Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Перечень документов по одному вопросу: Экономическая несостоятельность (банкротство)
 
Дмитрий Солодовников,
Юрист

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 (ВНС РБ. 1999. № 7-9) с изменениями и дополнениями от 14.07.2000 № 415-3 (НРПА РБ. 2000. № 69) и от 03.05.2001 № 7-3 (НРПА РБ. 2001. № 46).
Кодекс определяет понятие экономической несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя (ст. 24) и юридического лица (ст. 61) как отсутствие у них способности в удовлетворении требований кредиторов, устанавливает особенности ликвидации субъектов различных форм собственности (ст. 85, 94, 105).




Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-3 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (НРПА РБ. 2000. № 73).
Закон устанавливает основания для признания хозяйственным судом
должника банкротом или объявления должника о своем банкротстве, а также регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника.





Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-3 (ВНС РБ. 1999. № 13-14).
Кодекс определяет подведомственность (ст. 27), подсудность (ст. 33) хозяйственным судам дел об экономической несостоятельности (банкротстве), состав лиц, участвующих в деле (ст. 38), и их права (ст. 39); устанавливает обязательность уплаты государственной пошлины* за подачу заявления об объявлении банкротства (ст. 101) и возврата заявлений в случае несоблюдения требований законодательства (ст. 126); регулирует механизм исполнения решений и определений хозяйственного суда (ст. 162), особенности рассмотрения дел по экономической несостоятельности (ст. 171); обязывает судебного исполнителя хозяйственного суда приостановить исполнительное производство в случае возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (ст. 259) и определяет сроки приостановления дела (ст. 261).



Уголовный кодекс Республики Беларусь № 275-3 от 09.07.1999 (НРПА РБ. 1999. № 76)** .
Устанавливает уголовную ответственность за следующие действия против порядка осуществления экономической деятельности, связанной с экономической несостоятельностью (банкротством):
- представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица заведомо ложных документов с целью объявления себя банкротом (ст. 238 "Ложное банкротство");
- сокрытие индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица, которые являются несостоятельными должниками, своей экономической несостоятельности путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным образом, повлекшее причинение ущерба кредиторам в крупном размере (ст. 239 "Сокрытие банкротства");
- умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ст. 240 "Преднамеренное банкротство");
- сокрытие, сбыт или уничтожение имущества должника в крупном размере индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица, которым грозит банкротство, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (ст. 241 "Срыв возмещения убытков кредитору").





Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.02.2001 № 38 "Об утверждении Правил выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации" (НРПА РБ. 2001. № 29).
Указанные Правила определяют порядок организации и проведения специальной аттестации на соответствие кандидатов должности управляющего при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации, квалификационные требования, предъявляемые к ним, порядок и основания выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего при банкротстве банка.



Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.02.2001 № 188 "Об утверждении Положения о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и минимальных размерах вознаграждения управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)" (НРПА РБ. 2001. № 22).
В утвержденном Положении определен порядок выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), установлены минимальные размеры вознаграждения управляющего.



Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2000 № 1734 "Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) и других исков и заявлений" (НРПА РБ. 2000. № 108).
Постановлением освобождены от уплаты государственной пошлины:
- государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством на подачу заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве);
- юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий), а также являющиеся некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, и индивидуальные предприниматели за подачу заявлений о своей экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу иных исков и заявлений в суды в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве).



Указ Президента Республики Беларусь от 14.08.2000 № 442 "О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования" (СУиП РБ. 2000. № 23).
Установлено, что областные (Минский городской) исполнительные комитеты и другие регистрирующие органы уполномочены подавать в соответствии с законодательством в хозяйственные суды заявления о банкротстве юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), государственную регистрацию которых они осуществляли.


Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22.06.2000 № 9 "О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц" (НРПА РБ. 2000. № 67).
Пленум разъяснил порядок назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов, их действия по ликвидации юридических лиц в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регламентирующего ликвидацию юридических лиц, в том числе и в случае экономической несостоятельности (банкротства).
Определено, что хозяйственным судам надлежит отказывать в принятии исковых заявлений, в которых ликвидационные комиссии, а не сами ликвидируемые юридические лица значатся в качестве истцов или ответчиков, а ошибочно возбужденные дела по таким исковым заявлениям прекращать производством (ст. 94 ХПК).


Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 11.02.2000 № 03-24/289 "О назначении вознаграждения доверенным лицам (управляющим), не прошедшим регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей" (нет данных о публикации).
Высший Хозяйственный Суд разъясняет, что хозяйственные суды должны назначать вознаграждение доверенному лицу (управляющему) только после проверки наличия соответствующей лицензии и факта его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.



Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.04.2000 Ns 46/76/1850/20 "Об утверждении Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности" (НРПА РБ. 2000. №52).
Правила применяются в отношении юридических лиц, занимающихся на территории Республики Беларусь предпринимательской деятельностью в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Они служат основой для проведения анализа финансового состояния и выявления предприятий с неудовлетворительной структурой баланса (неплатежеспособных). Выводы, полученные на основе анализа, проведенного в соответствии с Правилами, могут быть использованы в соответствии с законодательством в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятий, а также при оценке их платежеспособности.


Приказ Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 08.07.1999 № 181/135 "Об утверждении Порядка использования средств республиканского бюджета для выплаты вознаграждения доверенному лицу в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования" (НРПА РБ. 1999. № 70).
Порядок определяет механизм использования средств республиканского бюджета для выплаты вознаграждения - текущих (ежемесячных) выплат доверенному лицу (управляющему) в производстве по делу о банкротстве субъектов хозяйствования в случае недостаточности или отсутствия имущества должника.
Такие выплаты осуществляются Комитетом по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь на основании назначенного хозяйственным судом вознаграждения.



Приказ Комитета по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации от 17.03.1999 Ns 8 "Об утверждении Положения об аттестации специалистов на соответствие требованиям, предъявляемым к доверенному лицу в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования" (НРПА РБ. 1999. №30).
Данное Положение устанавливает квалификационные требования, порядок организации и проведения аттестации специалистов на соответствие требованиям, предъявляемым к доверенному лицу в производстве по делу о банкротстве субъектов хозяйствования.
Для получения аттестата соответствующей категории необходимо:
- чтобы претендент обладал знаниями в объеме
Программы обучения доверенных лиц в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве, утвержденной вышеуказанным Комитетом;
- наличие документов установленной формы. Решение об отказе в допуске к аттестации принимается в случае обнаружения недостоверности представленных документов.


Положение Комитета по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации от 21.01.1999 "О порядке лицензирования деятельности доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования" (НРПА РБ. 1999. № 13).
Положением определен порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности доверенного лица в производстве по делу о банкротстве субъектов хозяйствования, приостановления действия и аннулирования лицензий, а также порядок образования и деятельности комиссии по лицензированию. На основании п. 3.1. лицензия может быть выдана юридическому лицу (его руководителю) или физическому лицу, имеющему высшее образование (как правило, экономическое или юридическое), обладающему опытом работы в народном хозяйстве, не имеющему судимости, связанной с умышленными преступлениями. Для получения лицензии категории "А", "В" и "С" заявитель должен иметь аттестат управляющего и опыт работы в народном хозяйстве не менее 2, 3 и 5 лет соответственно. Лицензия управляющего выдается сроком на 5 лет.


Декрет Президента Республики Беларусь от 26.10.1998 № 16 "О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования" (СУиП РБ. 1998. № 30) с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 14.08. 2000 № 442 (НРПА РБ. 2000. № 80).
Установлено, что при недостаточности денежных средств, другого имущества для погашения кредиторской задолженности в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, у ликвидируемого субъекта хозяйствования остающаяся задолженность погашается собственниками (учредителями, участниками) должника при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования в соответствии с декретами, указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, уставом или иными учредительными документами. Под задолженностью по платежам в бюджет понимается сумма не уплаченных в срок в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе финансовых (экономических, штрафных) санкций, примененных к субъекту хозяйствования за нарушение законодательства Республики Беларусь.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.11.1998 № 1819 "О внесении дополнения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. Ns 456" (СУиП РБ. 1998. № 33).
В перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение (лицензия), внесено дополнение, согласно которому на Комитет по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации возложена обязанность выдавать лицензии на осуществление деятельности в качестве доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования.



Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996 № 286 "О создании Совета по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования при Кабинете Министров Республики Беларусь" (СУиП РБ. 1996. № 12).
В целях координации деятельности по созданию условий для осуществления санации, реструктуризации субъектов хозяйствования, в том числе в процессе их банкротства, создан Совет по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования при Кабинете Министров Республики Беларусь.




Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.10.1996 № 656 "Об утверждении Положения о Совете по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования при Кабинете Министров Республики Беларусь" (СУиП РБ. 1996. № 28).
Совет создан для координации деятельности по созданию условий для осуществления санации и реструктуризации субъектов хозяйствования до признания должников - субъектов хозяйствования экономически несостоятельными в соответствии с законодательством Республики Беларусь о банкротстве. В числе задач, выполняемых Советом, следующие:
- разработка организационных мер по вопросам проведения реструктуризации и санации неплатежеспособных субъектов хозяйствования, имеющих неудовлетворительную структуру баланса; рассмотрение предложений и проектов программ по проведению реструктуризации (санационных проектов) неплатежеспособных субъектов хозяйствования;
- согласование действий государственных и иных органов по разработке методической и законодательной базы в области банкротства, санации и реструктуризации неплатежеспособных субъектов хозяйствования;
- координация деятельности государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением требований законодательства о банкротстве;
- организация работы по формированию принципов и критериев оценки эффективности предложений участников санации, а также разработка методов этой оценки;
- координация работы по привлечению отечественных и зарубежных инвесторов для участия в сана-ционных процедурах и реструктуризации субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
- согласование действий государственных органов по разработке и выполнению республиканских и региональных программ, направленных на предотвращение банкротства предприятий государственной формы собственности.




Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.1994 № 276 "О порядке возмещения убытков потребителю, а также вреда его жизни, здоровью и имуществу, причиненных товарами ненадлежащего качества после объявления экономической несостоятельности, банкротства, ликвидации продавца, изготовителя, исполнителя и в других случаях прекращения их деятельности" (СП РБ. 1994. № 12).
Установлено, что порядок накопления повременных платежей ликвидируемых изготовителя, продавца, исполнителя определяется в соответствии с Правилами накопления повременных платежей ликвиди
руемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо со смертью работника при исполнении им трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.1992. № 664 (СП РБ. 1992. №31).




Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.01.2001. № 4 "Об утверждении Правил назначения и прекращения деятельности временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-фи-нансовой организацией" (НРПА РБ. 2001. № 22).
Правила устанавливают порядок назначения и прекращения деятельности временной администрации по управлению банком, небанковской кредитно-финансовой организацией.
Временная администрация руководствуется в своей деятельности Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", является специальным органом управления банка, назначаемым Национальным банком. В ее состав могут входить как сотрудники Национального банка, так и иные лица, которые должны иметь экономическое или юридическое образование и стаж работы в банковской системе не менее двух лет. Согласно п. 9 руководителем временной администрации не может быть лицо, заинтересованное в отношении банка, его дебиторов и кредиторов. Общий срок действия временной администрации не может превышать 30 месяцев.









__________________________________________________________________________________
* Согласно п. 3.8 постановления Совета Минстров Республики Беларусь от 26.02.1993 № 105
(с изменениями и дополнениями) с заявлений о признании субъектов хозяйствования экономически несостоятельными (банкротами), подаваемых кредиторами, госпошлина взимается в размере 10 минимальных заработных плат, а с заявлений, подаваемых самими субъектами хозяйствования, о своей экономической несостоятельности (банкротстве) - трех минимальных заработных плат.
** Подробно с комментарием об уголовной ответственности за действия, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством), можно ознакомиться в журнале "Юрист" (2001. № 2. С. 16-20).
Принятые сокращения: ВНС РБ - "Ведомости Национального собрания Республики Беларусь"; НРПА РБ - "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь"; СП РБ - "Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь"; СУ-иП РБ - "Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь".

Источник Журнал «Юрист», октябрь 2001 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio