Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса?
 
За годы суверенного развития в Беларуси сформировалась денежно-кредитная и банковская система, удовлетворяющая основные потребности экономики, развивающейся по мобилизационной «белорусской модели». Основная ее суть в сохранении административно-командных методов хозяйствования с ограниченным внедрением рыночных механизмов. При отсутствии сколько-нибудь значимых иностранных инвестиций и кредитных поступлений ситуация генерирует скрытые риски, угрожающие стабильности банковской сферы и денежного обращения.
Станислав БОГДАНКЕВИЧ, профессор
При всей видимости благополучия в минувшем году, особенно во второй его половине, банковская система балансировала на грани потери платежеспособности. Бесперебойные платежи были обеспечены посредством неправомерного прироста денежной эмиссии (почти на 30%). При росте ВВП на 11% увеличение рублевой денежной массы составило более 60%. Однако рублевая ликвидность денежного рынка сохраняется низкой, а коэффициент рублевой монетизации экономики составляет менее 9%.

Конкуренция — залог здоровой экономики
Банковская система страны, несмотря на свою частную, акционерную форму, на 82% находится в государственной собственности. Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков составляет лишь 12%, в том числе российского — 3,5%. Доля частного отечественного капитала — менее 6%. Совокупный уставный фонд банков на начало 2005 г. достиг 2,2 трлн. BYR, собственный капитал — 2,9 трлн. BYR. По отношению к ВВП совокупный собственный капитал белорусских банков составляет менее 6%. В значительной степени данный показатель является формальной величиной, не отражающей реальности, так как по трем ведущим банкам страны (в меньшей мере — по ряду проблемных банков) наращивание уставных капиталов осуществлялось в значительных размерах путем преобразования их проблемной задолженности перед органами госуправления в акции. Только за 2004 г. таким образом на 216,3 млрд. BYR пополнен капитал Беларусбанка, на 285,1 млрд. BYR — Белагропромбанка и на 15,3 млрд. BYR — Белпромстройбанка. Первичным источником этих инвестиций являются эмиссионные средства. В силу такого наращивания капитала потенциальные риски возникновения неликвидности у банков возрастают.
Главным фактором повышения эффективности экономики, в том числе и банковской, является конкурентная среда. Ее создает частный сектор, а также равные либеральные условия деятельности субъектов. В нашей стране, наоборот, практикуется принудительное закрепление за уполномоченными банками определенной клиентуры. Государственным банкам предоставляется ряд преференций, льготных пруденциальных нормативов, разрешений на создание не в полном объеме резервов на потери по активам, подверженным риску, и т.д.
В стране более 85% совокупного уставного капитала и валовых активов принадлежит шести так называемым уполномоченным, в основном государственным банкам. Крупным монополистом, которому к тому же созданы льготные условия по ряду направлений депозитной и кредитной деятельности, является Беларусбанк.
Все это свидетельствует о необходимости реформирования банковской системы страны, разгосударствления, выхода Национального банка из состава акционеров коммерческих банков, проведения реальной приватизации с привлечением иностранного капитала, прекращения практики административного вмешательства в банковскую сферу. Целесообразно выделить службу банковского надзора в независимое как от эмиссионного банка, так и исполнительной власти ведомство. Без этого трудно ожидать повышения межбанковской конкуренции, роста эффективности банковского дела, ликвидности и устойчивости системы и национальной валюты.

Ресурсов не хватает
Статистика свидетельствует об укреплении ресурсной базы банков. Основным источником ее формирования остаются собственные средства экономики, населения и органов власти. Доля средств, привлеченных от резидентов, составляет 66%, от нерезидентов — менее 10%. Доля других источников формирования — 24-25%. В ресурсной базе банков доминируют вклады предприятий и граждан (более 50%). Среди структурных изменений обращает на себя внимание постоянный рост доли привлеченных средств физических лиц при одновременном снижении доли средств субъектов хозяйствования. Доля депозитов физлиц в настоящее время достигла более 67% от всех депозитов в банках. Эти сдвиги можно было бы приветствовать, если бы платежеспособность субъектов хозяйствования не была на таком низком уровне. Кризис неплатежей, большая доля низкорентабельных и убыточных предприятий, замещение банковскими кредитами утраченного субъектами хозяйствования собственного оборотного капитала являются ярким свидетельством того, что необоснованно высокий рост доходов и сбережений населения ставит под угрозу будущее национальной экономики.
На начало 2005 г. банки располагали ресурсами в совокупности 14,6 трлн. BYR. Несмотря на положительную динамику роста кредитных ресурсов, эта база составляет в целом менее 30% от ВВП и недостаточна для динамичного и эффективного развития экономики. Как минимум, она должна быть сопоставимой с ВВП. Практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.
Банковская система не обеспечивает должный приток в страну ресурсов извне. Доля привлеченных средств от нерезидентов составляет лишь 200-300 млн. USD.
Очевидно, без кардинального реформирования банковской системы эту проблему решить сложно. Тем более что Беларусь до сих пор не располагает суверенным кредитным рейтингом.
Снижает доверие к банковской системе и высокая степень закрытости белорусских банков, слабое использование рейтингового анализа для оценки эффективности их деятельности. Следует произвести и оценку реальной величины проблемных кредитов. Официальные данные о существенном их снижении в условиях осуществления политики поддержки низкорентабельных, убыточных и неплатежеспособных сельхозпредприятий не могут не вызывать сомнений.
Суммарный объем требований банков к экономике составляет 10 трлн. BYR, или 68% ко всем ресурсам. Такой показатель уже ставит под угрозу ликвидность банковской системы. Только за последний год требования возросли на 56,5% (в реальном выражении — на 36,5%). Валовые выдачи банками кредитов ежегодно увеличиваются более чем на 20% при росте экономики на 5-10%. Темпы роста выдачи долгосрочных (инвестиционных) кредитов еще выше: в 2004 г. они составили 36,9% (2,5 трлн. BYR). Учитывая, что основным источником банковских ресурсов являются текущие депозиты граждан, предприятий и органов власти, белорусская банковская система балансирует на грани серьезного кризиса.

Нужны инвестиции
В условиях дефицита отечественных ресурсов проблему финансового укрепления банков можно было бы решать путем привлечения внешних инвестиций (в процессе реальной приватизации) и отказа от административного вмешательства в банковскую сферу. Долю иностранного капитала в уставных фондах банков следовало бы довести до 50%.
Правительство и Нацбанк как будто понимают острую необходимость решения проблемы финансового укрепления банковской системы. Однако видят ее решение в дальнейшем вмешательстве в банковскую сферу, а не путем либерально-экономических преобразований и получения на длительные сроки льготных кредитов от международных финансовых организаций. Это подтверждает требование правительства к 19 белорусским банкам о необходимости привлечения в их уставные фонды в 2005 г. не менее 120 млн. USD иностранных инвестиций (в т.ч. Беларусбанку – 52 млн. USD, Белагропромбанку — 26 млн. USD). Параллельно поставлена задача привлечь в банки ресурсов на 1 млрд. USD в форме кредитов под рыночные процентные ставки. О чрезмерной масштабности и очевидной невыполнимости поставленной задачи свидетельствует тот факт, что за 2004 год иностранные инвестиции в белорусские банки составили всего 13 млн. USD, а размер привлеченных иностранных кредитов — немногим более 200 млн. USD. Видимо, наше правительство находится в плену своих административных подходов, широко используемых во внутренней экономике, которые неприменимы для внешней рыночной среды.
О какой привлекательности для внешних инвесторов и кредиторов может идти речь, когда совокупная рентабельность банковского дела низка, а ведущие банки периодически сталкиваются с проблемой ликвидности. Размер совокупной текущей прибыли на 1 января 2005 г. составил лишь 183 млрд. BYR, причем почти половина этой прибыли получена частным, и поэтому более независимым от вмешательства властей, Приорбанком.
Индивидуальные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами отдельным белорусским банкам, низки и не способны серьезно повлиять на увеличение притока ресурсов в банковскую систему под приемлемые для экономики проценты, а также изменить в целом негативный образ нашей модели хозяйствования, установившийся на внешних рынках. Ни один банк не имеет инвестиционного рейтинга. Однако еще в начале 2004 г. правительство сняло просьбу о выделении Беларуси кредитов stand-by, ограничившись лишь техническим сотрудничеством с МВФ. Между тем на этапе выхода на внешние рынки достижение соглашений с международными финансовыми организациями представляется одной из первоочередных задач.
Банковская система страны, как и вся экономика, требует реформирования в направлении разгосударствления, приватизации, привлечения иностранного капитала, развития конкуренции, увеличения степени прозрачности деятельности, использования для оценки эффективности рейтингового анализа.


Источник «НЭГ»,№31/29.04.2005г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio