Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Без вины виноватые
 
В ближайшее время в белорусском парламенте будет рассмотрен законопроект, предусматривающий введение трех новых статей в Уголовный кодекс. Как стало известно корреспонденту «БДГ», статьи значительно расширяют ответственность учредителей и руководителей юридических лиц, а также руководителей госорганов и исполкомов за банкротство предприятий. Если новые поправки в УК РБ будут приняты, то они дадут правоохранительным органам право сажать любого человека только за то, что он неудачно вел дела. Именно поэтому, чтобы не пугать общественность, законопроект подготавливался в тиши кабинетов Национального центра законопроектной деятельности при президенте РБ и также тихо был направлен в парламент. В настоящее время в УК РБ имеется три уголовные статьи, касающиеся банкротства предприятий: ст. 238 (ложное банкротство), ст. 239 (сокрытие банкротства), ст. 240 (преднамеренное банкротство). Три новые статьи Уголовного кодекса будут внесены в качестве дополнении к ст.240, то есть в случае утверждения законопроекта в УК РБ будут теперь и статьи 2401, 2402, 2403. Впрочем, главное не это. Поправки в Уголовный кодекс были подготовлены заинтересованными ведомствами в соответствии с указом президента № 508 от 12 ноября 2003 года «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». В этом указе, в частности в пунктах 6.1.,6.2,6.3 и 6.4, была установлена административная ответственность в виде штрафа за ряд действий, приведших к банкротству предприятия. Но главный сюрприз, который почему-то никто не заметил, крылся в п.9 данного документа. Этим пунктом президент велел Национальному центру законопроектной деятельности совместно с Советом Министров и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный, срок подготовить и направить в парламент проект закона, предусмотрев в нем внесение изменений или дополнений в Уголовный кодекс РБ, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Изменения должны были касаться установления ответственности за «непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);подачу заявления кредитора, содержащего недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставление кандидатур некомпетентных временных (антикризисных) управляющих, кандидатур временных (антикризисных) управляющих, которые своей деятельностью нанесли вред должнику, кредиторам, интересам государства; ненадлежащее исполнение своих обязанностей временным (антикризисным) управляющим, а также за иные нарушения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), представляющие общественную опасность».
С административной ответственностью при банкротстве у проектировщиков новых законов проблем никаких не возникло, поскольку она уже была прописана в самом указе. А вот ввести новую уголовную ответственность не так просто, и тут следовало хорошенько подумать, чтобы предусмотреть не только конкретные деяния, но и умысел на их совершение. Ведь халатное отношение к своим обязанностям уже предусмотрено в УК РБ, а банкротство предприятия по неосторожности слишком уж нелепо выглядит. Кроме того, статья 240 УК РБ уже предусматривала «умышленное создание или увеличение неплатежеспособности», поэтому здесь трудно было «изобрести» велосипед, тем более за три месяца. Наверное, именно поэтому проектировщики не стали мудрить и, - чтобы угодить «батьке», практически дословно перепечатали соответствующие пункты президентского указа, предусматривающие административную ответственность, и предложили включить их в Уголовный кодекс. В результате получилось нечто термоядерное.
Особенно много споров (между теми, кто готовил законопроект, и теми, кто давал ему правовую оценку) вызвала статья, предусматривающая наступление уголовной ответственности за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности. Спор возник потому, что согласно этой же статье уголовная ответственность будет наступать в случае принятия мер, приведших к экономической несостоятельности. При этом о каком-либо умысле со стороны субъектов ответственности и речи не идет. Иными словами, если учредитель видел, что предприятие идет к банкротству, и не предпринял никаких мер по его предотвращению (например, не сменил директора), он будет привлечен к уголовной ответственности. Если же принял какие-то меры (например, сменил директора), но предприятие все равно обанкротилось, он опять же будет привлечен к уголовной ответственности. Отсюда следует, что поводом для уголовного преследования будет служить не совершение или несовершение какого-либо деяния, а сам факт банкротства" независимо от причин, приведших к этому. Поскольку субъектами ответственности по данной статье будут не только руководители предприятий, но также собственник унитарного предприятия и учредители юрлица, то в случае банкротства они все вместе и отправятся на нары.
Впрочем, не поздоровится не только им, но и руководителям государственных органов и организаций, местных исполнительных и распорядительных органов. Для них в другой статье предусмотрена ответственность за действия третьих лиц. Проще говоря, если антикризисный управляющий своими действиями нанес вред должнику, кредиторам или интересам государства, то должностное лицо, представившее этого управляющего, может попасть на нары. Под суд может отправиться и кредитор, если вдруг выяснится, что при подаче заявления в Хозяйственный суд он указал недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности юридического лица. То есть кредитору теперь нужно будет десять раз подумать, прежде чем обращаться в суд.
Как видно из всего вышесказанного, цель принятия новых поправок к Уголовному кодексу может быть только одна: под угрозой привлечения не только к административной, но и к уголовной ответственности заставить всех заинтересованных лиц любыми способами избегать процедуры банкротства белорусских предприятий, что, естественно, весьма положительно скажется на официальной статистике. В случае же, когда предприятие все же обанкротилось, теперь всегда можно будет найти виновного, даже нескольких. А Беларусь тем временем по-прежнему будет демонстрировать всему миру свое экономическое чудо с процветающей экономикой и крепкими предприятиями.

Сергей САЦУК

Источник «БДГ», 16 июня 2004 г., №45
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio