|
В желании помочь государство избирательно подписан Указ о господдержке |
|
Свод правил получения хозяйствующими субъектами индивидуальной государственной поддержки представляет собой Указ Президента № 182, подписанный на этой неделе. Преобладающее большинство видов господдержки отнесено к компетенции Президента. Среди оснований ее получения — угроза банкротства и тяжелое финансовое положение. Фактически документ закрепляет «ручное» регулирование экономики и неравные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, несмотря на продекларированный Президентом также на этой неделе уход от таких методов управления. Новшество документа в систематизации уже существовавших норм (с принятием Указа утратили силу 12 нормативных документов или их частей) и перераспределении полномочий между правительством и Президентом при предоставлении господдержки. Правда, основные направления этого перераспределения были обозначены ранее в Указе №520 (от 3.11.2005 г.). Нынешний документ их конкретизирует. Указ № 182 своим первым пунктом устанавливает, что «предоставление юридическим лицам и ИП индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам не допускается. В то же время дальнейший текст документа содержит перечень форм государственной поддержки, которая может оказываться индивидуально По решению Президента предоставляются: отсрочка, рассрочка и налоговый кредит; нормативное распределение выручки; бюджетные субсидии или средства на капвложения; освобождение от обязательной продажи иностранной валюты; право включать затраты в себестоимость иначе, нежели это предусматривает действующее законодательство, а также освобождение от перечисления в бюджет доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности. Уточним, что ранее право предоставлять господдержку в виде освобождения от обязательной продажи валюты и освобождения от перечисления в бюджет доходов по аренде государственной собственности принадлежало правительству. По решению правительства (при согласовании с Президентом): о предоставлении гарантий правительства по иностранным кредитам; бюджетных займов и ссуд в пределах средств, предусмотренных на очередной финансовый год; гарантий по кредитам, выданным белорусскими банками на инвестпроекты на сумму свыше 10 тыс. базовых величин (БВ). Самостоятельно правительство может решить: кому льготировать процентные ставки по кредитам (в пределах запланированных в бюджете средств); дать гарантии по кредитам на сумму менее 10 тыс. БВ; установить пониженные тарифы на энергоносители и предоставить отсрочку или рассрочку погашения задолженности за них. В пределах средств местных бюджетов оказывать поддержку могут и местные власти. Также они имеют право отсрочивать и рассрочивать налоговые платежи, полностью поступающие в местный бюджет, и освобождать от перечисления в бюджет доходов от аренды коммунального имущества. Кстати, изложенный в Указе перечень не является закрытым: «по решению Президента господдержка может быть оказана плательщиком в ином виде», значится в документе. Условия предоставления и лишения поддержки государства также остаются прежними. Предприятия должны иметь бизнес-планы и взять на себя обязательства выполнить определенные показатели, главные из которых: объем производства и уровень рентабельности. Негосударственные компании, претендуя на получение субсидий из бюджета и льготирование процентных ставок, должны быть готовы к тому, что собственностью придется поделиться с государством.
Валентина ВЕШТОРТ
Источник НЭГ №26 от 31.03.2006 г.
|
|
|