|
МВФ в рост ВВП на 10% не поверил |
|
МВФ приветствует решение белорусского руководства об отзыве просьбы в отношении переговоров по выделению стране кредита stand-by. Об этом на встрече с журналистами в минувший понедельник заявил заместитель начальник отдела Европейского департамента МВФ Томас Ричардсон, который назвал этот шаг белорусской стороны «признанием реальной ситуации». Напомним, что с 26 января по 9 февраля миссия фонда проводила ежегодные консультации с правительством и Нацбанком Беларуси в рамках четвертой статьи устава МВФ. По словам главы миссии Т. Ричардсона, «длительное время точки зрения фонда и руководства страны на макроэкономические процессы и подход к структурным реформам отличались радикально. Поэтому достижение договоренности по кредиту stand-by было чрезвычайно маловероятно». «Неразумно устанавливать целевые показатели роста ВВП на 9— 10% за 2004г., если реально можно ожидать только половину этого роста, — отметил представитель МВФ. — ВВП, как погоду, можно прогнозировать, но нельзя устанавливать целевые показатели». При этом высокие темпы экономического роста, которые демонстрирует Беларусь, во многом связаны с различиями в национальной и международной методологии подсчета макроэкономических показателей. «Если рассчитывать рост по международной методологии, показатели были бы ниже официальных данных белорусских властей», — отметил Т. Ричардсон. Он пояснил, что такой вывод сделан на основе проведенных консультаций с представителями различных ведомств, финансового сектора, негосударственных предприятий, которые «свидетельствуют о растущем скептицизме в отношении надежности белорусских статистических данных». В целом предварительные выводы миссии заключаются в том, что хотя в некоторых сферах экономики Беларуси наблюдается прогресс, включая постепенное снижение инфляции и сокращение перекрестного субсидирования в энергетическом секторе, общие результаты экономического развития страны в минувшем году имели смешанный характер. Инфляция остается самой высокой среди стран СНГ, около трети предприятий государственного сектора зарегистрировали убытки. В числе рекомендаций фонда Т. Ричардсон выделил необходимость проведения более жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики с целью дальнейшего снижения инфляции, ускорения процессов приватизации с параллельной отменой института «золотой акции», упрощения процедуры банкротства, реформирования системы органов госуправления и проведения пенсионной реформы, ликвидации перекрестного субсидирования в энергетическом секторе. «Правительство много сделало для ликвидации перекрестного субсидирования между домашними хозяйствами и промышленностью, но по-прежнему существует практика установления различных тарифов на энергоресурсы для отдельных отраслей и предприятий», — подчеркнул представитель МВФ. Он также подверг сомнению целесообразность планов белорусского правительства повысить среднюю зарплату в стране до эквивалента 170 USD на конец 2004г. с нынешних 135 •USD. «Если зарплата растет быстрее, чем производительность, то это подрывает финансовое состояние предприятий», — сказал Т. Ричардсон. Кроме того, МВФ призвал белорусское правительство ограничить доведение банкам заданий по выделению целевых кредитов. «Многие целевые кредиты, которые выделяются банками по указу Президента или распоряжению правительства, с коммерческой точки зрения никогда не были бы выданы, они подрывают финансовое положение банков», — заявил Т. Ричардсон. В отношении планов Беларуси по валютной интеграции с Россией глава миссии МВФ предположил, что белорусским властям нужно ужесточить монетарную и фискальную политику, а также ускорить структурные реформы, чтобы создаваемый с Россией валютный союз мог успешно работать. «С одной стороны, валютный союз с Россией принесет Беларуси значительную выгоду благодаря снижению операционных расходов при совершении операций с российскими партнерами. С другой стороны, в среднесрочной перспективе курс российского рубля может укрепиться, а это приведет к снижению конкурентоспособности белорусских предприятий на внешних рынках», — сказал Т. Ричардсон. По его словам, в основе решения о введении российского рубля на территории Беларуси лежат политические предпосылки. «Мы не можем дать однозначный ответ, будет ли этот шаг иметь положительное или отрицательное влияние на экономику страны», — отметил представитель МВФ. В заключение, Т. Ричардсон подчеркнул, что в отношениях МВФ и Беларуси «практически ничего не изменится». Фонд по-прежнему будет продолжать оказывать Беларуси бесплатное техническое содействие, добавил он.
Сергей САЛАК
Источник «НЭГ», 13 февраля 2004 г., № 11
|
|
|