Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Антикризисный управляющий: требования к кандидатуре и оплата труда
 
Подпунктом 1.19 Указа Президента от 12.11.2003 г. № 508 (далее — Указ № 508) предусмотрено, что в случае утверждения хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде с руководителем должника прекращается трудовой договор по основаниям, установленным трудовым законодательством, и назначается временный управляющий, о чем выносится соответствующее определение. Руководитель, освобожденный от исполнения своих обязанностей, должен представлять временному (антикризисному) управляющему (далее — управляющий) запрашиваемую им информацию, необходимую для его деятельности.
В случае обнаружения управляющим данных, объективно свидетельствующих о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) должника, он обязан сообщить о них в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы.
Кандидатура управляющего в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, госорганизаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, представляется хозяйственному суду госорганами, госорганизациями, подчиненными правительству, местными исполнительными и распорядительными органами.
Госорганы, госорганизации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы могут ходатайствовать перед хозяйственным судом о назначении управляющих из числа предложенных ими кандидатур и в отношении вышеназванных должников.

Требования к кандидатурам
В соответствии с Указом № 508 установлены конкретные требования к кандидатурам на место управляющих.
Основными требованиями является то, что эти лица должны:
положительно зарекомендовать себя и иметь опыт работы в должности руководителя (заместителя руководителя) или специалиста госорганов или организаций, органов местного управления и самоуправления, как правило, не менее двух лет;
иметь положительный опыт работы в отрасли, соответствующей профилю деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя);
иметь преимущественно высшее экономическое или юридическое образование;
не иметь судимости;
пройти аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и иметь аттестат управляющего.
Кроме того, в соответствии с требованиями Указа № 508 претендентами на место управляющего могут быть:
1) лица из числа руководителей, заместителей руководителей, специалистов госорганов, органов местного управления и самоуправления, лица, состоящие в резерве на их замещение;
2) лица из числа руководителей, заместителей руководителей, специалистов госорганизаций, а также лица, состоящие в резерве на их замещение;
3) лица, занимавшие должности, перечисленные в п.п. 1 и 2. до ухода на пенсию (выхода в отставку);
4) военнослужащие, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Формы контракта и расчет зарплаты
В соответствии с данной классификацией определены и условия оплаты труда управляющих.
Согласно постановлению Совета Министров от 12.05.2004 г № 553 (далее—постановление № 553) с управляющим госорганом (организацией) заключается контракт, в котором устанавливается порядок оплаты труда, в том числе конкретные размеры премирования и условия его выплаты.
Постановлением Совмина от 10.01.2005 г. № 19 в целях создания единых условий заключения и расторжения контрактов с управляющими на время осуществления ими полномочий в процедурах экономической несостоятельности утверждены 2 примерные формы контрактов.
Данные формы содержат права, обязанности и ответственность как нанимателя, так и управляющего, кроме того, ими предусмотрен порядок оплаты труда и предоставления социальных гарантий управляющему.
Первая форма контракта применяется для оформления трудовых отношений с временным управляющим, который назначается в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий.
Особое внимание при заключении контрактов с данной категорией необходимо обратить на то, что эта примерная форма контрактов имеет определенные изъятия в следующих случаях:
при утверждении хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления;
возложения на управляющего функций руководителя должника.
Вторая форма контракта применяется для оформления трудовых отношений с антикризисным управляющим. Он назначается в целях проведения некоторых процедур банкротствами осуществления иных полномочий антикризисного управляющего.
Различия в этих формах связаны со спецификой работы и наличием Определенных отличий этих категорий управляющих.
Эти примерные формы не применяются при назначении временным управляющим из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Они могут быть назначены временными управляющими с принятием решения о прикомандировании их к соответствующим организациям согласно Указу Президента от 2.07.2002 г. № 345 (далее — Указ № 345).
Общим для оплаты труда является то, что за осуществление своих полномочий в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) управляющему по месту исполнения обязанностей выплачивается средняя заработная плата, рассчитанная по основному месту работы в соответствии с постановлением Минтруда от 10.04.2000 г. № 47 (с изменениями и дополнениями).
Рассчитанный размер средней зарплаты является базой для начисления премий за результаты работы в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом установлено, что если рассчитанный размер средней зарплаты управляющего окажется ниже размера среднемесячной зарплаты руководителей госорганизаций отрасли экономики, к которой относится предприятие, находящееся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), то средняя зарплата ему определяется исходя из размера среднемесячной зарплаты руководителей госорганизаций соответствующей отрасли экономики по данным статистической отчетности за последний месяц квартала, предшествующего месяцу, за который производится начисление зарплаты.
Постановлением № 553 предусмотрено 3 вида премий:
1) за качественное выполнение в полном объеме обязанностей управляющего в следующих размерах:
защитного периода —до 20% средней зарплаты;
конкурсного производства (до возбуждения санации или ликвидации) — до 30% средней зарплаты;
санации — до 50% средней зарплаты;
ликвидационного производства—до 25% средней зарплаты;
2) за обеспечение улучшения по сравнению с предыдущим кварталом финансово-экономических показателей работы организации в следующих размерах:
рост выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах,—до 20% средней зарплаты;
снижение кредиторской задолженности—до 20% средней зарплаты;
снижение затрат на производство продукции — до 30% средней зарплаты;
удовлетворение требований кредиторов в соответствии с планом санации и реестром требований кредиторов — до 30% средней зарплаты.
Общий размер премий, перечисленных в п.п. 1 и 2, не может превышать 100% от средней зарплаты, исчисленной за квартал, а в ликвидационном производстве—не более 80%;
3) единовременная премия за восстановление платежеспособности должника по решению хозяйственного суда (максимальный размер данной премии—до 100 базовых величин, в настоящее время—до 2 900 000 руб.).
В зависимости от лиц, назначенных на место управляющего, определены некоторые особенности. Период работы в качестве управляющего лицам из числа
государственных служащих учитывается при исчислении их стажа госслужбы,
Средняя зарплата управляющих, назначенных из числа лиц, находящихся на пенсии (в отставке), рассчитывается в соответствии с законодательством исходя из зарплаты, получаемой ими в соответствии с занимаемой должностью по последнему месту работы до ухода на пенсию (в отставку).
Военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля и подразделений по чрезвычайным ситуациям, назначенным в установленном порядке управляющими, денежное довольствие выплачивается в соответствии с Порядком прикомандирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к государственным органам и иным организациям, утв. Указом № 345.
Выплата зарплаты управляющему осуществляется за счет средств должника и покрывается за счет его имущества вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.
В случае недостаточности средств или отсутствия имущества должника управляющему выплачивается только средняя зарплата органом, заключившим контракт с ним.
Дополнительной социальной гарантией лиц, назначенных на должность управляющих, является то, что за ними на весь период исполнения обязанностей сохраняется должность по основному месту работы (службы). Кроме того, лицо, назначенное управляющим, в период исполнения этих обязанностей не может быть понижено по основному месту работы (службы) в должности, классе, классном чине, дипломатическом ранге, звании, а также уволено по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения преступления либо ликвидации органа (организации).
В случае увольнения лица, назначенного управляющим, в связи с ликвидацией органа (организации), представившего его кандидатуру, правопреемник этого органа (организации) обязан принять меры по его трудоустройству.

Контроль и проверка деятельности
Надзор и контроль за деятельностью управляющих осуществляются республиканскими органами госуправления, госорганизациями, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении или ведении которых находятся организации-должники, органами прокуратуры, другими правоохранительными и контролирующими органами в соответствий с их компетенцией, а также органами (организациями), представившими кандидатуры управляющих.
Республиканскими органами госуправления, иными госорганами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении или ведении которых находятся организации-должники, проверка деятельности управляющего проводится не менее одного раза по каждому делу об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, госорганизаций, предприятий, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы.
Проверка деятельности управляющего в случае необходимости проводится республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении или ведении которых находятся организации-должники, а также органом госуправления по делам о банкротстве, его территориальными органами как по собственной инициативе, так и по обращению хозяйственного суда.
Республиканские органы госуправления, иные госорганы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении или ведении которых находятся организации-должники, орган госуправления по делам о банкротстве вправе привлекать необходимых специалистов других госорганов к проведению проверок. На период проведения проверки деятельности управляющего за специалистами, осуществляющими эту проверку, сохраняются место работы (должность) и зарплата.
Материалы проверки в 10-дневный срок с даты ее окончания направляются в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, а в случае выявления нарушений законодательства — в органы прокуратуры, другие правоохранительные и контролирующие органы.
Подпунктом 6.2 Указа № 508 предусмотрено, что ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо—в размере от 50 до 500 базовых величин.

Сергей БОЛЬШАКОВ,
главный советник Главного экономического
управления Аппарата Совмина


Источник «НЭГ», №91/29.11.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio