Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Призрак национализации. Банкроты станут госсобственностью
 
Указ президента РБ от 16.02.2004 г. № 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ…» даже при очень большом желании трудно назвать рыночным документом. Андрей Никончик, УП «Системное бизнес-консультирование»
Норма, устанавливающая передачу участниками хозяйственного общества долей (акций) в счет задолженности, впервые применяется и по своей природе сродни процессу, называемому национализацией.
Следует заметить, что проблема неплатежей подобным образом не решается в принципе. Не факт, что через некоторое время у общества не образуется новая задолженность перед бюджетом, банком за невозврат кредита. И, кстати, чем государственный банк отличается от коммерческого? Непонятно. Может быть, тем, что в государственном банке можно взять кредит и не возвращать его, а потом реструктурировать задолженность и все начинать сначала, либо тем, что банкиры-коммерсанты считают свои деньги, а «банки-государственники» от такой необходимости избавлены?
В соответствии с указом, реструктуризация возможна при соблюдении в совокупности определенных условий. Остановимся на них:
— ликвидация общества-неплательщика противоречит государственным или общественным интересам, и оно не имеет возможности погасить задолженность. Возникает вопрос: чем подтверждается невозможность погашения задолженности? В соответствии с перечнем документов, представляемых для рассмотрения вопроса о реструктуризации «республиканской задолженности, хозяйственное общество направляет в Министерство финансов свой баланс за последний отчетный год и период, а также справку налогового органа о размере задолженности. Достаточно ли этих документов для выполнения требований Указа № 88, осталось неясным;
— стоимость чистых активов данного общества после реструктуризации задолженности должна превышать или быть равной минимальному размеру уставного фонда, установленному для соответствующего вида хозяйственных обществ. Данное условие не является «драконовским», ведь минимальные размеры Уф хозяйственных обществ без участия иностранного элемента варьируются от 400 EUR (для ОДО) до 12.500 EUR (для ОАО), а размер задолженности, как правило, намного превышает эти величины. Поэтому увеличение Уф на сумму задолженности автоматически приводит к увеличению стоимости чистых активов. Данное условие мудрено не выполнить, и по своей природе оно аналогично установлению требования в нормативно-правовых актах о том, чтобы снег был белым или чтобы весной с юга на родину прилетали скворцы;
— третье условие устанавливает максимальную цену, по которой допускается отчуждение долей в Уф в обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью и акций в акционерных обществах. Это действительная стоимость доли либо номинальная стоимость акции. Причем сумма задолженности должна быть, как минимум, полностью реструктурирована вне зависимости от того, хватает ли собственных средств у общества, у участников доли (акций) либо нет. При недостатке собственных средств разрабатывается инвестиционный проект, в котором предусматривается восполнение этих источников и который должен пройти государственную комплексную экспертизу. Остается один вопрос: производится ли выпуск акций под инвестиционный проект? И что будет в случае, если инвестиционный проект не оправдал себя? И самый главный вопрос — кто в данной ситуации решится стать инвестором? Следует также отметить, что при передаче участниками хозяйственного общества долей (акций) в собственность РБ, административно-территориальной единицы либо соответствующего банка никаких прав кредиторов в связи с передачей своей доли (акции) на участника не переходит.
Из смысла указа не следует, какие именно участники общества будут передавать доли (акции) в счет реструктуризации задолженности. ЕСЛИ задолженность значительно превышает размер собственных средств, то, скорее всего, все. Если задолженность не очень большая, то неясно. Также указом не устанавливаются критерии отбора «передающих» участников. Возможно, это будет определять общее собрание акционеров либо каждый участник сам будет решать, как ему в подобной ситуации поступить.
Указ прямо устанавливает, что другим участникам этого общества не предоставляется преимущественное право на приобретение долей (акций), передаваемых в счет реструктуризации. Это и правильно, ведь кому из акционеров общества интересно приобретать акции общества с долгами, как не. государству или иностранному инвестору, просчитавшему все и принявшему единственное правильное мужское решение — развернуться на руинах металлолома, с тем чтобы потом сделать богатым сначала себя, а потом и всех остальных.
Указом не урегулирован вопрос, в какой срок с момента образования задолженности перед республиканским или местным бюджетом либо государственным банком обществу необходимо обратиться в Министерство финансов с заявлением с просьбой произвести реструктуризацию задолженности. Скорее всего, это будет установлено иными нормативными актами, которые будут приняты во исполнение указа.
Следует отметить, что реструктуризация задолженности, связанной с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации по кредитам, выданным банками, указом не предусматривается.

Источник «Белорусский рынок», № 9
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio