|
Роль хозяйственных судов в предупреждении экономической несостоятельности (банкротства) |
|
В настоящее время создание благоприятных правовых условий для полноценной деятельности предпринимателей в целом является одной из основных направлений политики государства. Определены некоторые из наиболее важных аспектов нормотворческой деятельности, реализация которых станет стимулом развития предпринимательства: - совершенствование нормативной правовой базы, прямо регулирующей вопросы создания, деятельности предпринимателей; - упрощение процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности путем сокращения пакета документов, необходимых для процедуры регистрации, увеличения числа регистрирующих органов; - уменьшение числа видов предпринимательской деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии; - изменения налогового законодательства в целях поддержки развития предпринимательства и т.д.
Одним из основных способов защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования Республики Беларусь является предупреждение экономической несостоятельности (банкротства).
Вместе с тем, применяя нормы законодательства, направленные на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства), хозяйственные суды Республики Беларусь сталкиваются с рядом проблем.
На данном этапе роль хозяйственных судов в процессе предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) весьма многозначительна. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в последние годы стало составлять существенную категорию дел, рассматриваемых хозяйственными судами.
За 5 лет действия Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (вступил в силу 12 февраля 2001 года) хозяйственными судами Республики Беларусь было рассмотрено 3284 дела: - в 2001 году - 265 дел; - в 2002 году - 1165 дел; - в 2003 году - 758 дел; - в 2004 году - 601 дело; - в 2005 году - 495 дел.
Таким образом, с 2003 года наметилась тенденция к уменьшению количества рассматриваемых хозяйственными судами дел об экономической несостоятельности (банкротстве).
Вместе с тем с уменьшением количества дел наблюдается пропорциональное увеличение количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве) повышенной сложности. Конечно, понятие "сложности" носит субъективный характер, сведения об этом нельзя подтвердить цифрами или примерами. Однако именно к таким, повышенной сложности делам относятся дела об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы (градообразующие организации, государственные организации, организации, имеющие долю государственной собственности в уставном фонде) (далее - организации, имеющие значение для экономики страны и социальной сферы).
По состоянию на 1 июля 2006 года в производстве хозяйственных судов Республики Беларусь находится 1029 дел. Из них 89 дел в отношении организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы (8,6 процента), 940 дел о банкротстве организаций частной формы собственности, что составляет 91,4 процента от общего количества дел о банкротстве.
Банкротство является крайней мерой решения проблемы экономической несостоятельности и применяется в случае, если досудебные меры по предупреждению банкротства не дали ожидаемых результатов или вообще отсутствует экономический смысл их применения.
Обращение с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд является последней возможностью вывести предприятие из состояния неплатежеспособности.
Вместе с тем хозяйственные суды заинтересованы в том, чтобы не доводить неплатежеспособную организацию до состояния, когда у нее не будет иного выхода, как обратиться в суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве), а в случае необходимости обращения в суд - предотвратить банкротство должника.
Существуют основные инструменты, с помощью которых хозяйственные суды реализуют предусмотренный законодательством механизм предупреждения экономической несостоятельности (банкротства).
Условно можно выделить следующие процедуры, когда хозяйственными судами эти инструменты применяются особенно эффективно: - досудебное оздоровление; - рассмотрение и принятие заявления об экономической несостоятельности (банкротстве); - назначение управляющего; - процедура санации в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
Основным этапом является досудебное оздоровление. Несмотря на то, что речь идет о финансовом оздоровлении субъектов хозяйствования, проводимом вне хозяйственного суда, вне хозяйственного процесса, можно говорить о прямом участии хозяйственных судов в досудебном оздоровлении.
В полной мере участие хозяйственных судов в досудебном оздоровлении стало возможным после принятие Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Указ № 508).
Следует отметить, что в практике хозяйственных судов с момента принятия Указа № 508 и вступления в силу всех его норм наметилась тенденция к снижению процентного соотношения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы. Ведь на финансовое состояние именно этих субъектов в первую очередь направлена работа республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов (далее - уполномоченных государственных органов) по досудебному оздоровлению.
Так, на 1 июля 2005 года в производстве хозяйственных судов из общего числа дел (639) находилось 10,3 процента дел о банкротстве организаций, имеющих для государства особо важное значение. На 1 июля 2006 года процентное соотношение таких дел составило 8,6 процента от общего числа дел (1029).
Одним из инструментов предупреждения экономической несостоятельности (банкротства), используемых хозяйственными судами на стадии досудебного оздоровления, является частное определение, которое в силу пункта 1.10 Указа № 508 выносится хозяйственным судом в случае, если установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность. Частное определение обязывает в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления и направляется в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного государственного органа, в ведении либо подчинении которого находится должник.
Основываясь на обобщении практики хозяйственных судов, в 2005 году частные определения на основании подпункта 1.10 Указа № 508 были вынесены хозяйственными судами по 143 делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
Основание вынесения частных определений формулировались хозяйственными судами как "тяжелое финансовое положение" должника; "взыскание с должника значительной суммы денежных средств"; "реальное исполнение решения суда о взыскании с должника не позволит ему в дальнейшем осуществлять хозяйственную деятельность".
В большинстве случаев частные определения выносятся хозяйственными судами в адрес должника, его руководителей и собственника, вышестоящей организации, комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
Если в частном определении отсутствует указание конкретных мероприятий из числа перечисленных в подпункте 1.6 Указа № 508 в качестве мер по осуществлению досудебного оздоровления, то в нем констатируются определенные меры, а также обязанность вышестоящей организации или собственника (соответствующий исполнительный и распорядительный орган) оказать должнику финансовой помощи. А руководителю должника рекомендуется принять меры по недопущению заключения договоров на заведомо невыгодных условиях.
Кроме того, хозяйственные суды в частных определениях зачастую рекомендуют оказать должнику методологическую помощь по бухгалтерским, экономическим, юридическим вопросам, связанным со взысканием кредиторской задолженности.
В частном определении хозяйственный суд устанавливает определенный срок для разработки плана конкретных мер по оздоровлению должника. Также имеет место практика установления нескольких сроков: для исполнения частного определения и для разработки плана мероприятий или принятия решения о нецелесообразности оздоровления должника либо направления суду информации о принятых мерах по исполнению этого определения.
В частных определениях обычно не разъясняются последствия оставления их без ответа либо непринятия необходимых мер реагирования. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 6.1 Указа № 508 необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), к которым можно отнести и неисполнение требований частного определения, вынесенного хозяйственным судом в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства), влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - в размере от 50 до 500 базовых величин.
Суд вправе применить меры ответственности. В связи с этим Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь при участии заинтересованных органов разрабатывается проект Указа Президента Республики "О порядке наложения хозяйственными судами штрафов за правонарушения против правосудия". При вступлении в силу Указ позволит хозяйственным судам применять меры ответственности за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также за иные правонарушения, составы которых предусмотрены пунктом 6 Указа № 508.
Реализуя предусмотренный законодательством механизм предупреждения экономической несостоятельности (банкротства), хозяйственные суды на стадии рассмотрения и принятия заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) сталкиваются с проблемой отсутствия правовой регламентации деятельности уполномоченных государственных органов, неплатежеспособных организаций при проведении мероприятий по досудебному оздоровлению.
Существующий порядок взаимоотношений органов и лиц, участвующих в процессе повышения эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации, путем оздоровления неплатежеспособных организаций и выведения их из состояния неплатежеспособности, требует дополнительного правового регулирования.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 "О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)" до вынесения определения о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника хозяйственный суд должен тщательно проанализировать материал, поступивший с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве), выяснить выносилось ли руководителем организации, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными государственными органами решение о проведении досудебного оздоровления (решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления).
Однако в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) есть необходимость процессуального реагирования хозяйственных судов на ненадлежащее проведение уполномоченными государственными органами и самими неплатежеспособными организациями мероприятии по досудебному оздоровлению.
Шагом в этом направлении стало принятие постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 февраля 2006 года № 233/2 "О мерах по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации", которым утверждены мероприятия по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации, (далее - мероприятия).
Формулировка пункта 5 указанного постановления, в соответствии с которым "хозяйственные суды при принятии и рассмотрении в установленном порядке заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника должны оценивать выполнение мероприятий по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации, касающихся досудебного оздоровления, и при необходимости предпринимать предусмотренные законодательством меры реагирования", позволит хозяйственным судам при невыполнении мероприятий, касающихся досудебного оздоровления, на которые указал суд, возвратить заявление должника об экономической несостоятельности (банкротстве) как не соответствующее требуемой форме и содержанию.
Однако и этот нормативный правовой акт не является единым документом, достаточным для полной и подробной регламентации деятельности уполномоченных государственных органов и неплатежеспособных организаций по осуществлению мероприятий по досудебному оздоровлению.
Являясь основным правоприменительным органом, хозяйственные суды при реализации нормы законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) о назначении управляющих сталкиваются с рядом проблем. Особенно это касается назначения управляющих организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы.
Проблемы связаны главным образом со сроком представления кандидатур временных (антикризисных) управляющих в хозяйственный суд и с соответствием кандидатур требованиям, предъявляемым к временным (антикризисным) управляющим.
Обязанность представления кандидатуры временного (антикризисного) управляющего организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы, Указом № 508 возложена на уполномоченные государственные органы.
Одновременно с подачей заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) либо сразу после этого уполномоченный государственный орган обязан представить суду кандидатуру временного (антикризисного) управляющего, соответствующую всем требованиям, предъявляемым законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) к временным (антикризисным) управляющим.
Вместе с тем процедура представления затягивается настолько, что суду приходится приостанавливать производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Указанные мероприятия, утвержденные названным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, установили трехдневный срок для представления уполномоченными государственными органами кандидатуры временного (антикризисного) управляющего в хозяйственный суд. Это, несомненно, окажет содействие соблюдению принципа процессуальной экономии, который направлен на выполнение хозяйственными судами задач судопроизводства в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами, защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако спустя несколько месяцев с момента принятия данного постановления нельзя говорить об эффективности действия указанной нормы, так как судебная практика по ее применению еще не сформирована.
Немаловажной является задача уполномоченных государственных органов и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь подобрать квалифицированных и опытных специалистов для выполнения функций временных (антикризисных) управляющих неплатежеспособных организаций, оказавшихся в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Ведь зачастую отсутствие квалификации, необходимой для осуществления функционального выполнения полномочий временного (антикризисного) управляющего, отсутствие опыта ведения дел в определенной отрасли экономики, отсутствие материальной заинтересованности впоследствии прямо отражается на способности временного (антикризисного) управляющего вывести организацию, находящуюся в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), из состояния неплатежеспособности.
Отбор для направления на обучение и подготовку временных (антикризисных) управляющих должен производиться уполномоченными государственными органами из числа наиболее квалифицированных специалистов, соответствующих другим требованиям, предъявляемым к временным (антикризисным) управляющим статьей 62 Закона о банкротстве.
Причем хотелось бы отметить, что управляющие организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы, зачастую гораздо менее квалифицированные, чем управляющие организаций частной формы собственности. Это обусловлено, в частности, отсутствием квалификации, необходимой для осуществления функционального выполнения полномочий управляющего, отсутствием опыта ведения дел в определенной отрасли экономики, материальной не заинтересованностью.
Свидетельством недостаточного профессионализма и опыта работы является огромное количество запросов в хозяйственные суда по вопросам применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), несмотря на довольно долгий период его действия в неизменной редакции.
Мероприятия устанавливают обязанность уполномоченных государственных органов по подбору квалифицированных и опытных специалистов для выполнения функций временных (антикризисных) управляющих. Это должно сказаться на более принципиальном их подходе к отбору кандидатур временных (антикризисных) управляющих, учете не только формальных оснований соответствия кандидатов требованиям к временным (антикризисным) управляющим, установленным законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), но и иных факторов, характеризующих кандидата, как профессионального и опытного руководителя.
Однако в связи с невозможностью в данный момент применения хозяйственными судами ответственности за представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих с недостаточной квалификацией, препятствующей выполнению функций временного (антикризисного) управляющего, а также кандидатур временных (антикризисных) управляющих, нанесших своей деятельностью вред должнику, кредиторам, интересам государства, предусмотренной Указом № 508, данная проблема актуальна.
Таким образом, должна быть усовершенствована государственная программа по подбору и подготовке управляющих для процедур банкротства с учетом специфики отраслей экономики и отдельных организаций (промышленность, строительство, сельское хозяйство, градообразующие, бюджетообразующие, оборонные предприятия и т.д.). Квалифицированные и ответственные управляющие могут рассматриваться и как эффективный резерв кадров.
Роль хозяйственного суда в выборе кандидатуры управляющего состоит в том, что лишь одну из числа представленных кандидатур он назначает в качестве управляющего.
Механизм контроля хозяйственным судом и собранием кредиторов за деятельностью управляющих, предусмотренный законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), позволяет осуществлять деятельность по предупреждению экономической несостоятельности (банкротстве) в любой процедуре производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Несмотря на то, что управляющий наделен большим объемом полномочий, его действия подлежат одобрению хозяйственным судом. Текущая работа управляющего отражается в его ежемесячных отчетах. Кроме того, Законом о банкротстве предусмотрены случаи, когда управляющий вправе осуществлять определенные действия только с разрешения хозяйственного суда.
Особо можно отметить работу хозяйственных судов по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в процедуре санации должника. Посещение санируемых предприятий также является одной из форм осуществления контроля за деятельностью управляющего, определения эффективности хозяйственной деятельности должника и предпринимаемых в этом направлении мер.
Приказом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 июля 2003 года № 29 "Об организации работы по посещению предприятий, находящихся на стадии санации", постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17 марта 2004 года № 7 "О результатах посещения предприятий, находящихся в процедуре санации" предусмотрен порядок посещения санируемых предприятий руководителями хозяйственных судов и судьями.
Целью таких посещений является контроль за деятельностью управляющего, выполнением плана санации в целом либо отдельно взятого мероприятия этого плана. А также подведение итогов санации за определенный период, организация и проведение совещания представителей всех заинтересованных государственных органов и организаций с целью обсуждения определенных заранее вопросов (целесообразность дальнейшей санации, изыскание возможных способов инвестирования либо преобразования предприятия и т.д.).
В отдельных случаях посещению санируемого предприятия предшествует подготовительная работа, в ходе которой определяются круг заинтересованных лиц, участие которых необходимо, вопросы, требующие обсуждения в ходе посещения, и иные мероприятия. Заинтересованные государственные органы и организации не только извещаются о предстоящем посещении санируемого предприятия и приглашаются для участия, но и информируются о финансово-экономическом состоянии предприятия, о наличии вопросов, разрешение которых входит в их компетенцию (дополнительное финансирование, предоставление льгот по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты и т. п.). А в некоторых случаях выясняются позиции соответствующих органов и организаций относительно перспектив хозяйственной деятельности санируемого предприятия.
По мнению хозяйственных судов, посещение санируемых предприятий является плодотворным мероприятием, которое позволяет при максимальном участии заинтересованных лиц прийти к обоюдному согласию в решении основных проблем должника, принять эффективные меры по выходу из сложившейся ситуации.
Результатом положительного опыта хозяйственных судов по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) является восстановление платежеспособности организации, эффективное ее функционирование и возможность осуществлять хозяйственную деятельность.
Таким образом, механизм предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) хозяйственными судами в Республике Беларусь существует. Вместе с тем путем совершенствования законодательства по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и систематизации работы хозяйственных судов, уполномоченных государственных органов, самих неплатежеспособных организаций можно достичь эффективного его функционирования.
Ольга МОСКАЛЮК, главный специалист отдела международных отношений управления законодательства и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда
"Вестник ВХС РБ", №17, сентябрь 2006 г.
Источник "Вестник ВХС РБ", №17, сентябрь 2006 г.
|
|
|