|
Нам позвонил юрист одного из крупных заводов г. Витебска с просьбой дать правовую оценку возможности объединения частного и государственного предприятий с целью выхода из экономического кризиса. Подоплека этого вопроса понятна. Витебские предприятия города и области работают сейчас в непредсказуемых, экономических условиях. Такие некогда гиганты, как "Приборостроительный завод", тресты №9 и № 28, многие другие коллективы вынуждены решать проблему уже не конкурентоспособности продукции, а выживания. Эти предприятия являются открытыми акционерными обществами, где контрольный пакет акций сосредоточен в руках государства, поэтому власти не позволят директорскому корпусу никакого самоуправства. И все же есть ли в принципе дорога к оздоровлению, приемлемый и законный выход из сложившейся ситуации? Рассмотрим некоторые возможности. 1-й вариант. Продать акции государственного предприятия. При достаточно аргументированном экономическом обосновании, с указанием не только инвестора, но и его программы оздоровления предприятия, перед соответствующим министерством возможность продажи пакета акций повышается. Но не на столько, чтобы это министерство позволило осуществить куплю-продажу акций в ущерб амбициозности и денежным аппетитам чиновников. Кроме того, существует проблема оценки продаваемого пакета акций. Белорусская методика оценки акций, принадлежащих государству, для российского инвестора, как наиболее потенциального, не интересна - она очень сильно расходится, и не в лучшую сторону, с российскими методиками. 2-й вариант. Банкротство и как вариант его - процедура санации: реструктуризация. Вспоминается печальный опыт витебского "Коминтерна". Налоговые органы возбуждают дело о банкротстве в Хозяйственном суде, но верхние эшелоны власти не позволили даже начать указанную процедуру. А между тем при возбуждении процедуры банкротства отсрочка по погашению задолженности дается на 18 месяцев плюс можно продлить еще на 12 месяцев. Управляющий при этом может вложить деньги в эффективный бизнес. У предприятия появляется возможность не только рассчитаться с долгами, но и провести реструктуризацию и соответственно привлечь тех инвесторов, которые привлекательны для кредиторов, долги которых отсрочены. 3-й вариант. Его предложил наш коллега - объединение предприятий. Объединяться, понятно, должны сильные в экономическом плане предприятия, чтобы захватить большую долю рынка и получить прибыль. Экономическая реальность и законодательная база в республике пока не способствуют успеху. Сильное предприятие поглощает слабое и само затем может встать у черты развала. Тем не менее возможность объединения предприятий нельзя отбрасывать. Крупные компании более устойчивы к различным осложнениям рынка в условиях жесткой конкуренции. Благодаря единой инвестиционной политике они способны более правильно распределить средства между партнерами. Процедуру объединения необходимо, рассматривать по двум направлениям: с созданием юридического лица или без создания юридического лица. Первое направление охватывает организацию ассоциаций (союзов) и холдингов. В соответствии с п.1 ст. 121 ГК коммерческие организации могут по договору между собой создавать ассоциации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов: Негативные черты такой организации: они, во-первых, не должны быть коммерческими, т.е. не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать прибыль. Во-вторых, ассоциация (союз) обязана преобразоваться в хозяйственное общество (АО, ООО, ОДО) или товарищество (полное или коммандитное), если перед объединением ставится задача осуществления предпринимательской деятельности. И в-третьих, полученные доходы от предпринимательской деятельности не подлежат распределению между организациями, образовавшими ассоциацию (союз), а используются для нужд созданной ассоциации (союза). По нашему законодательству холдинги создаются предположительно в процессе разгосударствления и приватизации республиканской собственности. Это значит, что в программу создания холдинга необходимо включать вопросы продажи пакета акций, принадлежащих государству. Уточним, в процедуру приватизации, которая включает продажу акций, может входить программа создания холдинга. Холдинг, напомним, - это компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. При объединении юридических лиц по организационно-правовой форме они становятся зависимыми или дочерними обществами, тем самым теряют самостоятельность, попадая под контроль холдинга. Распоряжение осуществляется на основе права хозяйственного ведения, что характерно для первоначального шага слияния частного и государственного капитала. Образование холдинговых компаний с участием государства должно происходить по инициативе собственника-государства. Можно выделить несколько направлений такой инициативы. Первое заключается в приватизации большей части госпакета акций предприятия, которое становится основным обществом холдинга с контрольным пакетом акций у государства. При этом для установления контроля над дочерними компаниями не обязательно распоряжаться большим процентом акций. Можно использовать деление акций на голосующие, которые могут продаваться лицам, заинтересованным в этой компании, и "безголосые", лишенные права голоса. Капитал, приобретенный путем продажи неголосующих акций, холдинг вкладывает в те фирмы, над которыми он хочет получить контроль, и покупает акции, дающие право голоса. Это позволяет холдингу, имеющему в своем составе небольшой процент акций, контролировать сравнительно большие капиталы зависимых предприятий. Второе направление содержит распределение ключевых "портфелей" в системе холдинга и содействие установлению договорных отношений. Преимущества холдинга состоят в снижении предпринимательского риска и риска инвестиций и поставок, в маневрировании налоговых отношений, ускорении внедрения новшеств. Однако существуют и отрицательные моменты: уход от налогов, монополизм, игнорирование интересов слабых предприятий. Камнем преткновения может стать слабое взаимопонимание холдинга с государством, противоречия внутри холдинга, тем самым концентрация капитала не приведет к коренному улучшению дел на предприятиях. Еще один вариант объединения капиталов - это создание финансово-промышленной группы (ФПГ), т.е. формирование объединения без статуса юридического лица. По нашему мнению, организация и деятельность ФПГ является первой ступенью на пути холдинга. ФПГ - объединение юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность на основе договора о создании ФПГ. Цели такого объединения очевидны: - экономическая интеграция участников; - реализация инвестиционных проектов; - повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг); - повышение эффективности производства; - создание новых рабочих мест. Договор о создании ФПГ следует отличать от учредительного договора. Первый тождественен договору о совместной деятельности (простого товарищества). Участниками ФПГ могут быть как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Если доля имущества одного из участников принадлежит государству, образование ФПГ осуществляется только с согласия соответствующего министерства. Прибылью ФПГ является консолидированная прибыль ее участников. При ведении ФПГ сводного (консолидированного) баланса прибыль отражается на балансе центральной компании (головного предприятия). По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники группы несут солидарную ответственность. Сложность образования ФПГ состоит в том, что для ее создания необходим участник, выполняющий кредитно-финансовые функции. К сожалению, не каждый банк или финансово-кредитная организация согласятся сейчас поучаствовать в "интеграционной программе" белорусских предприятий. Что же, нашему юрисконсульту остается только надеяться на российского партнера, который, возможно, по достоинству оценит перспективы сотрудничества.
Юрий ГАЙДУК, председатель общественного объединения "Правовое содействие", г. Витебск
Источник «НЭГ», № 34
|
|
|