требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований. При анализе промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией и выявления ею факта недостаточности (отсутствия) имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (в рассматриваемом случае требования налогового органа о взыскании расходов по государственной пошлине в размере 10 базовых величин), ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве такого юридического лица (часть 2 статьи 247 Закона). Однако исполнить данную обязанность до июня 2005 года ликвидационная комиссия как орган ликвидируемого должника с иностранными инвестициями практически не могла из-за отсутствия необходимых денежных средств на уплату государственной пошлины за подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. Согласно подпункту 3.8 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 года № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2005 года № 221) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были уплачивать государственную пошлину по заявлениям о признании их экономически несостоятельными (банкротами) в размере трех базовых величин. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2005 года № 635 были внесены дополнения и изменения в вышеуказанное постановление. Пункт 2 данного постановления был дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Освободить от уплаты государственной пошлины юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий), а также являющихся некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, и индивидуальных предпринимателей за подачу заявлений о своей экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу этими лицами в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) иных исков и заявлений в суды». Предоставление дополнительных льгот отдельному кругу субъектов хозяйствования определенным образом активизировало должников, в том числе ликвидационных комиссий должников, на обращения в хозяйственные суды с заявлениями о признании их экономически несостоятельными (банкротами). Но не зря говорят, что дешево стоит, то дорого обходится. Так, согласно частям 3 и 4 статьи 251 в корреспонденции со статьей 253 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» антикризисный управляющий обязан в установленном порядке опубликовать сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника в нашем случае не осуществляющего предпринимательской либо иной деятельности. Из содержания статьи 17 Закона следует, что публикация информации по делам о банкротстве должна идти за счет средств должника, а при отсутствии у него средств — за счет средств кредитора, подавшего в хозяйственный суд заявление кредитора. Налоговый орган как кредитор по взысканию расходов по государственной пошлине в размере 10 базовых величин согласно решению суда о ликвидации должника с иностранными инвестициями не может преодолеть барьер, установленный подпунктом 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2203 года № 508, и тем самым не может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, имеющего только задолженность перед республиканским бюджетом по возмещению расходов по государственной пошлине в размере 10 базовых величин. Таким образом, не сам должник уже в лице управляющего по делу о банкротстве, ни потенциальный кредитор в лице налогового органа не в состоянии профинансировать расходы по публикациям по делам о банкротстве, которые по своему размеру сопоставлены с суммой (10 базовых величин), которую необходимо погасить (списать) ликвидируемому должнику через процедуру банкротства. Кроме того, в процессе производства по делу о банкротстве должника, ранее не осуществлявшего какой-либо деятельности, покрытие судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения управляющему, а также иных расходов, предусмотренных частью 1 статьи 144 Закона, производится из средств специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве в порядке, установленном законодательством. В настоящее время имеется совместное постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 мая 2002 года № 80/111 «Об утверждении Положения о порядке использования средств республиканского бюджета для выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 13 июля 2005 года № 93/126). Размер выплат управляющему по такой категории должника на сегодняшний день составляет 435 000 рублей. Порядок покрытия иных вышеуказанных расходов на данный момент отсутствует. Отсутствие денежных средств должника и порядка покрытия иных расходов, в том числе и судебных расходов, практически на нет сводит саму возможность завершения дела о банкротстве такого должника, и влечет за собой несопоставимые дополнительные расходы бюджетных средств. Данный вывод виден из простого математического расчета. Чтобы погасить (списать) задолженность (государственную пошлину) ликвидируемого субъекта хозяйствования (в том числе и с иностранными инвестициями) перед республиканским бюджетом в размере 10 базовых величин, необходимо потратить из того же республиканского бюджета минимум 18 базовых величин (15 базовых величин — выплата вознаграждения управляющему + 3 базовых величины — размер государственной пошлины, возлагаемый на должника и покрываемый за счет бюджета при вынесении судом решения о признании должника банкротом). Существующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса, а вернее его отсутствие, может привести к невозможности завершения ликвидационного процесса такого должника, несмотря на то, что ликвидационная комиссия, антикризисный управляющей с момента возбуждения конкурсного производства, да и работники суда затратили свое рабочее время, а бюджет понес определенные затраты. Снятию данной проблемы должно было способствовать утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 года № 358 Положение о порядке возмещения расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц и прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей (далее — Положение). С учетом принятия Советом Министров Республики Беларусь вышеуказанного постановления ликвидационные комиссии согласно абзацу 5 пункта 2 постановления Пленума утратили право на применение его норм в части порядка составления и утверждения сметы расходов по ликвидации юридического лица и финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы. Данное постановление рекомендовало облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно при формировании местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать ассигнования на возмещение расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц, но не более суммы планируемых к поступлению доходов в виде платы за их государственную регистрацию. Расчет средств, необходимых для финансирования расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, при отсутствии у них денежных средств и иного имущества, производится ликвидационной комиссией, утверждается регистрирующим органом и направляется в финансовый орган по месту его нахождения. Согласно пункту 3 Положения в состав затрат, связанных с ликвидацией юридических лиц, могут включаться расходы, необходимые для публикации объявления в газете «Республика» о ликвидации юридического лица, уведомления кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица, проведения торгов (тендера) в форме аукциона или конкурса по реализации имущества и сдачи документов в архив, а также затраты по привлечению аудиторов, экономистов, юристов. При этом размер оплаты привлеченных к работе в ликвидационной комиссии указанных специалистов в совокупности не должен превышать пяти базовых величин. Однако, как показала практика применения финансовыми органами данного пункта Положения, несмотря на то, что данный пункт по своему содержанию не является исчерпывающим, последние не относят затраты, связанные с уплатой государственной пошлины за ликвидацию субъекта хозяйствования с иностранными инвестициями, в состав затрат, связанных с ликвидацией. Таким образом, практически полностью парализуется работа ликвидационных комиссий по завершению ликвидации субъекта хозяйствования при наличии задолженности перед республиканским бюджетом в виде необходимости возмещения расходов по государственной пошлине, связанных с ликвидацией юридического лица при отсутствии у него какой-либо иной задолженности. Данная позиция финансовых органов аргументируется возможным не целевым использованием бюджетных средств, которые относятся к государственному имуществу, не целевое использование которого может повлечь меры административной ответственности, предусмотренные подпунктом 2.7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года № 40 (в редакции от 27 января 2003 года № 42) «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений». Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что назрела острая необходимость его совершенствования с целью минимизации бюджетных расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, и непродуктивных трудозатрат членов ликвидационных комиссий и работников хозяйственных судов. Включение в состав затрат, связанных с ликвидацией юридического лица, расходов по государственной пошлине, взыскиваемой по решению суда с ликвидируемого субъекта хозяйствования с иностранными инвестициями, в значительной мере урегулирует возможную тупиковую ситуацию.
Источник «Вестник ВХС РБ», №7/2006
|
|
|