|
Через “не могу” Американская юридическая школа глазами белорусского студента |
|
В последние годы одной из самых привлекательных специальностей для белорусского абитуриента является юриспруденция. И в развитых странах профессия юриста уже имеет высочайший рейтинг престижа. Однако на этом сходство нашей и зарубежной практики заканчивается. Евгений ВОЙТКЕВИЧ, студент американской юридической школы На Западе квалифицированный юрист - основной строитель гражданского общества и правового государства. У нас его задачи, а соответственно, и статус много скромнее. Как же осуществляется в США подготовка к столь серьезному поприщу, чем вообще отличаются будни студента нашего юрфака и американской юридической школы? Цель представляемой статьи -осветить наиболее яркие особенности американской системы, показавшиеся интересными выпускнику белорусского юрвуза, который провел ужо полгода в качестве студента юридической школы Seton Hall штата Нью-Джерси.
Как пробиться в заокеанские юристы? Следует заметить, что речь пойдет о полноценной юридической программе США, которая называется Juris Doctor (J.D.), занимает 3-4 года обучения и является своеобразным аналогом нашего юрфака. Учеба в юридической школе США (далее-ЮШ) -занятие не из дешевых. Диапазон годовой оплаты в 190 официально аккредитованных ЮШ колеблется от 8 до 37 тыс. USD в год, причем найти какой-либо грант или стипендию для оплаты обучения в ЮШ практически невозможно. Подавляющее большинство студентов решает проблему с помощью льготных банковских кредитов, которые можно возвращать в течение 10-20 лет после окончания обучения. Несколько сложнее взять кредит иностранным студентам, но и такая возможность существует. Минимальным требованием для белорусов и россиян, желающих поступить в американскую ЮШ, является наличие высшего образования, причем его профиль существенного значения не имеет: подойдет диплом об окончании практически любого вуза. Существует специальная процедура "оценки" диплома белорусского вуза по шкале американских образовательных стандартов, которая занимает несколько месяцев. Еще одним универсальным требованием для поступающих в ЮШ является прохождение единого вступительного теста, который называется LSAT (см. www.lsat.org). Никакие специальные юридические знания для сдачи теста не требуются; его цель - оценка тех качеств абитуриента, которые понадобятся будущему юристу: способность анализировать информацию, умение быстро принимать нужное решение и работать под давлением фактора времени. Централизованное тестирование проводите 4 раза в год в специальных центрах, разбросанных по всему миру. Его результаты можно рассылать на рассмотрение хоть во все 190 ЮШ, но при этом каждая школа взимает с абитуриента примерно 50 USD, которые не подлежат возврату при отказе в приеме.
Нешуточный кодекс чести С первых шагов в ЮШ понимаешь, что попал в совершенно иной, взрослый мир, в котором нужно нести ответственность за все, что ты делаешь. Все студенты обязаны подписать так называемый "Кодекс чести". За нарушение важнейших положений данного документа следует почти автоматическое исключение из школы. Например, если тебя застали списывающим на экзамене или полиция поймала тебя пьяным за рулем - быть беде. Кроме того, студентам-первокурсникам предлагается подать декларацию, в которой они должны заявить о любых предыдущих проблемах с законом, будь то ДТП 5-летней давности или штраф за распитие спиртных напитков в общественном месте. Главная цель декларирования - проверка будущих адвокатов на честность. Ходят страшные и правдивые истории о том, как, например, один студент с успехом окончил ЮШ, но не был допущен к сдаче экзамена на адвокатскую лицензию, потому что на первом курсе ЮШ он скрыл, что в далекой юности был задержан полицией за кражу какой-то чепухи. Причем все могло бы быть по-другому, если бы в начале обучения он честно признался об инциденте. Как видите, американские адвокаты очень серьезно борются за чистоту своих рядов.
Учебный процесс: с предельной нагрузкой Американская ЮШ славится своими колоссальными нагрузками. Как известно, судебный прецедент - это основной источник права в англо-американской правовой системе, поэтому немудрено, что главной обязанностью американского студента-юриста является чтение и осмысление тематических подборок судебных дел прошлых лет. Нередко приходится самостоятельно прорабатывать 50- ЮО страниц сложного юридического текста за вечер. Автору этой статьи за первый семестр обучения в ЮШ пришлось прочесть больше, чем за год-полтора обучения в Беларуси. Все предметы в ЮШ делятся на обязательные и предметы по выбору. В первый год обучения студент изучает как обязательные предметы "Гражданский процесс", "Контракты", "Обязательства из причинения вреда" и т. д. В последующие годы можно самостоятельно выбирать предметы из широкого списка курсов. При этом не существует какой-то четкой специализации: ежегодно можно самостоятельно выбирать любые комбинации правовых курсов. Особняком среди обязательных предметов стоит дисциплина "Правовое письмо и поиск правовой информации", которой уделяется повышенное внимание. Одной из ярчайших особенностей американской ЮШ является специфика проведения занятий в самой школе. Здесь нет как такового деления занятий на лекции и семинары. Львиную долю материала студент готовит самостоятельно, а в школе ведется коллективное обсуждение изученного. Такое обсуждение называется методом Сократа, суть которого в том, что основными действующими лицами дискуссии являются студенты, а профессор лишь направляет обсуждение в нужное русло. Профессора, как правило, не любят ответ на прямые вопросы студентов на занятиях: такие вопросы либо переадресовываются другим студентам, либо задающий вопрос студент должен... сам же на него ответить. Кстати, чтобы стать профессором (читай: преподавателем) в ЮШ, нужно быть лучшим из лучших в юридической науке. При подготовке домашнего задания недостаточно правильно определить в тексте судебного дела нужные правовые нормы, заучить их и воспроизвести на занятии в ЮШ. Нужно быть готовым правильно применить подходящее правило к предлагаемой профессором подборке фактов, а также аргументировать свой выбор. США - федеративное государство, и зачастую к одной фактической ситуации существует несколько диаметрально противоположных юридических подходов, которые студент должен умело применять. В некоторых ЮШ использование студентами ноутбука для ведения конспекта уже является обязательным. Профессор беседует со студентами в весьма быстром темпе, поэтому нужно будет исключительно внимательным и уметь быстро конспектировать важные положения. В любой момент профессор может задать вам вопрос или попросить высказать свое отношение к сказанному предыдущим оратором, поэтому нет никакой возможности вздремнуть на последней парте. По этой же причине крайне нежелательно появляться на занятии неподготовленным. Например, у одного из знакомых автору профессоров есть такое правило: если студент не готов, то он должен назвать другого студента, который будет отвечать на тот же вопрос. Парочка таких проколов - и репутация балбеса у вас в кармане! Американский студент-юрист буквально завален возможностями участия в различных факультативных мероприятиях. Членство в Американской ассоциации адвокатов, интересные встречи с действующими судьями и юристами, участие в работе правовых изданий и адвокатских соревнованиях между школами - это лишь небольшая часть возможностей реализовать себя в ЮШ, помимо получения "сухого" диплома.
Экзамены — всему голова Экзамены - универсальный возбудитель головной боли у студентов всего мира. Однако экзамены в американской ЮШ имеют свои интересные особенности. Во-первых, они проводятся в письменной форме и являются анонимными: каждый студент накануне экзамена получает в деканате свой уникальный номер, которым он идентифицирует свою работу. Таким образом, профессор, проверяющий экзаменационные работы, не знает, чью именно работу он проверяет, что отчасти позволяет избежать предвзятости. Во-вторых, оценка, полученная на экзамене, является единственной оценкой студента за пройденный курс, то есть никакое, даже самое активное, участие в занятиях в течение семестра на нее не влияет. Тем не менее такое участие чрезвычайно важно, потому что оно заметно облегает усвоение материала и помогает студенту выработать навык ведения грядущих судебных сражений. Типичный экзамен проходит следующим образом. Каждый студент получает несколько страниц с хаотичным набором фактов, от которых с непривычки голова идет кругом. Используя полученные в течение семестра знания, студент должен в течение 3 часов найти максимально возможное количество спорных юридических ситуаций (issues), которые могут возникнуть на основе представленных фактов. Фактический рисунок подобран таким образом, что стопроцентно правильных ответов просто не существует. Студент должен определить сильные и слабые стороны каждого участника потенциального спора. Типичный экзаменационный инструктаж профессора звучит так: "Господа студенты, мне абсолютно не интересно, какой из сторон вы отдадите предпочтение я потенциальном споре. Я хочу видеть процесс вашего мышления, который привел вас к тому или иному заключению". Еще одним радикальным отличием ЮШ от белорусского юрфака является система выставления оценок. Студенты ЮШ напрямую конкурируют друг с другом. Исключается ситуация, когда все сдают экзамен на хорошо" и "отлично". Профессор, проверяющий экзаменационные работы, имеет инструкцию: средний балл всего класса должен быть, скажем, 3,0 (по 4-балльной шкале). То есть если какая-то работа оценена на 3,1, то кто-то гарантированно получит оценку ниже 3,0 и т. д. По итогам всех экзаменов составляется "рейтинг студентов курса"; входить в первые 20% чрезвычайно престижно и выгодно для последующего трудоустройства. Такая система превращает некоторых студентов в волков, ненавидящих сокурсников, но большинство будущих юристов все же относятся друг к другу доброжелательно и приходят на помощь в трудную минуту. В заключение ютилось бы отметить, что учиться в зарубежной ЮШ чрезвычайно сложною. Однако при наличии желания и стремления достичь поставленной цели нашему человеку вполне по силам конкурировать с лучшими американскими студентами-юристами даже в условии, когда "игра" проходит "на их поле" и правила написаны на чужом языке. Автор убежден, что белорусские юристы, прошедшие дополнительную подготовку в зарубежных юридически» школах, способны внести немалый вклад в дело интеграции Беларуси в мировое сообщество. Интеграции на равноправной основе.
Источник «Белорусы и рынок», №11/20.03.2006
|
|
|