Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Закон, который нужен. Что ждет хозяйственные общества
 
На рассмотрении Палаты представителей находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», — закон предлагается изложить в новой редакции, а также дать ему новое название — «О хозяйственных обществах». Нормы этого документа кардинально изменят многие привычные аспекты жизни предприятий.
Необходимость его принятия сомнений не вызывает. Появившийся в эпоху становления рыночных отношений нынешний Закон "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" просто не мог учесть все нюансы корпоративных отношений уже в силу того, что они в то время должным образом не сложились. Поэтому практика применения Закона выявила его многочисленные пробелы, которые, к слову, так и не были устранены. А с введением в действие нового Гражданского кодекса данный Закон и вовсе стал неработающим, поскольку большая часть его норм вошла в противоречие с нормами кодекса. Именно поэтому речь идет не о внесении в существующий Закон отдельных корректив, а о принятии нового законодательного акта.
Такой законопроект уже прошел первое чтение на весенней сессии, однако его окончательное принятие перешло по наследству новому составу парламента, и не приходится сомневаться в том, что он будет принят в самом ближайшем будущем.
Вступление в силу Закона так или иначе затронет все бизнес-сообщество. По состоянию на 1.01.2004 г. 52% действующих в республике коммерческих организаций были созданы в форме хозяйственных обществ — АО, ООО и ОДО; на долю хозяйственных обществ приходится 27% от общего числа занятых и 42% выручки от реализации продукции. Все это вызывает к законопроекту особый интерес, который к тому же подогрела атмосфера особой секретности, которой была окружена его разработка.
Сразу скажем о том, что законопроект получился очень объемным, в связи с чем дать его детальный анализ на страницах газеты просто невозможно. Поэтому остановимся на рассмотрении основных положений, и в особенности тех новшеств, которые он содержит.
Общие положения
Законопроект построен по той же схеме, что и действующий Закон: вначале приводятся общие положения, применимые ко всем хозяйственным обществам, затем идут нормы, определяющие специфику отдельных видов обществ.
В соответствии с преамбулой закон должен определять правовое положение, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ. В идеале это должен быть комплексный законодательный акт, определяющий правовой статус и регулирующий деятельность всех хозяйственных обществ. Однако законопроект не станет таковым, поскольку из сферы его действия сделан ряд существенных изъятий: иным законодательством должны определяться особенности создания и деятельности хозяйственных обществ в сферах банковской, страховой и биржевой деятельности, а также хозяйственных обществ с иностранными инвестициями; особенности создания ОАО в процессе приватизации, а также особенности их правового положения должны определяться законодательством о приватизации; особенности деятельности хозяйственных обществ, в отношении которых введено право "золотой акции", также будет определяется иным законодательством; особенности передачи долей в уставных фондах хозяйственных обществ в собственность государства при реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты и в собственность государственных банков при реструктуризации задолженности по кредитам должны определяться в порядке, установленном Президентом. Кроме того, закон не затрагивает вопросы государственной регистрации хозяйственных обществ.
Хозяйственное общество в проекте определяется как юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и учрежденное двумя и более лицами с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Ничего неожиданного не произошло — законопроект определяет правоспособность хозяйственного общества как специальную: общество может иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету и (или) видам деятельности, если они указаны в учредительных документах.
Перечисленные в проекте права хозяйственных обществ повторяют общие нормы ГК, относящиеся к хозяйственным обществам. Что действительно новое, так это прямо предусмотренное проектом право создавать унитарные предприятия, а также подробная регламентация порядка их учреждения. Право хозяйственных обществ создавать на базе своего имущества унитарные предприятия вроде бы вытекает из смысла положений Гражданского кодекса об этих предприятиях, однако не будучи прямо предусмотренным, не может быть реализовано на практике.
Включены в законопроект и положения об ответственности хозяйственных обществ. Авторы законопроекта повторяют общие нормы об ответственности участников по обязательствам общества, отдельно оговаривая особенности ответственности в случае его экономической несостоятельности (банкротства). Обращает внимание то, что в проекте возложение субсидиарной ответственности на учредителей и руководителей обществ в случае, если ими вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) общества, определяется как обязательное. Таким образом, авторы законопроекта приводят его в соответствие не со ст.52 ГК, которая говорит о возможности возложения такой ответственности, а с нормами Указа от 12.11.2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)", которые такой альтернативы уже не допускают.
Содержащиеся в законопроекте нормы, посвященные дочерним и зависимым обществам, повторяют аналогичные нормы Гражданского кодекса. Однако есть один нюанс, на который хотелось бы также обратить внимание. Касается он возможного возложения субсидиарной ответственности на основное общество в случае экономической несостоятельности или банкротства дочернего: согласно ст. 105 ГК основанием возложения субсидиарной ответственности является вина основного общества; законопроект же использует формулировку "экономическая несостоятельность (банкротство), вызванные основным обществом", которая является более широким понятием, к тому же не дающим четкого определения.
Учредительные документы
Здесь в законопроекте нет особых новшеств. Учредительными документами в зависимости от формы общества являются устав либо учредительный договор и устав. Однако отмечается, что в случае несоответствия положений учредительного договора и устава преимущественную силу имеют положения последнего.
В число сведений, которые должны содержать документы общества, дополнительно к требуемым действующим законодательством, включены: определение органа, уполномоченного на подготовку, созыв и проведение общего собрания участников; порядок утверждения бухгалтерской отчетности общества, его представительств и филиалов; основания ликвидации общества по решению его учредителей (участников).
Разработчики законопроекта, судя по всему, недостаточно четко разграничивают понятия "учредитель" и "участник", говоря об учредителях уже существующего общества, в то время как по логике вещей с момента создания общества учредители становятся его участниками. Это, возможно, и не принципиально, однако присущая проекту терминологическая путаница вполне может создать реальные проблемы на практике.
Уставный фонд
Статья 20 законопроекта определяет уставный фонд как минимальный размер имущества хозяйственного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальные размеры уставных фондов и сроки их формирования будут, как и сейчас, определяться законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
Проект повторяет норму ст.63 ГК о том, что вкладом в уставный фонд общества могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Однако при этом законопроект содержит дополнительное требование, фактически ограничивающее норму ГК: вносимое в уставный фонд имущество должно быть пригодным для использования его в предпринимательской деятельности общества. Кто и как будет определять эту пригодность проект умалчивает. Более того, законопроект устанавливает, что уставный фонд хозяйственного общества не может быть полностью сформирован за счет неденежного вклада; объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд, не может превышать половины установленного законодательством минимального размера уставного фонда соответствующего вида хозяйственного общества, а произведенная учредителями (участниками) денежная оценка неденежного вклада в уставный фонд подлежит обязательной экспертизе.
В проекте также конкретизирован порядок уведомления кредиторов общества в случае принятия решения об уменьшении размера уставного фонда: установлен 30-дневный срок для уведомления кредиторов, которым также отведено 30 дней на заявление требований о досрочном исполнении обязательств.
Реорганизация и ликвидация
В законопроекте не только повторены общие положения ГК о возможных формах реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), но и подробно описаны процедуры, которые необходимо провести при соответствующей форме реорганизации.
Новым является конкретизация нормы, касающейся прав кредиторов при реорганизации хозяйственного общества: после принятия решения о реорганизации потребуется письменно уведомить кредиторов в течение 30 дней, а также опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о госрегистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. В свою очередь, кредиторы вправе потребовать досрочного исполнения обществом обязательств в течение 30 дней с даты направления им указанного уведомления.
Предусмотренный законопроектом порядок ликвидации хозяйственных обществ повторяет нормы ст.ст.57—60 ГК. Кроме того, для различных форм хозяйственного общества устанавливается своя очередность распределения имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, между участниками общества.
Органы хозяйственного общества
Предусматриваемая проектом структура органов хозяйственного общества принципиально не отличается от ныне существующей: общее собрание участников; совет директоров (наблюдательный совет) — если его создание предусмотрено законодательством или учредительными документами; коллегиальный или единоличный исполнительный орган; контрольный орган — ревизионная комиссия или ревизор.
Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не изменился, а вот порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания подробно регламентированы. Само общее собрание может проводиться в очной, заочной и смешанной формах; при этом особый интерес представляет заочная форма, которая состоит в письменном опросе лиц, имеющих право участия в общем собрании.
В проекте названы основания для созыва внеочередного собрания участников общества: по инициативе уполномоченного органа управления общества, по требованию иного органа управления, ревизионной комиссии, по требованию аудиторской организации (аудитора), а также по требованию участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 10% голосов, т.е. в два раза меньше, чем требует действующий Закон.
Компетенция совета директоров хозяйственного общества должна определяться учредительными документами; единственное ограничение, которое предусматривает законопроект — к компетенции этого органа не могут быть отнесены вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания.
К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, не составляющих компетенцию других органов управления общества. Законопроект также допускает передачу полномочий исполнительного органа на договорной основе внешнему управляющему.
Основным отличием норм проекта, посвященных контрольным органам, состоит в том, что законопроект допускает создание как коллегиального органа — ревизионной комиссии, так и выполнение функций контрольного органа одним лицом — ревизором. При этом деятельность контрольного органа хозяйственного общества прописана не менее подробно, чем деятельность иных органов хозяйственного общества.
Сергей ЛОСЕВ, кандидат юридических наук



Источник № 84/2.11.2004 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio