|
Государство все больше загоняет сельхозпредприятия в долговую яму и никак не стимулирует их эффективную работу
Кажется, никакие доводы теории и опыт практиков всего мира не способны изменить точку зрения тех, кто определяет белорусскую политику в области сельхозпроизводства. Все ее пируэты, которые вызывают недоумение у сторонних наблюдателей и тоскливую оторопь у исполнителей, преследуют, похоже, единственную цель - не допустить на обнищавший колхозный двор ветра перемен к здравому смыслу.
Анатолий ТАКУН Представим себе такую ситуацию: имеется два производства - М1 и М2, рентабельность первого из них равна -6%, а второго-+10%, при этом на первом производстве имеется некоторое количество ресурса К. Согласно законам экономической теории, данный ресурс должен перейти в более перспективное производство, то есть из М1 в М2. Спроецируем теперь данную ситуацию на наше сельское хозяйство, где М1 - производство молока в общественном секторе, М2 - в личных подсобных хозяйствах, а К - какой-нибудь корм, например комбикорм. При этом на практике действительно происходит процесс перетекания ресурсов из М1 в М2, но осуществляется он зачастую путем воровства, то есть воровство развивается на нормальной экономической основе. Но здесь возникает вопрос: а насколько сильно оно вредит нашим сельскохозяйственным предприятиям (СХП)? По предварительным результатам работы отечественного сельского хозяйства за 2003 г., около 65% СХП являются хронически убыточными. И здесь напрашивается вывод о том, что воровство является одной из причин их неэффективной работы, поскольку не позволяет достичь запланированных объемов производства. Но обратившись к официальной статистике, мы видим, что чем больше валовое производство продукции в СХП, тем выше его долги. Так, например, "отстающая" Витебская область имела на начало 2003 г. 380 тыс. BYR задолженности в расчете на одно хозяйство, а "передовая" Гродненская - 680 тыс. BYR. Отсюда следует, что некоторые нечистые на руку сельские труженики, изымая часть ресурсов из неэффективно работающих предприятий, способствуют сокращению убыточности последних. Цель вышеописанного рассуждения - не оправдание воровства, а акцентирование внимания на той нездоровой ситуации, которая складывается в отечественном сельском хозяйстве. В Беларуси ежегодная государственная поддержка сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий составляет до 80 USD (в России-9 USD). При этом на эти цели расходуется около 20% бюджетных и внебюджетных ресурсов республики (в странах ЕС - не более 3-4%). А в результате мы получаем убыточное и высоко-затратное сельскохозяйственное производство: расход ресурсов на единицу продукции у нас в 3-4, а по некоторым позициям и в 7-8 раз больше, чем в тех же странах ЕС. Причин сложившегося положения можно назвать много, но выделим, на наш взгляд, основные. Первая из них связана с тем, что на местном уровне практически никто не заинтересован в эффективном использовании ресурсов. Районному управлению сельского хозяйства спускается план производства, и оно любыми путями должно его выполнить, невзирая на затраты. Вот и убирают суперпроизводительные "Классы" и "Джон Диры" поля с урожайностью зерновых 10-12 ц/га при минимально необходимой урожайности для их окупаемости 40 ц/га. Следующая ступень – руководитель хозяйства. Ему приходится действовать в соответствии с указаниями районных властей, так как он, во-первых, подотчетен им, а не своим работникам, а во-вторых - даже желая самостоятельно повысить эффективность работы предприятия, не имея свободных денежных ресурсов, все равно сделать практически ничего не может. Далее следует простой работник, которому вообще трудно увязать свою зарплату в 20-30 тыс. BYR с эффективностью использования им ресурсов. Вторая причина заключается в том, что финансовая поддержка государства рикошетом от сельского хозяйства направляется в промышленность на закупку тракторов, комбайнов, минеральных удобрений, строительных материалов и других ресурсов, которые затем распределяются по хозяйствам. При этом, во-первых, поддерживается в основном промышленность, которая к тому же не заинтересована в повышении качества своей продукции, так как она в любом случае находит сбыт. Во-вторых, зачастую не учитываются реальные потребности хозяйств в определенных ресурсах. В-третьих, хозяйства не получают "живых" денег и не могут проводить экономическую политику исходя из своих интересов и т. д. Третья причина связана с ценовой и административно-экономической политикой государства. Сдерживанием закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (в отличие от промышленной), с одной стороны, и запрещением сокращения заведомо убыточного производства - с другой, государство еще больше загоняет СХП в долговую яму и никак не стимулирует их эффективную работу. Где же выход? Как обеспечить эффективное производство и использование ресурсов в сельском хозяйстве? Известно, что наиболее эффективно ресурсы используются в сфере частного производства в условиях рыночной экономики. И сельское хозяйство, как показывает мировой опыт, здесь не исключение. Ведь воровать у себя невозможно, а у конкретного человека -даже в моральном отношении гораздо сложнее, чем у обезличенного собственника, когда "все вокруг колхозное - все вокруг мое". О том, что нужно сделать, чтобы у нас на земле появился хозяин, сказано и написано уже много, но ощутимого прогресса в этом направлении пока не наблюдается. Прошедшая реорганизация совхозов в унитарные предприятия, а колхозов - в сельскохозяйственные производственные кооперативы, по существу, ничего, кроме вывесок, не изменила. Тем не менее в последнее время набирают силу процессы создания частных унитарных предприятий и продажи отстающих хозяйств предпринимательским структурам, и здесь уже можно видеть появление конкретного хозяина рыночного типа. Однако говорить о том, что этот хозяин сможет быстро наладить эффективное сельскохозяйственное производство, пока не приходится. Современное состояние белорусских фермеров показывает, что рыночные структуры с трудом выживают в нерыночных условиях командно-административной системы: трудно пресноводной рыбе дышать в соленой морской воде. Из вышесказанного следует, что для реального повышения эффективности использования ресурсов и сокращения издержек общества на производство единицы продукции в отечественном сельском хозяйстве необходимо реформировать не отдельные СХП, а всю систему управления и обслуживания АПК в целом. Никакая реорганизация отдельных СХП не даст должного эффекта, а воровство будет оставаться одним из факторов повышения эффективности сельскохозяйственного производства, пока в системе государственного управления в любой момент может быть принято непонятно кому выгодное решение, ухудшающее экономические условия деятельности предприятий всех форм собственности, как например, запрещение продажи продукции за пределами республики, области или района. Пока нет четких и стабильных правил оказания поддержки сельскохозяйственным предприятиям, которые действовали бы автоматически, с минимальным участием чиновников, пока действует жесткая система госзаказа и производитель не может свободно распоряжаться своей продукцией, продавая ее по приемлемым ценам, и вообще, пока последнее слово остается за чиновником, а не за хозяином, - мы будем зарывать в землю все больше бюджетных средств.
Источник "Белорусский рынок", №20
|
|
|