|
«Мертвые души» в регистре хозяйствующих лиц Кто оздоровит предпринимательское поле? |
|
Странно мы как-то хозяйствуем: все чаще вынуждаем народ экономить на спичках и в это же время тут и там за здорово живешь разбазариваем огромные деньги. То есть разбазариваем буквально, топя в бесконечных разговорах и благих намерениях очевидную выгоду. Уже добрый пяток лет в министерских кабинетах и парламентских ассамблеях идет толковище о крайней необходимости генеральной чистки предпринимательских рядов, чья финансовая судьба в силу разных причин не задалась. А создать и развить свое дело, элементарно выжить в условиях непредсказуемого законодательства, административного давления, варварских обычаев нашего хозяйственного сознания, неравной конкуренции и мошенничества невероятно трудно. Так вот и набралось по стране почти 80 тыс. (точной цифры не знает никто!) юридических лиц и ИП, которые спокойно себе "бомжуют" на ниве экономики. И если бы они просто отягощали статистические архивы на радость диссертантам, а то ведь все идет буквально по пословице: мертвые хватают живых. Давние банкроты и канувшие в Лету учредители пестрят как ни в чем не бывало в Едином государственном регистре, их реквизиты и печати используют проходимцы от бизнеса, гиблые пробелы в трудовой биографии мешают бывшим сотрудникам оформлять пенсии (подробнее см. в статье "Долги простить, из списков вычеркнуть" "НЭГ" N 19 за 16 марта с. г.). Тромбы, гири и путы, балласт, мертвые души, однодневки, пустышки — все эти меткие определения придуманы самими же чиновниками о них, фирмах-фантомах, не только пособничающих теневому бизнесу, но и конкретно подтачивающих казну и силы казенных структур. Далеко ходить не надо. Городской хозяйственный суд г. Минска рассмотрел в прошлом году 386 дел об экономической несостоятельности и банкротстве. Почти половина заявлений, уточнил на итоговом Пленуме ВХС председатель столичного суда Игорь Жданович, поступила от налоговых органов. Цель привычная — списание задолженности по платежам с субъектов, давно исчезнувших из адресных досье или прекративших свою деятельность. По данным налоговиков, таких в Минске 39 тысяч: 21 тысяча индивидуальных предпринимателей, остальные — юридические лица. Нетрудно представить, сколько впереди у судей, и без того несущих бремя двойной нагрузки, трудной, хлопотной и, что печальнее всего, бессмысленной работы. Ни средств, ни имущества у большинства должников все равно нет. При этом уже несколько лет дебатируется вопрос о принятии законодательного акта об упрощенном порядке ликвидации таких субъектов хозяйствования. Однако реальных мер пока не видно. По мнению Игоря Ждановича, упрощенный порядок может быть применен хотя бы в отношении предприятий, у которых задолженность перед бюджетом образовалась до 12 февраля 2001 года — именно с этой датой связано начало действия механизма привлечения руководителей и учредителей к субсидиарной ответственности. А пока, как говорится, контора пишет, а хозяйственные судьи страны пашут, рассматривая до шестидесяти дел в месяц. Как долго здравый смысл будет подвергаться испытанию? Да по нашей инерции, наверное, еще лет пять. Во всяком случае до тех пор, пока верх будет брать не элементарная арифметика, а "принципиальная позиция" больших чиновников. Не раз слышал на крупных совещаниях: мы, дескать, разберемся с этими должниками по полной судебной процедуре. Что в переводе означает: с паршивой овцы сорвем хоть шерсти клок. И этот клок, точно, оборачивается золотым руном, только не прибыли, а убытков. Простой расклад: судебное дело одного бесполезного должника обходится казне, если брать по минимальной шкале, в 100 тыс. рублей (вознаграждение управляющего — пять "минималок", зарплата судьи, газетное извещение кредиторам о начале процедуры, почтовые расходы и пр.) Умножим эту скромную сумму на 80 тыс. заемщиков-пустышек, да разделим на стоимость бакса — и получим уже 3,6 млн. USD! Хороша принципиальность, не правда ли? Сидеть по уши в небогатом государственном кармане и сверлить там заодно черные дыры. ИНТЕРЕСНО, подумалось, а как российские чиновники народные денежки считают? Может быть, их урок пойдет нам впрок? Ведь там проблема помасштаб-нее, соседи раньше и глубже в рынок окунулись. На просьбу о комментарии охотно откликнулся Владимир ИСАЙЧЕВ, заместитель председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации и, к слову, наш земляк. — У российской экономики такая же беда — должников не найти. Приживалок в бизнесе всегда хватало, но сейчас особенно много развелось аферистов, фирм — посредников между сторонами по сделке, между кредиторами и заемщиками. Получают свой навар, моментально ликвидируются и прячут концы. Таких ловкачей только в одной Москве полтора миллиона! А по России, как свидетельствует милиция, гуляет даже несколько миллионов настоящих паспортов — утерянных либо украденных, на которые эти фирмы регистрируются. Проблема колоссальная и, безусловно, связанная с теневым капиталом. Органы МВД, налоговые службы, арбитражные суды делают, разумеется, все возможное, чтобы обуздать этих "летучих голландцев". — И каков результат, Владимир Николаевич? — Похвалиться пока нечем. Судебные решения повисают в воздухе — нет ответчиков. И мы снова и снова вынуждены идти по замкнутому кругу, поскольку закон о регистрации юридических лиц требует ликвидации должников только в судебном порядке. Это значит — через процедуру банкротства с участием, естественно, арбитражных управляющих. И если на каждое дело назначать управляющего (а на оплату услуг одного специалиста нужно минимум 10 тыс. рублей), то потребуются гигантские средства. В целом около 100 млрд. рублей, хотя, сравните, вся судебная система финансируется из расчета 4 млрд. руб. Ситуация абсурдная и далее нетерпимая. Мы ждать помощи со стороны не стали. Сами обобщили материалы и внесли предложения, направленные на изменения в закон. Цель одна — обеспечить ликвидацию проблемных фирм во внесудебном порядке. Скажем, налоговые органы делают запрос учредителям, и если в течение двух недель нет ответа, фирма автоматически ликвидируется. — Даже если осталась задолженность? — Нет, хозяев по-прежнему будут искать, если превышен разумный предел долговых обязательств. А если серьезных претензий к фирме нет, она ликвидируется росчерком пера. Решение налоговиков, не исключено, может затем оспариваться — что же, добро пожаловать в суд. Но таких споров или конфликтных дел будет уже в сотни раз меньше, чем теперь. Значит, и затраты будут минимальными. Вот и нам надо, как рекомендует газетный заголовок, смешные долги простить, а мертвых душ из списков вычеркнуть. Да побыстрее!Забот-то всего — неделя на подготовку Указа. Вячеслав Сиваков,обозреватель "НЭГ"
Источник «НЭГ» 16 апреля 2004 г., № 28
|
|
|