|
Забытые долги госпредприятий |
|
Правительство пошло на острейший конфликт с индивидуальными предпринимателями по вопросу уплаты ими ввозного НДС при торговле с Россией, стремясь обеспечить дополнительные поступления в бюджет. При этом в тени остается такой резерв дополнительных поступлений, как взыскание налоговой задолженности. Александр ЖУК Речь, в частности, идет о реализации на практике Указа президента от 12.11.2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)". По состоянию на 1 марта текущего года задолженность субъектов предпринимательства и физических лиц перед бюджетом составляла 314,5 млрд. BYR. Из данной суммы 96,8% долга приходилось на предприятия с участием государства. Указанная сумма составляет практически 3/4 всех платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей за 2004 г. Образование задолженности перед бюджетом в условиях наличия у налоговых органов широкого диапазона мер принудительного взыскания вплоть до описи имущества и взыскания дебиторской задолженности (последнего нет в соседних странах, в том числе в России) свидетельствует о потенциальном банкротстве указанных организаций. Но почему же они не становятся банкротами реально? Указом № 508 определено, что налоговые органы имеют право обращаться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве предприятий с участием государства только в случае принятия собственником решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления. И наличие столь значительной задолженности перед бюджетом свидетельствует о проблемах с применением этого положения указа на практике. Проблемы эти следующие. Во-первых, непонятно, в какие инстанции должны обращаться налоговые органы, если в п. 1.9 указа предусмотрено, что основные функции по организации и проведению досудебного оздоровления возлагаются на комиссию по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Во-вторых, нет перечня документов, которые должны быть предоставлены налоговыми органами для вынесения компетентной инстанцией решения о целесообразности досудебного оздоровления. И, в-третьих, нигде не зафиксированы сроки, в которые указанные инстанции обязаны сообщить налоговым органам о принятом решении. Заполнение данных пробелов в законодательстве позволит через налоговые органы активизировать работу заинтересованных министерств и ведомств по оздоровлению подведомственных им проблемных предприятий. Кроме того, это будет способствовать обеспечению дополнительных поступлений в бюджет и снижению уровня неплатежей (размера кредиторской задолженности), а соответственно, и оздоровлению экономики.
Источник «Белорусский рынок», №14/11.04.2005
|
|
|