Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Управленец поневоле
 
Институт владельческого надзора в любом случае менее эффективен, чем управление собственником
Министерству экономики поручено подготовить предложения по повышению эффективности работы представителей государства в открытых акционерных обществах. С этой целью предложено повысить ответственность представителей государства за результаты хозяйственной деятельности предприятия, акциями которого они управляют от имени государства, до уровня ответственности руководителя предприятия.
Контролирующие органы недовольны низкой эффективностью работы представителей государства в ОАО и тем, что они практически не несут никакой ответственности за результаты работы акционерного общества. В частности, в ходе одной из последних проверок недовольство Комитета госконтроля вызвало непринятие должных мер в ОАО «Минский подшипниковый завод», которое оказалось в кризисном положении.
Права и обязанности представителей государства в ОАО сейчас регламентированы Постановлением Совета министров "О представителях государства в открытых акционерных обществах", которое было принято в 1998 г.
Государство назначает своего представителя в органы управления ОАО для осуществления владельческого контроля. Такой представитель работает на основании трудового договора либо гражданско-правового договора, где предусматриваются меры дисциплинарной ответственности.
Представитель государства обязан участвовать в работе органов управления акционерного общества, принимать меры по защите экономических интересов государства при работе акционерного общества, исполнять иные обязанности в соответствии с договором, на основании которого он работает.
В Беларуси государство участвует в управлении акционерными обществами преимущественно через своего представителя. Практика трастового управления, когда государство передает свой пакет в управление другому лицу, в Беларуси появилась недавно, и она ограничена несколькими договорами. К примеру, сегодня таким образом Приорбанк управляет госпакетами нескольких белорусских пивоваренных предприятий. Практически это то же представительство, но при передаче в траст государство заключает с доверенным лицом трастовый договор.
В основном же отраслевые министерства, которым переданы функции управления госимуществом, проводят свою управленческую политику в акционерных обществах через представителей государства. При этом все ключевые вопросы развития ОАО, как то изменение устава, уставного фонда, совершение крупных сделок, использование дивидендов и т. д., представитель обязан согласовывать с министерством или концерном. Если же он примет решение без их санкции, с ним расторгнут договор.
О неэффективности института владельческого надзора в его нынешнем виде говорят давно. Как правило, у госпредставителей не хватает менеджерского опыта и знаний и, кроме того, они загружены на основной работе. Поэтому представительство в ОАО многие отраслевые министерства рассматривают как дополнительное бремя. Очевидно, что и свои функции многие представители государства выполняют добровольно-принудительно. С другой стороны, невозможно любить чужое так, как свое. Практика говорит о том, что любое представительство менее эффективно, чем управление собственником, который вложил в предприятие свой капитал.
Тезис о повышении ответственности специалистов, осуществляющих владельческий надзор, звучит постоянно.
Эксперты, да и представители государства говорят о том, что желание усилить ответственность отраслевых министерств и представителей государства за результаты управления госдолей не дадут должного эффекта. Специалисты понимают, что принципиальное решение проблемы - в постепенной замене чиновников на профессиональных менеджеров.
Государство в принципе не может эффективно управлять таким большим количеством предприятий. Оно должно зарезервировать за собой лишь акции, имеющие стратегическое значение, а остальные продать. Надо создавать условия, чтобы акции поскорее концентрировались в руках крупных владельцев. Ведь если акции предприятия покупают инвесторы, рискующие своим капиталом, значит, они постараются защитить свой капитал.
Не случайно Польша, да и другие страны, после многочисленных попыток признали тщетными усилия использовать потенциал министерских работников для управления новой экономикой.


Источник «БР»,№9/4.03.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio