|
Наказание не во вред государству Экономические санкции не должны доводить субъектов хозяйствования до банкротства… |
|
Можно ожидать, что банкротство предприятий, в первую очередь государственной собственности, отныне станет из ряда вон выходящим явлением. Во всяком случае, такую цель преследует Указ президента от 17.10.2005 г. № 481 "О совершенствовании порядка освобождения субъектов предпринимательской деятельности от экономической ответственности". Денис ОСМОЛОВСКИЙ, Ольга МАЗАЛЕВА, юрфирма "Михель и партнеры" С принятием документа у субъектов хозяйствования появится право обращаться к президенту РБ с ходатайством об их освобождении полностью или частично от экономической ответственности. Таким образом, должны предотвращаться случаи "необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности и сохранение наиболее значимых для государства производств". Стоит напомнить, что процедура освобождения от экономической ответственности не является новой для белорусского законодательства. С 1999 г. по май 2004 г. в РБ действовала Государственная комиссия при Совмине по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве. Юридические лица и индивидуальные предприниматели после неудачного обжалования решения налогового органа в хозяйственный суд либо в вышестоящий налоговый орган представляли в Министерство по налогам и сборам заявление об освобождении от финансовой ответственности с приложением необходимого пакета документов. По результатам рассмотрения переданных МНС документов юридического лица или предпринимателя комиссия могла предоставить отсрочки (рассрочки) по уплате финансовых санкций до 6 или 12 месяцев либо полностью или частично освободить от финансовой ответственности. С мая 2004 г. комиссия прекратила свою работу, однако продолжали действовать нормы, предусматривающие освобождение от ответственности либо предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате экономических санкции различными органами. Так, Закон "О ценообразовании" предусматривал возможность освобождения (полностью или частично) от экономических санкций, примененных к субъектам хозяйствования за нарушение законодательства о ценообразовании. В соответствии с Законом "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", юридические лица и индивидуальные предприниматели, необоснованно получившие средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, либо использовавшие их не по целевому назначению или с нарушением законодательства, с учетом размера таких средств и своего финансового состояния могли быть полностью или частично освобождены от уплаты штрафа за такое правонарушение на основании решений коллегий Минфина и финансовых управлений местных исполкомов. До принятия Указа №481 субъекты хозяйствования по решению коллегий Комитета государственного контроля (КГК) могли полностью или частично освобождаться от уплаты экономических санкций, примененных КГК или его территориальными органами. Должностные лица КГК были наделены полномочиями предоставлять отсрочку по уплате экономических санкции сроком до 6 месяцев. С принятием Указа №481 вопрос о применении отсрочки (рассрочки) по уплате экономических санкций будет рассматриваться коллегией КГК, при этом принимать решения об освобождении от ответственности она больше не имеет права. Такое освобождение становится исключительно прерогативой президента. Так, лица, заинтересованные в освобождении от экономической ответственности, в течение года со дня вынесения решения о применении экономических санкций подают ходатайство, содержащее сведения о причинах, побудивших их обратиться за освобождением от ответственности, значимости для государства результатов, которых заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от ответственности, информацию о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации направляют ходатайства в облисполком (Мингорисполком) по месту государственной регистрации, а субъекты хозяйствования, находящиеся в подчинении республиканских органов государственного управления либо иных государственных организаций, обращаются с ходатайством в органы, в подчинении (ведении) которых они находятся. Необходимо отметить, что, в отличие от ранее действовавшего порядка, сейчас предварительное обжалование решения о применении экономических санкций не является обязательным. Однако в указе четко определена обязанность субъектов предпринимательской деятельности, ходатайствующих об освобождении от экономической ответственности, до обращения за освобождением погасить имеющуюся задолженность по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых применена экономическая санкция. В общем виде процедура обращения за освобождением от экономической ответственности будет выглядеть следующим образом: 1. Погашение задолженности по налогу, сбору(пошлине), так как указ не предусматривает освобождения от уплаты данных платежей. 2. Обращение в исполком либо орган, в ведении которого находится юридическое лицо. Срок обращения - не позднее 1 года со дня вынесения решения о применении санкций. 3. Направление уполномоченным органом представленных заявителем документов в организацию, по решению которой применяется экономическая ответственность, для дачи заключения. Срок-5 рабочих дней с момента поступления ходатайства. 4. Подготовка заключения о возможности освобождения заявителя от экономической ответственности. Срок-10 рабочих дней с момента получения документов. 5. Подготовка уполномоченным органом заключения о целесообразности полного или частичного освобождения от экономической ответственности и предоставление его на рассмотрение в Межведомственную комиссию. Срок -10 рабочих дней. 6. Рассмотрение документов комиссией и внесение на рассмотрение президента проекта соответствующего распоряжения. Срок-2 месяца со дня получения документов. 7. Принятие решения президентом. Срок не установлен. Очевидно, что процедура освобождения от экономической ответственности достаточно многоступенчата и продолжительна. Немаловажно, как уже указывалось ранее, что в течение всего времени, которое потребуется для принятия решения об освобождении от уплаты экономических санкций, взыскание по ним будет приостановлено. Законодательство РФ подобной возможности субъектам хозяйствования не предоставляет. Возможно, это связано с тем, что санкции за экономические правонарушения в РФ гораздо менее жесткие. Жаль также, что Указом № 481 не предусматривается процедура освобождения от административной ответственности, что существенно облегчило бы работу наших предпринимателей.
Источник «Белорусский рынок», №41/24.10.2005
|
|
|