|
По машинам ! Антикризисным управляющим «Мотовело» назначен Мингорисполком |
|
Проект указа о государственной поддержке ОАО "Мотовело" обсуждался 16 декабря 2005 г. на совещании с участием А. Лукашенко. По его поручению управлять этим антикризисным предприятием после фактической национализации будет не Минпром, а Минский горисполком. Татьяна МАНЕНОК "БР" писал о том, что кризисная ситуация на предприятии спровоцировала стихийное недовольство рабочих ОАО "Мотовело", вылившееся в конце ноября в акцию протеста. Отметив, что «государство, конечно же, не бросит предприятие, потому что это один из флагманов белорусской экономики, так же как МТЗ, МАЗ, БелАЗ», А. Лукашенко в то же время жестко заявил, что "языком ультиматума разговаривать с государством никому не позволено». "Поскольку предприятие частное, приватизированное, трудовой коллектив в этой ситуации может просить: помогите. Загубили предприятие - несите ответственность. Не можете - тогда просите, а не выставляйте ультиматумы. Вот простая арифметика этого вопроса", - сказал А. Лукашенко. Причины, по которым "Мотовело" оказалось в кризисе, на совещании прозвучали. "Из Юго-Восточной Азии белорусские велосипеды "выдавил Китай своей дешевой и более качественной продукцией. Открыли рынок Афганистана, теперь и там нас подпирают китайцы. Новых ниш на мировом рынке нет", - отметил А. Лукашенко. Не скрывал истинного положения дел и куратор промышленности, первый вице-премьер правительства Владимир Семашко. «Мотовело» вытеснили с рынка конкуренты из-за низкого качества традиционной продукции и технической отсталости. Невзирая на то, что за последние 4 года на заводе поменялись четыре заместителя генерального директора по маркетингу, ситуация на предприятии продолжала ухудшаться. За 10-12 лет на конвейер не было поставлено ни одной новой модели. Износ основных фондов достиг здесь катастрофического уровня-95%. Сейчас на складах завода скопилось 20 тыс.велосипедов. Объем производства упал, экспорт снизился, в том числе в дальнее зарубежье - почти в 3 раза. Как результат, сегодня на заводе нет оборотных средств, а убытки уже в этом году достигли 9 млрд. BYR. В то же время В. Семашко констатировал, что новое руководство "Мотовело" пытается изменить ситуацию. Разработаны модели мопедов, скутеров, велотренажеров, детских колясок, а к посевной кампании 2006 г. "Мотовело" собирается выпустить пробную партию принципиально новой продукции - около 20 картофелесажалок. Но без реструктуризации долгов и техперевооружения эти планы не удастся реализовать, констатировал В. Семашко. Бизнес-план финансового оздоровления "Мотовело" на 2006-2012 гг. уже подготовлен. Гендиректор "Мотовело" Владимир Ключников сообщил, что бизнес-планом предусмотрен выпуск альтернативной продукции взамен традиционной, и к концу 2012 г. ее объемы должны составить не менее 48%. Этим же документом предусмотрен и рост заработной платы-с 230 USD в 2006 г. до 500 USD в 2012 г. В. Ключников отметил, что сейчас ситуация на заводе стабильная. А недавние выступления рабочих, как он считает, были в некоторой степени "спровоцированы неконструктивной позицией отдельных управленцев на заводе". Глава Мингорисполкома Михаил Павлов в свою очередь также отметил, что ситуация на "Мотовело" - не является безнадежной и при Грамотном подходе здесь можно производить высококонкурентную продукцию. А. Лукашенко одобрил планы выпуска в рамках госзаказа на "Мотовело" картофелеуборочных комбайнов, но при этом подчеркнул, что нельзя сбрасывать со счетов и традиционную продукцию завода - велосипеды и мотоциклы. Президент предупредил, что теперь с руководителей и трудового коллектива "Мотовело" спрос будет особый. Дал наказ и антикризисному управляющему в лице М. Павлова. "Вы должны управлять этим предприятием так, как считаете нужным. Когда выйдем на нужный уровень производства и реализации продукции, тогда отпускайте их в "свободное плавание", - подчеркнул А. Лукашенко. Ситуация, сложившаяся на "Мотовело", становится типичной для многих акционированных предприятий Беларуси. Большинство из них надеялись путем приватизации привлечь инвестиции в дальнейшее развитие. Однако рассчитывать на это в нынешней ситуации не приходится. Вот поэтому и растет очередь желающих сдать акции государству в обмен на господдержку. Мало кто сомневался, что государство не откажет в помощи "Мотовело". Но в условиях жесточайшей конкуренции на традиционных экспортных рынках даже господдержка не гарантирует безбедного существования некогда ведущему производителю отечественной мотовелотехники, 90% продаж которого составляет экспорт. Госпредприятию соперничать с мобильными мировыми компаниями в одной нише будет весьма непросто.
Источник «Белорусы и рынок», №49/19.12.2005
|
|
|