Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Аллергия на нового собственника
 
Вместо приватизации в Беларуси в 2004 году запущен механизм национализации
В 2004 г. белорусская власть тихой сапой внедрила механизмы, которые практически уничтожили базу для появления в стране свободного от государственного влияния сектора экономики. Более того, в отсутствие реальной приватизации акционированным предприятиям предложили схемы госфинансирование в обмен на пакеты акций. К государственной кормушке выстроилась очередь желающих.
Изобретенный в Беларуси механизм увеличения в акционерном капитале государственной доли в обмен на кредиты или долги предприятий на самом деле представляет собой "ползучий" способ национализации. А модель "золотой акции", получившая в 2004 г расширенное толкование, превратилась в беспрецедентный рычаг вмешательства государства в работу частных предприятия. Этот институт способен отбить желание у многих претендентов на белорусскую собственность {чего, собственно, власть и добивалась), и реформа госсобственности таким образом, по сути, теряет свой смысл.
Подтверждением тому служит трансформация органа, призванного быть инициатором и проводником реформ, без которого не обошлось ни одно постсоветское государство.
В свое время такой орган - Мингосимущество — был создан и в Беларуси. В конце 2001 г Министерство приватизации указом президента было ликвидировано. Функции управления госимуществом были возложены на Министерство экономики. В его структуре с правом юридического лица был создан Департамент по управлению госимуществом. В 2004 г. департамент был странным образом реорганизован - присоединен к Фонду госимущества при Минэкономики. Зачем - осталось непонятно.

Не инвестиции, а госресурсы
А ведь начинался минувший год для белорусской приватизации очень даже оптимистично. В начале года, 17 января, белорусский премьер Сергей Сидорский созвал потенциальных инвесторов в Могилев для обсуждения инвестиционных проектов, связанных с приватизацией белорусских предприятий.
Тогда же московская компания ЗАО «Гидромашсервис" заявила о своем интересе к Бобруйскому машиностроительному заводу и намеревалась инвестировать в его развитие до 10 млн. USD. Предложения по участию в реализации к ОАО "Могилев-химволокно" обсуждали представители "Славнефти", "Сибнефти" и "Итеры". А инвестпроекты ОАО "Могилевский завод искусственного волокна" обсуждались с участием представителей компании United Trading Company LLC, группы компаний "Авиценна" Евгения Капустина, а также компаний «Юникорн» и Scamir Internationale (Италия).
Но ни в один из этих проектов привлечь инвесторов не удалось.
Вместо иностранных инвестиций государство предложило свой механизм вливания госресурсов - в обмен на акции реформированных предприятий. В феврале 2004 г. А. Лукашенко своим указом предоставил возможность акционерным обществам обменивать долги на госакции не только перед госбюджетом, но и перед госбанком в счет погашения кредитов. Выстроилась целая шеренга желающих получить госкредиты по этой схеме.
В течение 2004 г. две мировые фирмы - концерн Lafarge и ирландская компания СRН Group — обсуждали возможность участия в приватизации ведущего белорусского предприятия по производству цемента "Красносельскстройматериалы (они предлагали погасил долги предприятия). На приватизацию правительство так и не решилось. Вместо этого государство в обмен на старые долги увеличило в этом акционерном обществе свой пакет акций.
Таких примеров "ползучей" деприватизации в прошлом году было десятки. В конце декабря, например, стало известно, что Светлогорский ЦКК для завершения строительства второй очереди целлюлозного завода получит бюджетную ссуду в размере 11 млрд ВYR и валютный заем на 9,7 млн. USD. За пользование займом предприятие уплатит 6,5% годовых в иностранной валюте, а на сумму 5,5% годовых будет увеличена госдоля в уставном капитале этого акционерного общества.

"Золотая акция": пугало для инвестора
В начале 2004 г. правительство попыталось хотя бы частично реабилитировать приватизационную инициативу путем расширения своих прав по распоряжению госимуществом. Чтобы более оперативно принимать решения по сделкам, Совмин подготовил предложения об увеличении разрешительной планки для принятия решений с 10 тыс. базовых величин до 150 ТЫС.
Впервые был подготовлен комплексный план действий правительства и Нацбанка, который также включал предложение о моратории на введение "золотой акции" сроком на 2 года.
Но реализовать эти планы не удалось. Более того, на специальном совещании в январе 2004 г. А. Лукашенко не только сказал нет подобным инициативам, но и потребовал ужесточить полномочия особого права государства.
Такой документ в 2004 г. был принят. Теперь государство может вмешаться в работу любого созданного на базе госсобственности предприятия (независимо от того, есть ли там доля государства), если оно не платит в течение 3 месяцев зарплату, в течение полугода имеет неудовлетворительную структуру баланса и т. д. "Золотой меч", таким образом, завис над более 200 акционерными обществами,
не имеющими в своем акционерном капитале ни одной госакции. Кроме того, теперь все решения госоргана в отношении хозобщества, в котором введена "золотая акция", стали обязательными для выполнения (раньше представители государства использовали право вето).

И "мягко" нельзя
В 2004 г. в Беларуси могли бы впервые состояться проекты так называемой "мягкой" приватизации. В частности, обсуждались варианты передачи пакетов акций в доверительное управление; компании"Славнефть" — госпакета акций ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" и НГК "Итера" — акций ОАО"Гродно Азот". Но, опять же, эти проекты не состоялись. Потому что белорусская сторона вписала в документы заведомо невыполнимые условия по вложению инвестиций, неадекватные предоставленным партнерам гарантиям.
Стратегическое партнерство предложил Белорусскому цементному заводу (БЦЗ) немецкий концерн "Хайдель-бергцемент". Он подготовил два «мягких» варианта сотрудничества: взять БЦЗ в аренду сроком на 5 лет с условием вложения инвестиций и сохранения персонала или же акции завода в доверительное управление (в случае, если предприятие будет акционировано). Но, как оказалось, даже такие "мягкие" варианты сотрудничества белорусская сторона была не готова обсуждать всерьез
Свой интерес к белорусской сельхозпереработке в минувшем году обозначили представители крупнейшего российского холдинга --ЗАО «Вимм Билль Дан». Но этот интерес пока никак не материализовался.
Московское 000 «Торговый дом ГПЗ-11» (официальный дистрибьютор Минского подшипникового завода в Москве) направило в Министерство промышленности свои предложения о покупке госпакета акций МПЗ через механизм вторичной эмиссии акций. Вслед за этим А Лукашенко поручил Комитету госконтроля проверить эффективность управления госимуществом на заводе. Контролеры обнаружили нарушения, вслед за чем было возбуждено несколько уголовных дел, и теперь о приватизации завода речь уже не идет.
При реализации приватизационных проектов в Беларуси потенциальные инвесторы выдвигают два основных условия: покупка контрольного пакета и рыночная оценка активов белорусских заводов. Но именно эти условия белорусская сторона как раз и не приемлет.
На совещании в августе 2004 г. А. Лукашенко публично заявил, при каких условиях инвесторы будут допущены к белорусской приватизации. Для этого покупатели должны выполнить 20 незыблемых ее принципов, а они касаются сохранения профиля, социальных гарантий, увеличения зарплаты и т. д. Причем, как было сказано, хорошо работающие белорусские предприятия приватизироваться не будут. Правда, если компания может"вложить средства, и на месте одного хорошо работающего предприятия в результате появится два",такой проект А. Лукашенко поддержит.

Возвращенцы и отказники
Единственный позитивный инвестпроект прошлого года -создание СП ЗАО "Белорусская пивоваренная компания" на базе бобруйского пивзавода «Дедново». После двухлетней эпопеи американской компании Detroit-Belarus Brewing наконец-то разрешили вложить деньги в завод, который к этому времени был уже на грани банкротства.
В целом же 2004 г. запомнится примерами совсем иного рода.
По решению суда было национализировано ОАО "Белмедпрепараты". Такой финал для ведущего фармацевтического предприятия страны, чудом попавшего в первую волну приватизации (если судить по сегодняшним меркам), можно считать закономерным. Трудно представить, чтобы такое предприятие нынешняя власть выпустила из гособоймы.
В госсобственность вернется ОАО "Мотовело", хотя раньше в акционерном капитале этого предприятия у государства не было ни одной акции — все выкупил коллектив. Но со своими акциями коллектив достаточно легко расстался. В ноябре 2004 г. принято решение обменять задолженность акционерного общества перед государством на госпакет акций (он может составь примерно 90%).
Ожидалось, что в конце .концов будет принято решение по акционированию "Интеграла". Преобразовать "Интеграл" в открытое акционерное общество единым имущественным комплексом А. Лукашенко поручил еще в 2001 г. Все документы были подготовлены в 2003 г. Проект соответствующего указа был одобрен администрацией президента, но А. Лукашенко так и не поставил под ним свою подпись.
В течение 2004-2005 гг. в Беларуси планировалось реформировать 97 предприятий республиканской собственности. Среди крупнейших — "Витязь", "Бобруйсксельмаш", Гомельский жировой комбинат. Казалось, что коль правительство утвердило этот перечень своим постановлением, то оно возьмет его выполнение под особый контроль. Оказалось, что это не так. Приватизационные показатели - единственные, за которые строго не спрашивают. Поэтому количество "отказников" растет.
Не хочет акционироваться "Витязь", поскольку руководство предприятия пока не видит в этом смысла с просьбой перенести на 2005 г. сроки акционирования Минского завода игристых вин и Гомельского жирового комбината в Совмин же обратился концерн «Белгоспищепром».
В прошлом году Минэкономики делало определение ставки на привлечение инвестиций в акционерные общества в процессе инвестиционных конкурсов. Такая возможность была: правительство было готово выставить на продажу госпакеты 146 предприятий. Однако реализовать удалось лишь единичные сделки.
Причина - в общем негативном бизнес-климате в стране. Но часто и сами инициаторы продажи госакций выставляют слишком завышенные требования к потенциальному покупателю. Наконец, если раньше гарантированной приманкой для инвестора была продажа контрольного пакета, то в прошлом году этот фактор не всегда срабатывал - путает "золотая акция".

Как бы не продать
В 2005 г госполитика в области приватизации будет еще более ужесточена. Правительство подготовило пакет документов по совершенствованию управления госимуществом. Основной его лейтмотив — явное снижение полномочий Минэкономики, правительства и отраслевых министерств в сфере распоряжения собственностью в пользу прежде всего главы государства и лишь в отдельных случаях—правительства.
Что касается отраслевых министерств, то они сохранят за собой лишь те функции управления, которые связаны с решением оперативных задач в процессе хозяйственной деятельности.
Предпринята попытка расширить способы приватизации-с 4 до 12. в том числе впервые предусматривается возможность сдачи в аренду имущественных комплексов. При этом продавать, сдавать в аренду или оформлять в залог государственные предприятия как имущественные комплексы можно будет (независимо от суммы сделки) только по решению президента.
Ожидаются нововведения и в отношении приватизации неэффективно используемого имущества. В частности, предусмотрена возможность продажи на определенных условиях предприятий как имущественных комплексов за 1 базовую величину (БВ). Но это будет касаться лишь небольших предприятий (с персоналом до 100 работников), долги которых превышают величину активной части баланса. Однако все решения о продаже предприятий за 1 БВ, а также о его безвозмездном отчуждении как имущественного комплекса в частную собственность может принимать только президент.
Планируется также расширить возможности, связанные с залогом имущества. Решения по залогу имущества стоимостью до 300 тыс. БВ будут принимать, как планируется, отраслевые органы по согласованию с Минэкономики (сейчас это прерогатива Минэкономики), свыше 300 тыс. БВ - правительство, а также госорганизации по согласованию с президентом (сейчас подобные решения принимает правительство по согласованию с президентом).
Долями и акциями, находящимися в хозяйственном ведении республиканских
юрлиц, при их стоимости свыше 10 тыс. БВ будет распоряжаться президент, а до 10тыс. БВ - республиканский отраслевой орган. Все решения о безвозмездном отчуждении таких акций в частную собственность независимо от стоимости пакета будет принимать президент, а не правительство, как сейчас. Новыми документами предусмотрена возможность залога таких акций стоимостью свыше 10 тыс. БВ - по решению президента, до 10 тыс. БВ - по решению республиканского госоргана.
А вот передача акций в траст вне зависимости от их стоимости в любом случае потребует решения правительства и согласования с президентом.
По данным "БР", новая концепция управления госимуществом, которая включает около 10 новых нормативных актов, может быть принята в первой половине 2005 г. По логике ее авторов, она должна еще более защитить интересы государства, акционеров и трудовых коллективов в процессе реформирования собственности На наш взгляд, новые правила приведут к снижению эффективности использования госимущества, ибо власть хорошо позаботилась о том, как"застраховать" белорусские предприятия от реальной приватизации

Провальный показатель
В 2005 г. от продажи госсобственности республиканский бюджет должен получить 100 млрд. ВУЯ, Эта цифра не меняется уже несколько последних лет, хотя так же стабильно не выполняется. В прошлом году, например, вместо 100 млрд, BYR бюджет получил 3 млрд.
Но правительство ситуацию не драматизирует. Как пояснил в конце прошлого года министр финансов Николай Корбут, невыполнение бюджетного задания по доходам от приватизации "связано с высокими требованиями белорусского правительства". Мол, государство не хочет дешево продавать крупные предприятия. "Мы не хотим их отдавать Мы хотим их продать. Не все получается, а цели надо ставить , - признал Н. Корбут.
В 2005 г госполитика в области приватизации не изменится. Продажи крупных пакетов акций ведущих предприятий страны будут возможны лишь в случае привлечения стратегического инвестора, сохранения профиля предприятия, социальных гарантий и государственного влияния в акционерном обществе", — подчеркнул представитель Минэкономики.
Так что белорусской приватизации в ближайшее время ничего не грозит. Как и белорусским предприятиям не "светят" инвестиции.

Татьяна Маненок


Источник «БЕЛОРУССКИЙ РЫНОК» №2/17.01.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio