|
Секрет фирмы Защита ценной информации — забота ее владельца |
|
Ценная информация может принести пользу не только лицу, правомерно ею владеющему, но и другим заинтересованным лицам. Иногда приходится удивляться, почему конкуренты неожиданно стали действовать таким, же, как ваше предприятие, образом или даже более эффективно. Все просто: завладев вашей информацией и не потратив ни средств, ни сил, ни времени, "похититель" обходит вас не на один, а сразу на два шага. Вадим Ходосовский С просьбой рассказать о практических вопросах, связанных с защитой информационных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, мы обратились к адвокату, руководителю специализированной юридической консультации по вопросам интеллектуальной собственности Евгению ПОРТНОМУ. - Согласитесь, для белорусского бизнеса, вопросы, связанные с коммерческой тайной, -область, покрытая мраком, и большой заинтересованности в сопутствующих юридических услугах пока нет. С чем связан ваш интерес к этой проблематике? - Отчасти вы правы, когда говорите об области, "покрытой мраком", но спрос на такого рода услуги уже появляется. Успешно конкурировать на рынке возможно только обладая какими-либо преимуществами: низкими ценами, лучшим качеством, более удобным сервисом, либо благодаря каким-то другим выгодным отличиям (исполнение обязательств в более короткие сроки, предоставление дополнительных услуг и т. п.). Все эти преимущества основываются на информации (знаниях), которая нарабатывается в течение определенного времени с затратами сил и средств. Сегодня практически любая организация обладает такой информацией. Потеря тех или иных преимуществ влечет негативные последствия (вплоть до прекращения деятельности организации). Поэтому так важна организация системы безопасности, направленная на недопущение потерь таких преимуществ. Парадокс, но организации принимают усиленные меры по охране материальных ценностей (учет, определение материально ответственных лиц, хранение на складе под охраной и т. д.), при этом к ценной информации имеется свободный доступ. А убытки при ее утечке возможны немалые. - На чем основана ваша убежденность в необходимости организации системы безопасности на предприятии? Вам известны факты потери ценной информации? -Таких фактов достаточно много. Как-то к нам обратился руководитель одного из предприятий, занимающихся выпуском незамысловатых изделии, с которым приключилась одна из таких типичных историй. На должность менеджера был принят новый сотрудник. Естественно, он ознакомился с производственной и договорной деятельностью предприятия, условиями поставок, имел доступ к базе клиентов и поставщиков сырья, связи с которыми нарабатывались в течение 10 лет, и т. п. То есть обладал информацией, благодаря которой работодатель успешно конкурировал на рынке. Через некоторое время менеджер уволился, и о нем забыли. Однако оказалось, что еще во время работы теперь уже бывший сотрудник этого предприятия создал собственную фирму, которая благодаря ранее полученной информации весьма успешно вошла на этот рынок, предложив более низкие цены и выгодные условия поставок. При этом фактически вся прежняя клиентура перешла к новообразованной фирме. В результате первое предприятие оказалось на грани банкротства. Здесь мотив использования информации был сугубо практическим. Однако известны случаи, когда утечка информации происходит по мотивам личной неприязни. Так, один бизнесмен пытался умышленно разорить другого предпринимателя, внедрив к нему работника с целью получения необходимой информации. И действительно, благодаря манипулированию полученными сведениями ему удалось добиться того, что предприятие "партнера" на протяжении длительного времени несло существенные убытки, прежде всего из-за срыва ключевых сделок. Иногда обиженные" бывшие работники с целью отомстить работодателю размещают ценную информацию предприятия в Интернете или в СМИ, делают ее общедоступной иными способами. Кстати, личная неприязнь (в случаях применения к работнику дисциплинарных взысканий либо желания лица отомстить за что-либо) и экономическая выгода работника и/или конкурента -наиболее типичные мотивы утечки информации. Бывают случаи, когда работник вольно распоряжается ценной информацией, считая, что именно он, а не его работодатель имеет на нее права. Иногда ценной информации целесообразнее придать статус конфиденциальной, нежели защищать ее с помощью патента. Всем известно, что де-юре составляющие напитка "Кока-кола" более 100 лет являются коммерческой тайной. При этом компания никогда не патентовала его рецептуру. Все дело в том, что патент, в отличие от коммерческой тайны, имеет определенный срок действия, по истечении которого использование "ноу-хау" становится общедоступным. Охрана информации никакими сроками не ограничена. Таким образом, ценную информацию необходимо охранять (предпринимать юридические, организационные, технические меры), причем начиная с момента ее появления, так как в силу ст.140 Гражданского кодекса Республики Беларусь ценную информацию можно защитить только тогда, когда к ней нет свободного доступа на законном основании и.обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. — Какие сведения, имеющие значение для субъекта хозяйствования, могут быть защищены с помощью законодательства Беларуси? — Конкретный перечень законодательством не установлен. Согласно статье 140 ГК РБ, защищаться может информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. В статье 1010 ГКРБ говорится, что техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства ("ноу-хау"), может защищаться от незаконного использования, если она неизвестна третьим лицам и если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 140 ГК РБ. . Из этих определений видно, что достаточно широкий спектр сведений может быть охраняем законодательством. При отнесении той или иной информации к охраняемой целесообразно исходить из ее свойства быть полезной. Вместе с тем необходимо учитывать, что, согласно п. 3 ст. 1010 ГК РБ, правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведении, которые, в соответствии с законодательством, не могут составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним, подлежащие госрегистрации, и др.). В пункте 4 ст. 1010 ГКРБ установлено, что право на защиту нераскрытой информации действует до тех пор, пока информация будет иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней не будет свободного доступа на законном основании и обладатель информации будет принимать меры к охране ее конфиденциальности. - Какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить ценную информацию? -Для этого следует предпринять комплекс юридических и фактических мер. К первым относится прежде всего создание системы локальных нормативных актов, в которых конкретизируется сама конфиденциальная информация или признаки отнесения информации к конфиденциальной, кто вправе ею пользоваться, и т.п. Соответствующие условия и требования нужно предусмотреть в трудовом договоре или контракте с работником. Возможно определение соответствующих условий и в гражданско-правовом договоре. Прежде всего, возможность принятия юридических мер вытекает непосредственно из трудового и гражданского законодательства. В соответствии с п. 10 ст. 53 ТК РБ, работник обязан"хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя". Согласно части 2 пункта 2 ст. 140 ГК Беларуси, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагенгов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Отмечу также, что недостаточно поставить на документе штамп "конфиденциально или "не для копирования", так как фактически ознакомиться с его содержанием при желании может любой сотрудник. Понятно, что в данном случае Фактические меры к охране информации не приняты. Таким образом, возникает необходимость создания на предприятии так называемого "конфиденциального делопроизводства" и системы технических мер, с помощью которых можно было бы контролировать доступ к ценной информации. - Какие меры ответственности могут применяться к лицу, которое нарушило требования законодательства или договора о неразглашении, неиспользовании конфиденциальной информации? - Возможность применить меры ответственности за разглашение или незаконное использование нераскрытой информации предусмотрена ч. 2 ст. 53 Трудового кодекса Беларуси и п.2 ст. 140, ст. 1011 ГКРБ, ст. 167-9 Кодекса об административных правонарушениях РБ, ч. 2-3 ст. 201, статьями 254,255,375 Уголовного кодекса Беларуси. В большинстве случаев речь может идти о возмещении убытков либо взыскании неустойки (если она предусмотрена договором), в случае совершения административного правонарушения или преступления - о штрафах или лишении свободы. Возможности по доказыванию фактов неправомерного разглашения или использования охраняемой информации, причинения убытков, а также причинно-следственной связи между ними такие же, как и в любом другом правовом деликте — показания свидетелей, объяснения сторон, заключения экспертов и т.д. - Было бы интересно узнать о зарубежном опыте в сфере охраны информации... -Законодательство отдельных стран в данной сфере действительно любопытно. Например, в ряде государств наниматель имеет право установить для своих сотрудников запрет на работу в фирмах, прямо конкурирующих с их компанией (причем могут быть перечислены конкретные фирмы), в течение определенного срока после увольнения работника, а также запрет на предоставление определенной информации данным фирмам (например, список клиентов, партнеров). Наше законодательство не позволяет запретить работнику работать в конкурирующих фирмах после увольнения, так как в этом случае будет нарушено право работника на труд.
Источник «Белорусский рынок», №18/10.05.2004
|
|
|