Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ВЫСОКАЯ ЦЕНА В борьбе за эффективность производства можно будет потерять свободу
 
Оценивая эффективность своих масштабных вложений в отечественное хозяйство (бюджет поддержал отечественного производителя более чем на 2 млрд. и USD), государство признало ее недостаточной и намерено принять "крутые" меры для усиления мотивации директората радеть за дела предприятий. Своей свободой будут отвечать белорусские менеджеры за "необеспечение показателей, которые прогнозировались при оказании государственной поддержки.., а также за ухудшение финансового положения государственных организаций". Причем отвечать будут как те, кто не выполнил, так и те, кто инициировал господдержку. Именно такие нормы содержит законопроект о внесении дополнений в Уголовный кодекс и изменений в Уголовно-процессуальный, подготовленный в Администрации Президента, который поступил в парламент.
"Систематические действия или бездействие руководителей республиканских органов госуправления (их заместителей), руководителей госорганизаций, подчиненных правительству, руководителей местных исполнительных органов, руководителей юридических лиц, ведущие к ухудшению финансового положения этих юридических лиц и повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или существенный вред государственным и общественным интересам, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения", — цитирует Интерфакс выдержки из подготовленного документа. Такое же наказание предусмотрено и за "необеспечение достижения показателей, которые прогнозировались в качестве условия оказания государственной поддержки".
Появление названных норм в законодательстве ожидалось, идея витала в воздухе еще в конце прошлого года, а в начале этого чиновники говорили о том, что готовится нормативный документ, который "ужесточит" ответственность за использование государственной помощи (см. "НЭГ № 3 от 18 января 2005 г.). Даже поверхностное знакомство с результатами эффективности государственных вложений дает основания согласиться с выводами, сделанными в Администрации главы государства. Если, вложив более полутора миллиардов долларов в развитие сельского хозяйства, удалось получить выручки от реализации только на 20% больше этой суммы, и направив порядка 800 млн. USD в промышленность, — мириться с хронической убыточностью 40% предприятий, то о наличии экономической эффективности действительно стоит задуматься. Напомним, что всего в прошлом году в основной капитал было инвестировано порядка 5 млрд. USD. Правда, предоставляя господдержку, не всегда говорили об обязательности экономической эффективности. В расчет в первую очередь принималось то, что предприятия работают, люди получают зарплату (обязательное условие, почти не привязанное к эффективности) и пенсию, а бюджет — налоги, которые при наличии большого количества изъятий из оборота будут даже в том случае, если вся экономика станет убыточной. Исходя из этого можно только приветствовать то, что государство задумалось об экономической эффективности отечественного хозяйства, на которой базируются и социальные блага. История белорусской экономики знает массу случаев, когда экономическая целесообразность попирается необходимостью сохранить социальную стабильность и господдержка выдается предприятиям без убедительных и проработанных бизнес-планов. "Зато теперь каждый будет думать, прежде чем запускать руку в карман государства", — оценивает возможные последствия новшеств председатель правления БСПН Георгий Бадей. "В русле нашей экономической политики это абсолютно логичная и правильная норма", — считает он.
Правда, те, кого коснутся предлагаемые меры, а также ряд экспертов не совсем разделяют такую точку зрения. Юристы говорят, что у государства и так достаточно рычагов воздействия на отечественный менеджмент. Если ухудшение финансового положения стало следствием преднамеренных действий руководителя, то Уголовный кодекс и сегодня в состоянии квалифицировать его действия, утверждают они. Если менеджеру явно недостаточно профессионализма, чтобы обеспечить эффективную работу, то с ним расторгают контракт, чего законодательство тоже не запрещает. Банковская система давно выработала меры на случай невозврата кредитов (залог, поручительство, страхование), что в какой-то мере идентично вводимому понятию "необеспечение достижения показателей, которые прогнозировались". Наказание за ложное банкротство и выманивание кредита (предоставление заведомо ложных сведений при его получении) белорусским законодательством тоже предусмотрено. Предлагаемое же новшество гораздо шире и, по сути, вводит наказание за предпринимательский риск, уточняют юристы. Поскольку белорусское государство такой собственник, который сам активно вмешивается в хозяйственную деятельность предприятий, а не просто контролирует своего менеджера, и, стало быть, последний уже не самостоятелен в своих решениях, то следует предположить, что руководителей для госпредприятий в очень скором времени будут искать днем с огнем, а за господдержкой обращаться перестанут.
Директора, с которыми довелось побеседовать корреспонденту "НЭГ, пока увольняться не собираются. "Будем считать, и обращаться, только если уверены", — услышали мы на одном крупном промышленном предприятии. Правда, там тут же усомнились в возможности полной уверенности, ибо опыт есть и случалось, что "не удавалось достигнуть намеченного по не зависящим от нас причинам".
Не будут брать, не будут и давать, ибо государственные служащие расставаться со свободой тоже не желают, предрекают в органах госуправления. Но брать все-таки будут, и оказывать господдержку придется. Своих средств у предприятия нет, иностранных инвесторов государство не жалует, рыночные механизмы финансирования отсутствуют. Лишение государственной подпитки положительно на их финансовом состоянии не скажется, говорят специалисты и напоминают, что только в белорусской эксклюзивной экономической модели развития не задействован такой мощный ресурс стимулирования, как личная экономическая заинтересованность, и отключены механизмы естественного отбора наиболее эффективных предприятий.
Валентина ВЕШТОРТ


Источник «НЭГ» №8,/4.02.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio