|
Проект Кодекса о судоустройстве и статусе судей принят Палатой представителей в первом чтении Председатель Верховного суда республики Валентин Сукало, представляя документ, отметил, что деятельность и построение судебной ветви власти в республике сегодня определяют 12 нормативных правовых актов разного уровня. А принятый в 1995 году Закон «О судоустройстве и статусе судей» регулирует только систему судов общей юрисдикции, к тому же многие его нормы устарели. Докладчик подчеркнул, что принятие Кодекса будет «способствовать повышению качества профессионального уровня судей и оперативному рассмотрению дел в судах». В основном проект систематизирует и закрепляет уже существующие принципы построения и деятельности судов. Документ регулирует вопросы формирования, компетенции, структуры судов различной специализации и уровня, а также деятельность органов судейского сообщества, в которые входят: съезд, республиканский совет, областные конференции и квалификационная коллегия судей. Кроме этого, детально регламентируются вопросы статуса судей, народных заседателей, порядок назначения, приостановления и прекращения полномочий судей, вопросы их отставки, аттестации, дисциплинарной ответственности и т д. Однако в проекте есть и новые положения. Во-первых, предусматривается возможность создания на уровне районных и городских судов специализированных судебных инстанций — семейных, административных, налоговых, земельных судов, судов по банкротству и других. Во-вторых, - апелляционный порядок проверки состоявшихся судебных решений. По существу это проведение повторного судебного процесса в суде уже второй инстанции по жалобе участников процесса с правом вынесения нового приговора или решения. «Такая прогрессивная форма проверки сделает наше правосудие более экономичным, оперативным и отвечающим международным стандартам», — считает В.Сукало. По его мнению, введение апелляций сократит повторное рассмотрение дел в судах примерно на 90%. В-третьих, устанавливается единый для председателей всех судов и их заместителей срок полномочий на пять лет и единый предельный возраст для судей всех уровней в 65 лет, за исключением судей Конституционного суда (70 лет). Низший предел для кандидата на должность судьи составляет 25 лет. Кроме этого, «вводятся некоторые новеллы специальной подготовки кандидатов в судьи, создание специализированных экзаменационных комиссий, уточняются основания досрочного прекращения полномочий судей, расширяются права председателей судов по привлечению судей к дисциплинарной ответственности, расширяются права квалификационной коллегии судей». Отвечая на вопросы депутатов, председатель Верховного суда высказался против введения в Беларуси суда присяжных: «На двух съездах судей, которые у нас проходили, абсолютное большинство практических работников высказывались против этой формы и против включения этой нормы в законодательство. Я лично являюсь противником суда присяжных и считаю, что эта форма правосудия не повлияет на его качество», — заявил В. Сукало. Для судебных слушаний с участием суда присяжных необходимо обеспечить участие коллегии из девяти или из одиннадцати присяжных. «Нам сегодня непросто собрать и двух заседателей», — сказал В. Сукало. По его словам, «эта форма очень дорогая организационно, структурно и материально». Для нее потребуется «совершенно иная архитектура и планировка наших зданий». Даже в тех странах, где суды присяжных введены и действуют, они рассматривают не более 2—5% дел, напомнил председатель Верховного суда. Сегодня на постсоветском пространстве такие суды в порядке эксперимента вводятся в Российской Федерации. И этот эксперимент «затянулся на десять лет». Как повысить качество работы и уменьшить количество судейских ошибок? Отвечая на этот вопрос, В.Сукало первое место отвел подбору кадров. По его словам, долгие годы судейский корпус в силу разных причин формировался по остаточному принципу. Сейчас ситуация здесь исправляется. Вторая причина — это постоянное изменение законодательства. «Мечта каждого судьи — хотя бы год поработать в условиях стабильного законодательства. Законодательство — рабочий инструмент судьи и если на протяжении года Кодекс об административных правонарушениях, как это было в прошлом году, менялся 34 раза, то судье работать очень сложно». И наконец, по словам докладчика, необходимо улучшать качество надзора, качество проверки уже рассмотренных дел. В числе «минусов» обсуждаемого в первом чтении документа депутаты назвали большое количество отсылочных норм и недостаточно полный перечень специальных терминов, разъяснение которых дается в первой статье Кодекса.
Анна ФЕДОРОВА
Источник «НЭГ», №1/1 января 2005г.
|
|
|