|
От путеводителя до портала |
|
2 марта исполнилось десять лет с того момента, как Джерри Янг и Дэвид Файло запустили удачный проект под названием Yahoo. За это время их персональная страница со списком ссылок на сайты превратилась в один из крупнейших в мире интернет-порталов, который ежедневно посещают миллионы пользователей. А началось все с того, что Джерри и Дэвид, будучи студентами выпускного курса Стэнфордского университета, занялись сбором и классификацией различных интернет-адресов, чтобы их друзья могли посещать интересные сайты. Персональная страница носила название Jerry’s Guide to the World Wide Web (Путеводитель Джерри по Всемирной паутине) и содержала около сотни адресов. Уже вскоре страница стала привлекать внимание все новых и новых посетителей, не имевших никакого отношения к университету. Идея создать поисковую машину и само название Yahoo возникли у Янга и Файло однажды вечером за кружкой пива. До сих пор существует множество версий об этимологии слова Yahoo. Одни утверждают, что это аббревиатура от Yet Another Hierarchical Officious Oracle ("еще один иерархический неофициальный путеводитель"), другие уверены, что название портала заимствовано из произведения Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера”. Проект стал постепенно развиваться. У Yahoo появился свой домен (Yahoo.com), затем были получены первые инвестиции от венчурного предприятия Seqouia Capital, что позволило наорать команду веб-серферов, которые собирали найденные ими сайты в каталог. В день каталог пополнялся в среднем на 1.000 страниц. На должность исполнительного директора компании был принят ветеран технологической индустрии Тим Кугл. Желая повысить популярность ресурса, Янг и Файло сделали ставку на рекламу и не ошиблись: через некоторое время портал стал крупнейшей в Интернете рекламной площадкой и остается ею до сих пор. Как говорят сами основатели, их бизнес всегда ориентировался на получение максимальной прибыли. Партнеры быстро поняли, что гораздо целесообразнее вкладывать средства исключительно в разработку новых продуктов, нежели в декорирование офисов или закупку дорогих канцелярских товаров. Типичный пример: один из офисов Yahoo всегда был выкрашен в пурпурный и желтый цвета, потому что это были самые дешевые краски из имевшихся в продаже. В апреле 1996 г. в компании работали всего 50 сотрудников. Сегодня штат Yahoo насчитывает 7.600 человек. Компания не так печется о своем персонале, как это делает Google, которая не только обеспечивает сотрудников трехразовым бесплатным питанием, но и компенсирует затраты на бензин. Служащим Yahoo приходится довольствоваться лишь небольшими субсидиями, которые выделяются на обеды. Разумный и экономичный подход к организации бизнеса принес основателям Yahoo хороший доход. Тридцатишестилетний Янг и тридцативосьмилетний Файло стали миллиардерами уже через год после основания компании. Сегодня Файло принадлежит 6,4% активов Yahoo, стоимость которых составляет 2,8 млрд. 1130. Янг, продавший большую часть имевшихся у него акций, сегодня владеет 4,8% ценных бумаг Yahoo на сумму в 2,1 млрд. Yahoo. Однако на достигнутом Джерри и Дэвид останавливаться не спешат: они по-прежнему ежедневно ходят на работу, жаждут инноваций и ищут способы извлечения дополнительных прибылей. Напомним, что в истории компании были не только взлеты. Первая публичная эмиссия акций Yahoo состоялась в апреле 1996 г. и совпала с началом бума интернет-компаний, или дот-комов (производное от.com), когда их количество рослое каждым днем. Большая часть денег, вырученных от продажи акций, была истрачена на рекламу портала. Ежегодный доход Yahoo достиг 1 млрд. 1150, а рыночная стоимость компании превысила 120 млрд. USD. Затем последовал крах дот-комов. Выручка Yahoo сократилась на две трети, несколько кварталов подряд были убыточными, рыночная стоимость компании упала до 4,6 млрд. USD. Янг и Файло начали бороться за выживание. В мае 2001 г. на место Кугла был приглашен Терри Семел, который сумел вытащить Yahoo из кризиса. Портал стал предлагать пользователям новые сервисы, причем за некоторые услуги взималась плата. Yahoo возродился - объемы продаж выросли до 3,57 млрд. USD, прибыль увеличилась до 840 млн. USD, а рыночная стоимость компании поднялась до 50 млрд. USD. Сегодня на пятки Yahoo наступают конкуренты, главный из которых - компания Google, которая, кстати, в пору своего становления финансировалась именно фирмой Yahoo. Немного меньшую опасность представляют Microsoft MSN и AOL, принадлежащий Тime Warner. Янг и Файло относятся к этому достаточно по-философски: "Люди не давали нам шансов еще десять лет назад. У нас всегда было много конкурентов, однако сейчас наш будущий успех зависит только от нас". В настоящее время аудитория интернет-портала Yahoo насчитывает 345 млн. человек, из них 165 млн. являются зарегистрированными пользователями. Более 30 представительств компании действуют в Северной Америке, Европе, Азии и Тихоокеанском регионе. Владимир БАРАНИЧ.
Источник «БР»,№9/4.03.2005
|
|
|