Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ВОЗВРАЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ Государство становится главным акционером ОАО «Алеся»
 
Печально закончилось партнерство трикотажной фабрики «Алеся» и латвийской фирмы «OGRE» - совместное предприятие «Алеся-Огре» ликвидировано и недавно исключено из государственного регистра субъектов хозяйствования. Финансовое положение самого ОАО усугубилось и вновь угрожает банкротством.
Акционерам удалось «отбиться» от СП лишь с помощью Комитета госконтроля. Как полагают работники предприятия, если бы изначально интересы иностранного инвестора, не внушавшего доверия коллективу, не лоббировались ответственными работниками отраслевого концерна и горисполкома, то ситуация на производстве не была бы доведена противостоянием сторон до отчаянной.
Напомним, в 2002 году банкротство ОАО «Алеся» было беспрецедентно прекращено без восстановления платежеспособности на основании определения суда. Тогда руководству концерна, предприятия, городским властям казалось, что поправить финансовое положение фабрики можно стандартными мерами: продажей торгового дома, административного здания, магазина фирменной торговли. «Главное — сохранить производственные площади», — убеждали трудовой коллектив чиновники и рисовали радужные планы бурного развития, обещанного иностранным инвестором. Чуда не произошло. Сделку по созданию СП Комитет госконтроля счел незаконной.
Сегодня сохранять даже производственные мощности «Алесе» уже не по силам (в этом на днях убедился и мэр столицы Михаил Павлов): даже протекающую крышу производственного корпуса не за что отремонтировать. Несмотря на то, что магазин и административный корпус проданы, а торговый дом «законсервирован», долги предприятия лишь возросли.
В декабре прошлого года государство ввело особое право управления («золотую акцию») в ОАО «Алеся». Назначен новый директор — Павел Волков. В его послужном списке работа в комитете экономики Мингорисполкома, пост начальника управления контроля над рынком ценных бумаг и государственным долгом КГК. В этой должности П.Волков отслеживал тенденции развития фондового рынка, лотерейной деятельности, игорного бизнеса, аккумулирования денежных средств субъектами хозяйствования. Никто из специалистов-«легковиков», предложенных руководством концерна «Беллегпром» в качестве гендиректора для «Алеси», Мингорисполком не устроил.
Известно, например, что после ознакомления с ситуацией предварительное согласие на оздоровление «Алеси» дал один из прежних руководителей минского трикотажного предприятия «Ареола». Примечательно, что последующее собеседование с руководством администрации Советского района столицы побудило смельчака отказаться от участия в антикризисном проекте. Без объяснения причин.
Решение городских властей, а не профильного концерна, имело в сложившейся ситуации больший вес, поскольку финансовая помощь предприятию реально может последовать лишь из бюджета столицы. Санкционировать ее призван подготовленный проект указа «О мерах господдержки ОАО «Алеся».
Жаль только, что это управленческое решение сильно запоздало. Убытки «Алеси» на 1 декабря прошлого года составили 2 млрд. 300 млн. руб. Сейчас перед трикотажной фабрикой маячит реальная угроза повторного банкротства и теперь уже ликвидации. Персонал предприятия в этом случае теряет символическую зарплату и иллюзию об эффективности госуправления. Государство — гораздо больше: свое лицо, недвижимость в центре столицы, брэнд национального изготовителя, признает отсутствие талантливых управленцев в кадровом резерве.
Поддержка акционерного общества стоит недешево: около 3 млрд. руб. «живых денег» плюс «налоговые каникулы» как минимум на год. Схема обкатанная: реструктуризация задолженности по платежам (на 1 декабря 2004 г.) в сумме 2916,4 млн. руб. (перед республиканским бюджетом) и 1319,5 млн. (перед бюджетом Минска) путем увеличения уставного фонда АО и передачи акций номинальной стоимостью 30 руб. в республиканскую и коммунальную собственность (по 97 213 879 шт. и 43 982 501 шт., соответственно). В этом случае ОАО может рассчитывать на налоговый кредит в сумме подлежащих уплате (с 1 января по 31 декабря 2005 г.) налогов.
Коллектив «Алеси» надеется, что участие государства в АО будет подкреплено необходимым финансированием: 2 млрд. руб. нужны на техперевооружение и 1,5 млрд. — на приобретение сырья. Обоснование этим расходам содержит бизнес-план, подготовленный с участием специалистов концерна «Беллегпром» и направленный в том числе на восстановление маркетинговой службы и позиций на российском рынке.
Чтобы приблизить воплощение этих надежд, акционеры фабрики приняли все условия органов госуправления: согласились с увеличением доли государства в уставном фонде почти до 99%, проголосовали за уменьшение стоимости акций, вернулись в концерн. Конечное условие господдержки — выполнение целевых показателей по выпуску и экспорту на уровне не менее 110% к уровню 2004 г.
Руководство отрасли, со своей стороны, ходатайствовало перед текстильщиками о помощи "Алесе" сырьем без предоплаты. В декабре предприятие получило бюджетную ссуду в размере 100 млн. руб.
Источником инвестиций в размере 3,5 млрд. руб. (согласно проекту указа Президента о господдержке) призван стать бюджет столицы. Ему предстоит учесть также интересы АСБ "Беларусбанк", которому "Алеся" задолжала 518,4 млн. руб.
В свое время банк и фабрика пытались сотрудничать, но неудачно. Торговый дом "Алеси" ("Кросны") закрыт, с тех пор как провалилась попытка передать его в лизинг Беларусбанку. Руководство АСБ неожиданно отказалось от сделки на стадии оформления документов. Если бы партнерство состоялось, "Алесе" не пришлось бы бросаться в объятия государства...
Пока больше всего претензий к подготовленному документу поддержки у руководства Минфина, которое сомневается в результативности финансирования "Алеси".
Работники предприятия парируют их с юмором: "Если до сих пор без денег не умерли, то с деньгами уж точно проживем!".
Оксана КУЗНЕЦОВА


Источник «НЭГ» №14/25.02.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio