Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ПРОФИЛАКТИКА БАНКРОТСТВА:любителей самоустраниться ждет субсидиарная ответственность
 
Комплекс мер, утвержденный постановлением Совмина от 14.04.2004г. NS 406, — логическое продолжение принятого Министерством экономики двумя годами ранее документа аналогичной направленности, но теперь уже в свете Указа от 12.11.2003г. N 508. Специалисты государственного органа по делам о банкротстве ориентировали правовую базу в сфере банкротства на приоритетность внесудебного оздоровления должников силами самих собственников и руководителей предприятий. Задачей института банкротства является теперь удовлетворение интересов должника и его кредиторов. РЕШЕНИЕ этой задачи осложнено тем, что в условиях преобладания в переходной белорусской экономике государственной собственности сформировался и продолжает увеличиваться клубок взаимных неплатежей предприятий. Эту ситуацию характеризует тенденция нарастания задолженности. Так, просроченная задолженность по кредитам банков составила на 1.03.2004г. 328,5 млрд. руб. и за два месяца увеличилась на 31,4%. Суммарная просроченная задолженность составила 5,7 трлн. руб. и увеличилась на 9,4%. Просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 8,3%, а дебиторская — на 6,3%. Комплекс мер — это технический документ, механизм реализации Указа № 508. По сути — это увеличительное зеркало, усиливающее на практике как достоинства, так и недостатки (в части возможных последствий для экономики) исходного документа. И в этом контексте остро необходимые давно ожидаемые реальным сектором экономики меры по финансированию профилактики банкротства отчасти нивелируются отдельными "побочными" эффектами Указа № 508 как пример несовместимости стратегических и практических целей.
Содержание пунктов 1—4. Комплекса мер (мониторинг, информирование заинтересованных об угрозе наступления несостоятельности подведомственных предприятий) не является эксклюзивом. Так как все перечисленное проводилось и проводится государственным органом по делам о банкротстве с апреля 1997г. И даже комиссии по предупреждению экономической несостоятельности, точнее их прототипы, появились в отдельных, органах государственного управления еще более года назад. Эти вновь законодательно прописанные меры профилактики будут иметь практическую значимость при наличии у комиссий реальных, средств и рычагов управления.
Вопросам финансирования оздоровления должников посвящены пункты 8, 9, 11 Комплекса мер. По значимости — это ядро программы. В частности, предусмотрено выделение средств из бюджета на предотвращение банкротства, проведение процедур банкротства и обучение временных управляющих. Органам госуправления предписано рассматривать вопросы предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям. А банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям — рассматривать вопросы кредитования профилактики банкротства и прохождения процедур банкротства.
ДОЛЖНИКИ получили возможность финансового маневра, и это вселяет оптимизм. Что настораживает? Во-первых, это масштабность группы нуждающихся в поддержке — более трех тысяч неплатежеспособных государственных предприятий. Во-вторых, негативный опыт недофинансирования должников за время действия Закона о банкротстве как в первой его редакции (13 лет назад), так и в последующей (3 года). В-третьих, неисполнение действующего Закона о банкротстве в части создания финансовых источников поддержки должников (специализированный фонд так и не был создан). В-четвертых, законодательно установленное снижение материальных стимулов для антикризисных управляющих в части размеров вознаграждения (постановление Совмина от 20.02.2003г. № 213), а затем и отказ от услуг профессиональных антикризисных управляющих. В-пятых, защита должников (Указ № 508) от необходимости своевременного возврата долга в ущерб кредиторам. В-шестых, вследствие несвоевременного обращения в суд заинтересованных сторон, переоценки собственных возможностей по оздоровлению, проблем с привлечением инвесторов санации чаще всего пока заканчиваются ликвидацией предприятия. И наконец, финансовое состояние многих должников таково, что они уже не могут выполнить условия по реструктуризации, задолженности в бюджет и воспользоваться некоторыми другими предоставляемыми им возможностями оздоровления.
Согласно пункту 10 Комплекса мер кредиторы от лица государства теперь обязаны согласовывать с отраслевыми и местными органами государственного управления свое намерение подать в суд заявление кредитора о признании должника банкротом. В ответ на это орган государственного управления должен провести необходимую диагностику для выработки предложений о целесообразности (нецелесообразности)проведения досудебного оздоровления.
Поскольку более 40% заявлений кредитора составляют, сейчас заявления налоговых органов, то эта мера назрела давно. Однако в ходе согласований наверняка будет утрачен наиболее ценный ресурс - время. В итоге—задолженность может существенно возрасти и превысить стоимость имущества. Данная мера по результативности рискует напомнить известную ситуацию: "Колобок-Колобок, я тебя съем!" — "Не ешь меня, я тебе песенку спою". А с другой стороны, предусмотренная пунктом 10 мера не позволит представителям собственника - по-прежнему самоустраняться от принятия ответственных решений с обычным рефреном: "Денег, нет, работников сокращать не разрешаю, в приватизацию, банкротство не пускаю, потому что нельзя". Но если в результате таких маневров подведомственному должнику придется ликвидироваться, то любителям самоустраниться теперь грозит субсидиарная ответственность, предусмотренная еще Законом о банкротстве от 2000г., Указом № 508, а теперь и постановлением Совмина №406.
И ВСЕ бы хорошо, относительный порядок наведен. Теперь слово за комиссиями: успех дальнейших мероприятий зависит от степени их управленческой и финансовой свободы, уровня профессионализма. Важно также, как поведут себя банки, которым пунктом 11 Комплекса мер предписано поддержать должников, предоставляя им с высочайшей степенью риска долгосрочные кредиты как во внесудебной, так и в судебной процедуре. Ведь их ресурс—это рублевые остатки на корреспондентских счетах предприятий и депозиты населения, а не собственные средства, которых практически нет.
Пунктом 16 Комплекса мер предусматривается также подготовка и утверждение новой редакции Правил по анализу финансового состояния "и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, Проект данного документа разработан и находится на согласовании. Замечу, к слову, что в немецком законодательстве о банкротстве несвоевременная подача заявления должника руководством предприятия рассматривается как уголовное преступление. Предприятия обязаны подавать заявления сразу же при обнаружении превышения пассивов над активами.
В целом Комплекс мер направлен на профилактику банкротства, повышение эффективности процедур банкротства и предотвращение прогнозируемого некоторыми экспертами увеличения масштабов убыточности по результатам 2004г. Будем надеяться, что этот рецепт поможет нашей экономике решить ее проблемы.

Наталия МЫЦКИХ, экономист


Источник «НЭГ»,11 мая 2004 г., №34
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio