Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ХРОНИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ
 
В 2005 г. количество неплатежеспособных госпредприятий в Беларуси не изменится
Такая оценка сделана исходя из данных мониторинга платежеспособности более 5,8 тыс. предприятий государственной формы собственности и с долей государства в уставном фонде, проведенном департаментом по санации и банкротству Министерства экономики.
Цифры последних лет свидетельствуют о сравнительно незначительном изменении ситуации с неплатежеспособностью госпредприятий. В частности, за 9 мес. 2004 г. их удельный вес снизился с 48 до 46% от общего количества. Доля госпредприятий, неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер (т.е. имеющих неудовлетворительную структуру бухгалтерского баланса в течение года), уменьшилась с 35 до 31%. При этом с 3 до 4% увеличилась доля устойчиво неплатежеспособных госпредприятий (т.е. наряду с неудовлетворительной структурой баланса в течение года их обязательства составляют 85% и более стоимости активов).
Неудачи в экономике у нас принято списывать на что угодно. Однако представляется, что тяжелое экономическое положение многих отечественных субъектов хозяйствования связано с тем, что их руководство не смогло найти формы и методы работы, адекватные требованиям рынка.
О плачевном состоянии легкой промышленности Беларуси свидетельствуют три фактора: изношенность основных фондов (81 %), хронический дефицит оборотных средств и отсутствие на некоторых предприятиях основных видов сырья. Понятно, что качественной работе и выходу из кризиса такой «букет» не способствует.
40% всей производимой концерном «Беллегпром» продукции, в т.ч. 25,7% потребительских товаров, приходится на долю текстильной подотрасли. В ней занято 30,5% численности персонала. Именно здесь в наибольшей степени проявились факторы, предопределившие спад объемов производства. Оборотных средств у текстильщиков недостает на сумму свыше 125 млрд. руб., коэффициент ликвидности при нормативном значении 1,7 равен 0,86, т.е. предприятия не имеют возможности своевременно погашать срочные обязательства. В 2004 г. из 16 входящих в концерн текстильных предприятий 9 были убыточными, рентабельность реализованной продукции составила 1,2% (по концерну — 5,4%), хотя минимальная рентабельность, достаточная для простого воспроизводства, должна быть не менее 20%.
Большинство предприятий подотрасли требует технического перевооружения, для чего нужны значительные капитальные вложения. Износ основного технологического оборудования (66%) давно превысил критическую точку, а на отдельных предприятиях он приблизился к 100%, тогда как ежегодно парк технологического- оборудования обновляется не более чем на 2%. За свои средства перевооружиться — утопия, проблематичным является и привлечение внешних инвестиций.
Типичным крупным белорусским предприятием, на котором особенно остро проявились все перечисленные проблемы, является ОАО «КамВоль». Наибольший в его истории годовой объем производимых тканей пришелся на 1980-1987 гг. (свыше 21 млн. пог. м). После распада СССР и разрыва сложившихся экономических связей с поставщиками сырья и потребителями продукции эти показатели постоянно падали, и в 2004 г. предприятие выпустило лишь 1 млн. 919 тыс. пог. м тканей.
Конкурентоспособность любого предприятия можно рассматривать как его жизнеспособность в рыночной среде. О том, насколько «КамВоль» «опасен» для конкурентов, можно судить по ценам. Их уровень здесь, прежде всего из-за высокого уровня затрат на производство, практически по всем видам тканей существенно выше цен других производителей, что препятствует доступу продукции объединения на рынки стран ближнего зарубежья, в частности России и Украины. Полушерстяные ткани с 45% содержанием шерсти и 55% лавсана стоят выше цен конкурентов на 5-23%, спецткани — на 2,6-14%. Не
на должном уровне и качество продукции.
Основными источниками вывода любого предприятия из неплатежеспособного состояния являются инвестиции, которых у государства недостаточно. И это, кстати, характерно не только для государственных предприятий.
В соответствии с законом о банкротстве существует возможность создания специализированного фонда для оказания неплатежеспособным предприятиям финансовой помощи. Несмотря на то, что департамент по санации и банкротству при Минэкономики дважды пытался образовать его, фонда нет до сих пор. А в соответствии с Указом Президента от 12.11.2003 г. № 508 (в редакции от
27.08.2004 г. № 411) правительству поручалось предусмотреть в республиканском бюджете расходы на финансовое обеспечение мер по предупреждению банкротства госпредприятий. По оценке того же департамента на эти цели в 2005 г. потребуется около 670 млрд. руб. Но в республиканском бюджете на финансовую поддержку предприятий, в т.ч. на меры по предупреждению банкротства, целевым образом предусмотрено выделение чуть более 100 млрд. руб.
Основным источником средств для восстановления платежеспособности предприятия сегодня являются кредиты. Если, конечно, банк сочтет возможным их выделить. В числе других способов можно рассматривать продажу предприятия имущественным комплексом, заключение мирового соглашения с кредиторами.
Принимая во внимание убытки, отрицательную рентабельность реализованной продукции, неплатежеспособность, а также чрезвычайную изношенность основных фондов, можно сделать вывод, что функционирование камвольного комбината в настоящее время экономически неэффективно. На государственном уровне необходимо рассмотреть вопрос либо о его продаже отечественному или иностранному инвестору, либо о реструктуризации.

Виктория МОРОЗ,
Елена НЕЖИНЕЦ


Источник «НЭГ», №20/22.03.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio