|
УВАЖАЕМЫЙ МИНИСТР,... БСПН и Совет по развитию предпринимательства предлагают Минспорта не совершать революцию в туристической… |
|
Революционный подход к реформированию туристической отрасли противоречит государственным интересам, а также будет иметь негативные социально-экономические последствия, полагают эксперты Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН) и Совета по развитию предпринимательства (Совет). «Около 1,5 тыс. человек потеряют свою работу, а следовательно, и легальные доходы. С учетом семейной нагрузки госрегулирование затронет судьбы и интересы около 5 тыс. человек», — отмечается в письме, подписанном руководителями вышеназванных организаций Георгием БАДЕЕМ и Владимиром ЗИНОВСКИМ и отправленном на этой неделе в адрес министра спорта и туризма Юрия СИВАКОВА. Обеспокоенные судьбой «этой важной отрасли экономики нашей страны» эксперты организаций подготовили свои комментарии по поводу разработанных Минспорта новых лицензионных требований к туристическим операторам Беларуси, а также альтернативные предложения по механизмам государственного регулирования, способным превратить туризм в полноценную отрасль отечественной экономики. Потери государственного бюджета, включая фонд социального страхования, составят порядка 7 млрд. руб., подсчитали эксперты. Кроме того, по их мнению, уменьшение количества туристических компаний отрицательно повлияет и на перспективу выполнения поручения Президента развивать въездной туризм, поскольку практически некому будет вести индивидуальную рекламно-информационную работу. Массово иностранный турист в нашу страну не пойдет, ибо ни моря, ни экзотики у нас нет. Опыт соседних стран, имеющих такой же туристический ресурс, тому подтверждение (95% немецких туроператоров — это маленькие компании). Подход, предлагаемый Минспорта, противоречит действующему законодательству, указывается в письме, и принципам, декларируемым проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О туризме». Ст. 4 гл.1 этого документа, который в настоящее время рассматривается в парламенте, декларирует поддержку малого предпринимательства в сфере туризма, развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности как принципы государственного регулирования в сфере туризма. Требование к соискателю туроператорской лицензии иметь стаж работы «не менее трех лет» закрывает этот сегмент рынка для появления новых субъектов хозяйствования, что тоже не пойдет на пользу ни государству, ни потребителю. Условие по объему дохода соискателя лицензии туроператора «в период последних 12 месяцев» может не совпадать с коммерческими интересами предприятия и вступает в противоречие с нормами Декрета Президента № 17, который устанавливает минимальный срок действия лицензии 5 лет. Не имеют экономических обоснований и требования обязательной сертификации туроператора, и условие оказывать 10% услуг (от общего числа обслуженных туристов) на территории Беларуси (въездной и внутренний туризм). По мнению экспертов БСПН и Совета, начинать сертификацию в отрасли необходимо с элементов инфраструктуры: гостиниц, мест питания, основных туристско-экскурсионных маршрутов, ибо именно там формируется основная часть цены туристического продукта. Собственно услуги туроператора — это лишь 15—20% его стоимости. Такой подход к сертификации существует в странах СНГ и ЕС, сообщают авторы письма. Тем не менее эксперты организаций, отстаивающих интересы предпринимателей, не предлагают исключить госрегулирование в отрасли вообще. По мнению экспертов, роль государства может возрастать через развитие государственных компаний, содействие развитию современной туристической инфраструктуры. Поскольку в настоящее время на рассмотрении в парламенте находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О туризме», то логично было бы регулировать отношения в отрасли именно этим документом и соответственно предусмотреть все необходимые механизмы по регулированию в нем, полагают авторы письма. Для защиты прав потребителей и повышения ответственности туристических предприятий (а именно такую цель декларируют реформаторы) следовало бы дополнить главу 6 проекта закона «Безопасность в сфере туризма» статьей об их финансовой ответственности перед туристами. В том числе через страхование на случай банкротства предприятия и соответственно создать условия для ее реализации на практике. Кстати, именно таким образом проявляют заботу о потребителе в Украине, Казахстане, странах ЕС. Проект закона «О туризме и туристической индустрии в РФ» также содержит аналогичные нормы. По-мнению экспертов двух уважаемых организаций, наличие финансовых гарантий исполнения взятых на себя туристической компанией обязательств сделает нашу страну более привлекательной и для иностранного туриста. Что касается размера финансовых гарантий, то можно его дифференцировать в зависимости от формы туризма — въездной, выездной, внутренний. Авторы предложений рассчитывают найти понимание в Минспорта и в дальнейшем готовы принимать активное участие в разработке документов, регулирующих туристическую деятельность. Валентина ВЕШТОРТ
Источник «НЭГ», № 21/25.03.2005г.
|
|
|