|
Стимулы и антистимулы структурной санации |
|
Развитие промышленного комплекса страны в ближайшие пять лет видится правительству в русле структурной санации экономики, оздоровления государственного сектора на основе снижения доли убыточных производств, аккумулирования средств на первоочередное развитие «точек роста». По замыслу, наряду с усилением маркетинговой деятельности, межотраслевой кооперацией будут активизированы процессы санации, банкротства, перепрофилирования действующих неэффективных предприятий, создание новых, в т. ч. совместных и иностранных. Наталия МЫЦКИХ Особенность ситуации — в принятии адекватных рыночных решений в непростых, как всегда, условиях. Необходимо повысить потенциал отечественной экономики при одновременном устранении препятствий росту. «Потенциал минус препятствия» таково современное понимание эффективности. Полномасштабное исполнение принятых страной социальных гарантий и обязательств, в том числе по господдержке отдельных стратегически и социально значимых предприятий, имеющих нередко хронические проблемы с убыточностью и платежеспособностью, сдерживается рядом ограничителей. А именно: недостаточностью финансовых, материальных, технико-технологических, человеческих ресурсов, необходимых для модернизации и инновационного обновления предприятий и отраслей, их реструктуризации; значительными запасами готовой продукции на складах (по оценке на 1.10.2005 г. — на 1 млрд. USD), в которых заморожены оборотные средства субъектов, испытывающих их острый недостаток; все еще высокой долей убыточных и неплатежеспособных предприятий. На недавнем заседании президиума правительства заместитель премьер-министра Андрей Кобяков отметил, что «результаты финансового оздоровления субъектов недостаточны. Достигнутое 30-процентное снижение убыточности пока не обернулось адекватным увеличением прибыльности. Сумма общего чистого убытка предприятий снизилась лишь на 12% — до 481 млрд. руб., при этом в промышленности остаются убыточными 28,5% от общего количества предприятий».
Тонкие настройки... Стратегия «потенциал минус препятствия» требует очень тонких настроек, в том числе через развитие конкурентной рыночной среды и повышение конкурентоспособности. Для этого необходимо очищение экономического поля от нежизнеспособных агентов, улучшение условий для восстановления платежеспособности неэффективных, но жизнеспособных, стратегически и социально значимых предприятий, ликвидация условий, стимулирующих самовоспроизводство кризисных явлений в экономике субъектов. Важно создание новых рабочих мест, новых подотраслей (в том числе, сервисной) через накопление критической массы малого и среднего предпринимательства, развитие венчурного финансирования, стимулирующего создание start ар компаний, основанных на инновационных технологиях, и т.д. Выполняя поручение Президента о снижении доли убыточных предприятий, правительство разработало механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления, в том числе путем легитимного вывода с рынков нежизнеспособных должников без ухудшения социальной защищенности работников, населения, когда речь идет о градо- и поселкообразующих предприятиях. Курс на профилактику и поглощения В рамках экономического курса, скорректированного на новые социально-экономические вызовы и реалии, утвержден Перечень работ по экономическому оздоровлению неплатежеспособных организаций с использованием инструментов законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). В этом документе организация финансового оздоровления возлагается на комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, органы госуправления и их руководителей, руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов, хозяйственные суды, антикризисных управляющих и председателей ликвидационных комиссий. Министерства и концерны, приняв к исполнению посыл правительства о том, что механизм присоединения убыточных предприятий к прибыльным эффективен в сложившихся обстоятельствах, начали реализовывать программу слияний и поглощений. Поскольку государственные технологии в этой области еще не отработаны, за исключением небольшого опыта в АПК, то о результатах судить пока рано. Однако опыт общемировой практики слияний и поглощений должен быть принят к сведению: во-первых, 60% всех слияний не эффективны (некоторые авторы приводят цифру 92%); во-вторых, в процессе слияний создается возможность формирования благоприятной среды для недружественных захватов активов; в третьих, усиление госрегулирования и контроля, закономерное для переходных экономик, наряду с другими факторами является причиной существования теневого сектора. Необходимость компромисса в этих условиях приводит к выводу: реструктуризация предприятий и отраслей при слияниях и поглощениях должна проходить в рамках специального законодательства, чтобы не допустить криминальных схем увода активов и неправомерного передела собственности.
... плюс творческий менеджмент Помимо этого, задача «оздоровления экономической структуры» требует творческого, инициативного подхода. Следовательно, инструменты госрегулирования должны стимулировать такой подход исполнителей к достижению результата в короткие сроки и в соответствии с законодательством. В связи с этим результативность отдельных норм проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам ответственности за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)», вполне обоснованно отклоненного недавно депутатами Палаты представителей, видится неоднозначно. Отдельные положения этого проекта способны выступить как антистимулы для проявления предпринимательской и служебной инициативы. Увеличенная согласно проекту жесткость наказания ограничивает право исполнителей на ошибку при работе в условиях высокой неопределенности бизнес-процессов, неясности правовых отношений, множественности и высокой степени обновления правовых норм.
Источник «Экономическая газета», №100/29.12.2005
|
|
|