|
В Джем-банке введена временная администрация Несмотря на благополучные финансовые показатели его деятельности |
|
За последние годы жители Беларуси отвыкли от скандалов в банковской сфере, а финансовые показатели белорусских банков сейчас выглядят довольно благополучными. Поэтому решение Национального банка ввести с 25 июля временную администрацию в ОАО "Джем-банк" сроком на 3 месяца прозвучало как гром среди ясного неба. Владимир ТАРАСОВ В этот же день председатель правления Национального банка Петр Прокопович встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко и отчитался по итогам I полугодия 2005 года. Обсуждали ли они проблемы, связанные с Джем-банком, неизвестно, но в ходе встречи был рассмотрен вопрос об усилении банковского надзора для того, чтобы гарантировать интересы клиентов банков, в первую очередь населения. Именно заботой о населении и кредиторах и были объяснены действия Национального банка в пресс-релизе, распространенном им только 27 июля. Причина кризиса засекречена Сначала информационное агентство БЕЛТА со ссылкой на заместителя председателя правления банка Николая Лузгина сообщило, что данное решение принято в связи с нарушением ОАО "Джем-банк" норм законодательства Беларуси. Однако в последующих заявлениях Национального банка была названа другая причина. Начальник управления информации Нацбанка Анатолии Дроздов пояснил, что решение принималось после проведения очередной плановой проверки в Джем-банке. И в результате у Нацбанка возникли вопросы, ответы на которые можно было получить только с помощью введения временной администрации. Содержание вопросов относится к банковской тайне, поэтому А. Дроздов не стал их раскрывать. В свою очередь, Джем-банк в пресс-релизе от 29 июля сообщил, что белорусским законодательством данные основания не могут использоваться для введения временной администрации. Более того, "до настоящего момента никто никаких вопросов банку не задавал" и вообще, "акт проверки, упомянутый в пресс-релизе, был вручен банку 25.07.2005 г. в 14.20, то есть значительно позже момента введения администрации", а корреспондентские счета банка были заблокированы с утра 25.07.2005 года как на поступление, так и на списание. Какой бы ни была причина, временная администрация была введена постановлением правления Национального банка № 105 со ссылкой на статью 193 Закона РБ "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Этим постановлением на время работы администрации были приостановлены полномочия исполнительных органов ОАО "Джем-банк", а также удовлетворение требований кредиторов банка. При этом у банка сохранены ранее выданные общая и генеральная лицензии на совершение банковских операции и лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц. Юридическим лицам, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании в ОАО "Джем-банк", было предоставлено право открывать вторые текущие (расчетные) счета в белорусских рублях в ОАО "Белинвестбанк, ОАО "Белпромстройбанк" или ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк". В качестве временного администратора был назначен Белгазпромбанк, единственный из всех белорусских банков имеющий лицензию на осуществление подобной деятельности и даже получивший практический опыт в истории с банкротством Белорусского биржевого банка. Ответный ход оказался жестким Для Джем-банка действия главного банка страны оказались неожиданными, но ответная реакция была быстрой. Коммерческий банк обжаловал действия Нацбанка в Высшем хозяйственном суде, а в специальном пресс-релизе, размещенном на сайте банка (www.djem.com), изложил свою позицию. По мнению руководства Джем-банка, решение Нацбанка является незаконным, так как для введения временной администрации не было оснований, предусматриваемых законодательством: по состоянию на 25 июля 2005 года банк работал устойчиво и прибыльно, выполнял все установленные нормативы и требования Национального банка, оплачивал все свои обязательства и требования клиентов в полном объеме и в срок, не имел задолженности по уплате налоговых платежей, сборов и отчислений в республиканский бюджет. В пресс-релизе банк допустил довольно жесткие высказывания, отметив, что данная мера "рассматривается нами не только как элемент недобросовестной конкурентной борьбы, но прежде всего как заказ со стороны отдельных высокопоставленных коррумпированных представителей государственного аппарата в целях дестабилизации обстановки в республике накануне президентских выборов 2006 года. Согласно имеющейся в нашем распоряжении информации, на нашем банке отрабатывается модель воздействия на другие банки РБ с целью создания системного банковского кризиса». Желая успокоить вкладчиков и кредиторов, руководство ОАО "джем-банк" гарантировало, что по состоянию на 18 часов 25 июля 2005 года все сбережения граждан и средства клиентов находились в полной сохранности и были надежно защищены законом. Но в случае введения в ОАО "Джем-банк" временной администрации в полном объеме, было отмечено в пресс-релизе, ответственность за средства будет нести временная администрация. 26 июля состоялось заседание совета директоров Джем-банка, на котором было принято решение назначить генерального директора банка Александра Татаринцева представителем совета директоров ОАО "Джем-банк" в отношениях с органами государственной власти и любыми физическими и юридическими лицами с неограниченным кругом полномочий. Совет директоров установил, что исполнительные органы ОАО "Джем-банк" должны осуществлять свои полномочия по письменному согласованию с советом директоров ОАО "Джем-банк" или его представителем, а принятые без подобного согласования решения являются недействительными. Таким образом, банк создал основания для объявления претензии к любым решениям временной администрации, принятым без одобрения генерального директора. Такая ситуация сохранится до принятия решения по поводу конфликта Высшим хозяйственным судом РБ. Версии ведут за рубеж Ввиду отсутствия точной информации о причинах введения временной администрации нам приходится только строить возможные предположения. Соображения Джем-банка и Национального банка, изложенные выше, не являются единственно возможными объяснениями. Не исключено, что причину следует искать в составе акционеров банка. Джем-банк был учрежден в 1991 году, и в настоящее время его акционерами являются частные физические и юридические лица, причем доля нерезидентов составляет 80%. Один из них-Институт экономических стратегий российской Академии наук в текущем году приобрел 10% акции ОАО "Джем-банк". Возможно, вопросы, ответы на которые пытается найти Нацбанк, каким-то образом связаны с российскими акционерами. Обращает на себя внимание то, что решение Нацбанка было принято спустя всего несколько дней после встречи президентов Беларуси и России. Кроме изложенной политической версии происходящих событий, заслуживает внимание и экономическая. Напомним, что на совещании у президента Беларуси 25 мая текущего года, в ходе которого рассматривалась реализация Концепции развития банковской системы на 2001-2010 годы, председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик заявил, что отдельные банки с иностранным капиталом в уставном фонде, сформировавшие свою ресурсную базу за счет юридических и физических лиц Беларуси, используют эти средства без учета интересов страны пребывания и размещают их за рубежом. Анатолий Тозик не назвал тогда эти банки, и не исключено, что он имел в виду и Джем-банк, который активно сотрудничает с зарубежными банками. Поэтому можно предположить, что посредством введения временной администрации Национальный банк или Комитет госконтроля желают получить дополнительную информацию о средствах Джем-банка, размещенных за рубежом (стоит, наверное, отметить, что вложение белорусскими банками средств за границей законодательством не запрещено). Более точных сведений о подлинных причинах конфликта в настоящее время нет, деятельность Джем-банка частично приостановлена, и он ведет активные переговоры с Национальным банком по выходу из ситуации. Мораторий уже снят Надежда на быстрое решение возникших проблем пока еще не исчезла. Начальник управления информации А. Дроздов не исключил, что действие временной администрации может быть прекращено досрочно в случае, если главный банк страны удовлетворит полученная информация по интересующим его вопросам. Кроме этого, 29 июля Национальный банк снял мораторий на расчетно-кассовое обслуживание и удовлетворение требований кредиторов, в том числе вкладчиков ОАО "Джем-банк". Однако временная администрация продолжает свою деятельность и контролирует все финансовые потоки в банке. Приступить к работе, правда, ей удалось только 27 июля. Проблемы в банке пока не улажены, в частности, руководство Джем-банка 29 июля сообщило, что документы, подписанные от имени временной администрации, должны заверяться печатью временной администрации, а не печатью ОАО «Джем-банк»,которая в настоящий момент имеет статус утерянной. Независимо от исхода конфликта репутации белорусской банковской системы нанесен серьезный ущерб, несмотря на то, что активы Джем-банка составляют всего около 0,7% активов белорусских банков, а вклады населения в банке - примерно 0,5% от суммы всех вкладов. Дело в том, что подобные действия Национального банка наверняка не будут одобрены зарубежными финансистами, - все-таки получать ответы на вопросы в банковской системе принято осуществлять другими методами.
Справка "БР" Финансовые показатели в норме В настоящее время клиентами Джем-банка являются 79 банков (из них 50 иностранных), 765 юридических лиц, 154 индивидуальных предпринимателя и 5.647 физических лиц. На 1 июля 2005 года активы ОАО "Джем-банк" составили 108,6 млрд. ВYR, увеличившись с начала года на 11,8%. Собственный капитал банка за это же время вырос на 4,7% - до 29,2 млрд. ВYR. Он 15-й по величине активов среди банков нашей страны. Объем средств населения на счетах и вкладах на 1 июля 2005 года составил 22,8 млрд. ВYR, увеличившись с начала года на 13,1%. Кредитный портфель банка был равен 55 млрд. ВYR, вложения в государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка РБ — 4,2 млрд. ВYR. Прибыль текущего года составила 149,7 млн. ВYR. За последние пять лет работы банком оказано благотворительной помощи на общую сумму около 300 тыс. USD.
Источник «Белорусский рынок», №29/01.08.2005
|
|
|