Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Повторение ошибок или тонкий расчет?
 
АЛЕКСАНДР МИШИН
Вслед за правом освобождать от уголовной ответственности проворовавшихся чиновников, которое президент присвоил себе пару месяцев назад, 17 октября Александр Лукашенко наделил себя еще одной функцией судебной власти. Указом №481 глава государства наделил себя правом миловать субъекты хозяйствования, освобождая их от экономических санкций, грозящих полным разорением.
Как сообщает пресс-служба президента, указ принят в целях предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности. Однако не стоит обманываться словом «предпринимательской» и думать, что наконец-то президент надел на своих многочисленных контролеров строгий ошейник, освободив предпринимателей от чересчур назойливого внимания. Указ принят вовсе не для них.
Согласно Гражданскому кодексу под субъектом предпринимательской деятельности понимаются все юридические и физические лица, осуществляющие от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Проще говоря, под действие 481-го указа попали все хозяйствующие субъекты, включая, конечно, и предпринимателей. Однако документ принят явно не для частных компаний и индивидуальных предпринимателей. Следует это из мотивов, по которым специальная межведомственная комиссия, состоящая из высоких чинов Прокуратуры РБ, Хозяйственного суда, КГК и министерств, будет отбирать для президента претендентов на помилование.
Самым главным критерием является значимость субъекта предпринимательства для страны либо как минимум для соответствующего региона. Понятно, что ни президент, ни его подчиненные еще не прониклись государственной важностью отдельно взятого предпринимателя. Частных предприятий, банкротство которых могло бы расстроить нынешние власти, у нас можно по пальцам пересчитать. Остаются госпредприятия, половина из которых лишь изредка выползает из долговой налоговой ямы. Вот для их спасения и придуман данный институт, чтобы обанкротившиеся заводики не портили картину экономических успехов Беларуси накануне президентских выборов.
К слову, это уже не первый и, вероятнее всего, не последний шаг в данном направлении. Достаточно вспомнить внесение на рассмотрение Палаты представителей законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс, которыми предлагается установить уголовную ответственность учредителей и руководителей юридических лиц, а также руководителей госорганов и исполкомов даже за неумышленное банкротство предприятий, проще говоря, за хозяйственную безграмотность («БДГ» №1436 от 16.06.2004 г.). Административная ответственность за подобные действия введена президентом еще два года назад. В данном направлении мы, безусловно, впереди Европы всей. Там институт банкротства помогает умирающему предприятию, так сказать, исповедаться перед кредитора ми, чтобы отправиться в мир иной с чистой совестью и свободным от долгов. В Беларуси нечто подобное тоже декларируется и с успехом применяется, но только в одном направлении — если дело о банкротстве касается частного предприятия Мертвым же государственного предприятиям в Беларуси делают припарки, в крайнем случае, бальзамируют, надеясь что разлагающееся тело юридического лица все же оживет. Если не оживает, белорусские Франкенштейны скрещивают мертвеца с живым на правах филиала, а не приживается — отрезают мертвую плоть. И никакого банкротства.
В любом случае определенный позитивный заряд нынешний указ, безусловно, несет. Он наверняка позволит некоторым фактически обанкротившимся государственным предприятиям встать на ноги и получить второй шанс на жизнь. Правда, при этом освобожденному от экономических санкций предприятию придется брать на себя обязательства достигнуть определенных экономических успехов, а также предоставить президенту козлов отпущения — должностных лиц предприятия, доведших его до состояния фактического банкротства.
Институт освобождения субъекта хозяйствования от экономической ответственности уже вводился в Беларуси около шести лет назад. Высшим органом, принимавшим решение о помиловании, была соответствующая комиссия при Совете Министров. Однако данный институт был ликвидирован декретом президента с 1 января 2004 года, причем без какой-либо мотивировки принятия решения. По мнению экономистов, практика освобождения субъекта хозяйствования от экономической ответственности была совершенно неэффективна, не достигала целей, для которых была введена, и стала благодатной почвой для расцвета коррупции.
После почти двухлетнего забвения экономическое помилование в Беларуси снова возрождается, но уже под непосредственным патронатом самого президента, который будет принимать окончательное решение по каждому делу. Впрочем, готовить эти дела, а также предварительное заключение о целесообразности помилования будет опять-таки комиссия, состоящая из чиновников. Не допустить в этой ситуации нового прорастания коррупции на все той же почве вряд ли удастся. Корни ее весьма живучи и за два года гибернации успели истосковаться по подпитке. Президент достаточно опытен, чтобы понимать это, однако воссоздал институт, который дискредитировал себя. Почему? Ответ очевиден. Тотальный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования проще осуществлять, когда одна силовая структура борется за влияние на крупное госпредприятие с другой силовой структурой. То, что это весьма негативно сказывается на функционировании самого предприятия, в расчет не берется. Обуздать же в такой ситуации бесчисленную армию всевозможных контролеров может только сильная рука президента. И в преддверии выборов электорату лишний раз напомнят, как хрупко экономическое равновесие в этой стране без Александра Григорьевича. О том, что он сам же и выстроил эту хрупкую систему, конечно, никто вспоминать не будет.


Источник «БДГ. Деловая газета», №77/21.10.2005
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio