|
«Мотовело» не успело за конкурентами Валовые показатели — не аргумент в соперничестве на мировых рынках |
|
Татьяна МАНЕНОК В правительстве обсуждаются возможные схемы оказания государственной помощи крупнейшему отечественному производителю мото- и велотехники - ОАО "Мотовело", оказавшемуся в сложной финансовой ситуации. Механизмы господдержки уже найдены. Уникальность ситуации в том, что это предприятие - частное, государству в нем не принадлежит ни одной акции. Вряд ли кто-то сомневался, что государство откажется помочь промышленному гиганту страны. Но у чиновников возникла проблема: как юридически оформить государственные вложения в предприятие, в котором все акции принадлежат его работникам? "БР" предполагал, что будет использована схема трансформации существующей у предприятия задолженности в государственный пакет акций. По нашим данным, так и произойдет.
Ожидаемый рецепт На минувшей неделе пресс-центр Комитета госконтроля (КГК) Беларуси распространил информацию, что в ходе проверки обнаружены серьезные недостатки в работе руководства ОАО "Мотовело". Было заявлено, в частности, о "серьезных недостатках в сфере ценообразования, обеспечения качества и конкурентоспособности белорусской мото- и велопродукции, а также маркетинговой политики". В КГК считают, что это привело к "существенному ухудшению финансового состояния ОАО "Мотовело". КГК считает, что доля государства в уставном фонде акционерного общества должна быть увеличена на 250 тыс. USD, что эквивалентно сумме предъявленных заводу экономических санкций. Кроме того, правительству предложено внести на рассмотрение собрания акционеров ОАО "Мотовело" вопрос об освобождении генерального директора завода от занимаемой должности. По данным «БР», внеочередное собрание акционеров ОАО "Мотовело" состоится в конце ноября, на нем будет рассмотрен и кадровый вопрос. Предполагается также, что государство получит пакет ОАО "Мотовело" в обмен на 6-7 млрд. ВУR финансовой помощи, которая будет оказана заводу.
Не приватизация виновата, а ее отсутствие В этой ситуации некоторые чиновники не пытались скрыть недоумения: а почему государство должно помогать частному предприятию? Вопрос резонный, хотя в условиях белорусских реалий риторический. Действительно, у акционерного общества есть возможности для привлечения внешнего капитала. Например, через механизм вторичной эмиссии акций. Но кто осмелится реализовать этот сценарий, если в нынешнем варианте белорусское предприятие представляет собой скорее собес, чем бизнес-компанию? Серьезный покупатель сразу поставит вопрос о реструктуризации компании и обновлении технологий. А вслед за этим неизбежно встанет вопрос о лишнем персонале завода. Но ведь в Беларуси фактически запрещено увольнять лишних рабочих с заводов. Заметим также, что управленческая команда завода не предложила механизма его адаптации к динамично меняющейся ситуации на рынке. Например, через реструктуризацию и выделение наиболее конкурентоспособных производств предприятия. Возможно, потому и не предлагала, что такая реструктуризация опять же не вписывается в рамки нынешней экономической политики государства. А, возможно, и не имела управленческого потенциала, чтобы реализовать эту идею. Не пожелавший себя назвать собеседник, знающий ситуацию на предприятии не понаслышке, сказал, что "Мотовело" просто не успело за конкурентами. По его словам, завод еще с советского времени сохранил практически тот же объем производства и тот же технический уровень, в то время как на рынке появилась более привлекательная продукция. И потребитель выбирает более качественный товар, пусть и более дорогой. В результате в этом году "Мотовело" пришлось уйти с традиционного рынка белорусских мотоциклов - Вьетнама. Эту нишу заняли китайские компании, агрессивной политике и качеству продукции которых белорусы противостоять не смогли. А ведь "Мотовело" - чуть ли не полностью экспортоориентированное предприятие: около 90% продукции продается в России, Украине, Таджикистане, Киргизии и т. д. Однако в Украине и в России уже появились производства по сбору техники из импортных комплектующих. Появилось такое производство и под Минском. Там теперь тоже собирают велосипеды из импортных комплектующих. Мне довелось беседовать с потребителем этой продукции. Он сказал, что, выбирая между отечественным велосипедом и его зарубежным аналогом белорусской сборки, отдал предпочтение второму, хотя стоил он примерно на 50 USD дороже. Вот вам и обратная сторона медали административной политики повышения зарплаты в Беларуси: отечественный потребитель выбирает более качественный, хотя и более дорогой товар. Еще один аспект этой проблемы. Рассказывают, что в кулуарах гендиректор «Мотовело» сожалел о том, что предприятие не является государственным: мол, нам в одиночку приходится барахтаться со своими проблемами, хотя многие крупные госпредприятия получают от государства льготы.
Опасный опыт Эксперты опасаются, что опыт преобразования "Мотовело" в результате может стать поводом для того, чтобы подвергнуть обструкции сам процесс реформирования предприятий. Вот, мол, до чего довела завод приватизация. А ведь приватизации «Мотовело» не было. По сути, состоялся лишь первый, начальный этап преобразования - первичный передел собственности, в результате которого его владельцами стали тысячи мелких акционеров. За этим этапом должен был последовать этап, который бы позволил прийти на предприятие крупному собственнику, кровно заинтересованному в его развитии, Однако сделать это государство не позволило. Приватизационные процессы в Беларуси так и застыли на начальном этапе. Поэтому сейчас правительство вынуждено спасать, по сути, квазичастное предприятие. Но выбранная схема спасения — сомнительный путь. Эффективно управлять тысячами предприятий государство не в состоянии, что практика уже доказала.
Источник «Белорусский рынок» №44/8.11.2004г.
|
|
|