Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Досудебное оздоровление - путь к развитию предпринимательства
 
На разных этапах истории отношение к предпринимателю менялось, то в сторону развития и процветания его деятельности, то угасания, изживания его как субъекта правоотношений. В настоящее время создание благоприятных правовых условий для полноценной деятельности предпринимателей в целом является одним из основных направлений политики государства. Определены некоторые из основных направлений в нормотворческой деятельности, реализация которых станет стабилизатором деятельности и развития предпринимательства:
совершенствование нормативной правовой базы, прямо регулирующей вопросы создания, деятельности предпринимателей;
упрощение процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (сокращение пакета документов, необходимых для процедуры регистрации, увеличение числа регистрирующих органов путем снижения уровня до горисполкомов, райисполкомов, в том числе и исполкомов районов городов);
уменьшение числа видов предпринимательской деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии;
изменения налогового законодательства в целях стимулирования развития предпринимательства и т.д.
Кроме того, разработан и предпринят ряд мер, направленных на правовое регулирования предпринимательской деятельности. Результатом реализации одной из таковых стал Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 27 августа 2004 года № 411) (далее — Указ), в частности, введение им понятия «досудебное оздоровление».
Только сейчас, по истечении времени, необходимого для того, чтобы механизм, введенный Указом, начал действовать, можно сделать выводы о функциональности и результативности проведения досудебного оздоровления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства). Можно сказать, что данное новшество возымело особое действие в части предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы — градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде.
Если провести сравнительный анализ дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находившихся в производстве хозяйственных судов Республики Беларусь на первое августа 2003 года и рассматриваемых по состоянию на первое августа 2005 года, то есть до принятия Указа и после вступления в силу всех его норм, то можно сделать вывод о том, что, несмотря на небольшое уменьшение общего числа дел об экономической несостоятельности (банкротстве), процентное соотношение количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы, по отношению к общему числу дел, заметно уменьшилось.
Так, на первое августа 2003 года количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики страны и социальной сферы, составляло 12,2 процента, а на первое августа 2005 года составило 9,4 процента от общего числа дел, находящихся в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) хозяйственных судов Республики Беларусь.
Еще до Указа частью первой статьи 15 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 год «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) была установлена обязанность учредителей (участников) должника — юридического лица, собственника имущества должника — унитарного предприятия, индивидуальных предпринимателей, государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции принимать своевременные меры по предупреждению банкротства. Статьей 16 Закона предусмотрена возможность предоставления государством досудебной финансовой помощи в пределах мер по предупреждению банкротства юридического лица.
Проведение досудебного оздоровления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренное Указом, преследует ряд целей, основные среди которых:
восстановление платежеспособности;
погашение задолженности;
обеспечение стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности;
предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) в целом.
Исходя из содержания понятия «досудебное оздоровление», определяемого пунктом 1.4 Указа, меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по восстановлению их платежеспособности принимаются самими юридическими лицами (руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица) и индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами в лице комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), создаваемых при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, в ведении или подчинении которых находятся неплатежеспособные организации, в соответствии с Типовым положением о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 года № 126 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2004 года № 1233).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.10. Указа, если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, индивидуального предпринимателя, республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа (организации), в ведении либо подчинении которого находится должник частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.
Руководители, собственники имущества государственных организаций в установленный хозяйственным судом срок либо принимают соответствующие меры по досудебному оздоровлению, либо представляют в хозяйственный суд обоснованное решение о нецелесообразности досудебного оздоровления государственной организации.
За непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности руководители организаций, собственники имущества унитарного предприятия несут персональную (дисциплинарную, материальную) ответственность. Так, подпунктом 6.1 пункта 6 Указа установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин на физическое лицо, от 50 до 500 базовых величин на юридических лиц за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству).
Должник может принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) как самостоятельно, так и с привлечением государственного органа, в ведении либо подчинении которого он находится.
В целях улучшения финансового состояния должника, создания условий для его стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности могут быть применены меры, предложенные в пункте 1.6. Указа:
изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
взыскивать дебиторскую задолженность;
принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
принимать меры по:
погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;
предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;
реорганизовывать юридические лица.
Данный перечень не ограничен и предполагает помимо упомянутых проведение любых, не противоречащих законодательству мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности должника.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 года № 406 утвержден Комплекс мер организационно
- правового и экономического характера по предупреждению экономической несостоятельности (банкротству), исполнителями по каждой из которых выступают уполномоченные государственные, местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, банки и небанковские кредитно — финансовые организации.
Одними из мер по предупреждению экономической несостоятельности является получение отсрочки исполнения гражданско-правовых обязательств, получение кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года № 226 (в редакции постановления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2005 года № 95) банкам запрещается выдавать кредит кредитополучателю, имеющему просроченную (сомнительную) задолженность по ранее выданным ему кредитам кроме случаев, предусмотренных пунктом 1.8. Указа, по предоставлению кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации.
Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2002 года №207 «О некоторых видах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2002 год» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2003 года № 14) предусмотрена возможность оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуальной государственной поддержки из республиканского и местных бюджетов в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений — финансовой помощи.
Согласно пункту 3 Положения о порядке оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки из республиканского бюджета в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений, утвержденного данным Указом, юридические лица, претендующие на получение финансовой помощи, направляют документы в республиканские органы государственного управления либо в иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а индивидуальные предприниматели — в облисполкомы и Минский горисполком.
Следовательно, должнику для принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в виде получения финансовой помощи из республиканского или местного бюджета необходимо обратиться в уполномоченные государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы для принятия последними решения о досудебном оздоровлении.
Обращение должника в контролирующий его орган для принятия последним решения о досудебном оздоровлении оформляется в виде заявления в произвольной форме. К заявлению прилагаются любые материалы, носящие информацию, свидетельствующую о том, что должник не способен удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Такая информация может быть выявлена в результате проверки (ревизии) финансово — хозяйственной деятельности должника, судебного разбирательства и т.д. Любая информация, по мнению должника свидетельствующая об его неплатежеспособности, может быть приложена к заявлению о вынесении решения о досудебном оздоровлении. Однако каждый орган может устанавливать свои внутренние требования к оформлению заявления, перечню прилагаемых материалов, а при отсутствии необходимой информации — может запрашивать ее в установленном порядке у государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вопрос о принятии решения о досудебном оздоровлении должника решается в каждом случае индивидуально. В этих целях комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) может быть проведен анализ финансового состояния и платежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляемый в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 года № 81/128/65, проведена экспертиза плана финансового оздоровления организации, в установленном порядке могут быть привлечены специалисты по оценке предприятия и иного имущества должника.
Решение о проведении досудебного оздоровление должника принимаются в форме, определенной положением об органе, которым оно принимается — приказом, решением и т.д. С момента принятия решения о досудебном оздоровлении должника соответствующим лицом или органом разрабатывается и утверждается план мероприятий, направленных на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства).
На период принятия мер по досудебному оздоровлению юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника. Если собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные
предприниматели, республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы, в ведении или подчинении которых находится должник, принимают решение о нецелесообразности досудебного оздоровления или принимаемые ими меры не привели к восстановлению его платежеспособности, то при наличии оснований предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), должник обращается в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве).
Следует принимать во внимание, что меры по досудебному оздоровлению должника могут проводиться как до возбуждения производства по делу о банкротстве, так и после него.
Абзацем пятым части второй пункта 13 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2003 года № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» предусмотрена обязанность хозяйственного суда на стадии досудебной подготовки установить выносилось ли руководителем организации, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами решение о проведении досудебного оздоровления (решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления).
Если до возбуждения производства по делу о банкротстве досудебное оздоровление еще не завершено, то в силу пункта 1.16. Указа перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, в целях завершения досудебного оздоровления может быть продлен сроком до трех лет.
На основании отчета об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде хозяйственным судом выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
В случае если реализация мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных в плане завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, привела к восстановлению платежеспособности должника, дело о банкротстве прекращается. Если же план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде не выполнен и платежеспособность должника не восстановлена, хозяйственный суд выносит определение об открытии конкурсного производства.
Таким образом, можно сказать, что достижение целей и задач досудебного оздоровления юридического лица или индивидуального предпринимателя является результатом тесного сотрудничества: самих юридических лиц (руководителей организаций, собственников имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица) и индивидуальных предпринимателей; комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), создаваемых при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, государственного органа государственного управления по делам о банкротстве и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством; хозяйственных судов.
Совершенство механизма взаимодействия вышеназванных лиц, регулируемого законодательством Республики Беларусь, в большей степени отражается на эффективности досудебного оздоровления, сокращая число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, становящихся банкротами, тем самым, стимулируя развитие здорового предпринимательства.
Ольга МОСКАЛЮК, ведущий специалист отдела законодательства Высшего Хозяйственного Суда



Источник «Вестник ВХС РБ», №17/2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio