Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  В духе нашей модели
 
Отдел права «БР». Белорусская экономическая модель чем дальше, тем больше демонстрирует свою оригинальность: бурный рост ВВП в ней происходит параллельно с ростом задолженности многих предприятий бюджету, банкам, друг другу, да и отдельные граждане погрязли в долгах перед, например, коммунальной службой. Не менее оригинальной оказалась и последняя попытка властей повлиять на ситуацию с неплатежами. Речь идет о Декрете от 20 октября 2004 г. № 10 "Об очередности погашения требований по денежному обязательству".
Документ внес изменения в порядок исполнения обязательств, установленный ст. 300 Гражданского кодекса РБ. Ранее, в соответствии с этой статьей, вначале погашались издержки кредитора, затем — проценты и неустойка и только в последнюю очередь — основная сумма долга. После принятия Декрета № 10 издержки кредитора так и остались на первом месте, зато основной долг и неустойка поменялись местами.
Безусловно, такая рокировка облегчила положение должников — после уплаты основного долга начисление процентов и рост неустойки прекращаются. В этом смысле декрет полностью соответствует общей социальной направленности политики государства — "помогать слабым и сирым за счет сильных и успешных". И в общем-то с учетом белорусских реалий возражать против таких подходов не приходится.
Ненормально другое — чрезмерное для любой, даже еще менее успешной, чем белорусская, экономики количество должников.
Правила погашения долга, применявшиеся до последнего времени, — не наше изобретение, а, можно сказать, мировая практика (точно такой же механизм закреплен, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации). И всех, кроме нас, они почему-то устраивали и устраивают.
Особый же подход белорусских властей к базовым нормам гражданского законодательства связан, понятно, с местными особенностями. Однако не правовыми, а исключительно экономическими. Неразвитость частного сектора, тотальное госрегулирование предпринимательской деятельности, невозможность получения крупных зарубежных инвестиций, негибкое налогообложение и другие прелести рыночного социализма действительно порождают особый тип экономики, способной за счет административных ресурсов наращивать валовое производство, но не его эффективность.
Путем статистических ухищрений неблагоприятные для народного хозяйства страны тенденции удается скрывать, однако сама необходимость принятия таких документов, как Декрет № 10, показывает, насколько реальное положение в экономике страны отличается от декларируемого властями.


Источник «Белорусский рынок», №46/22.11.04
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio