Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Чтобы похороны состоялись
 
1 июля войдет в историю знаменательных дат Республики Беларусь как очередной печальный день, посвященный безвременной кончине нескольких десятков тысяч субъектов предпринимательской деятельности, которые не прошли перерегистрацию. Предпринимательская деятельность фирм, не прошедших перерегистрацию, с 10.07.2001 г. признается безлицензионной и карается строго по закону с изъятием всего полученного и применением дополнительных санкций.
Впрочем, к данному явлению все уже привыкли, и, кроме того, некоторые из учредителей научились извлекать из частых перерегистраций определенную выгоду: зачем прилагать усилия и ликвидировать предприятие, придет время - и его все равно закроют.

Самоликвидация не панацея
В 1996-1997 гг. подобная мысль посетила учредителей около 7 500 фирм В результате более 7.000 предприятий до сих пор не исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как имеющие задолженность перед бюджетом.
Многие из учредителей этих фирм обращались в регистрирующие органы с заявлением о самоликвидации и даже предоставляли справки налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом. Исполкомы дружно выносили соответствующие решения, учредители со спокойной душой сдавали печати, сжигали архив, регистрировали новые фирмы.
Однако поговорка "Няма нiчога благога, каб не выйшла на горшае" издревле знакома белорусскому народу. Сегодня она получила, так сказать, новое наполнение. Вот тому конкретный пример.

Налог не знает срока давности
Хозяйственный суд города Минска завершает ликвидационное производство признанного банкротом предприятия Д, которое на основании представления ИГНК о прекращении деятельности как не прошедшее перерегистрацию, в соответствии с решением исполкома от 28 03 1997 г., было ликвидировано.
Предписанием ИГНК были приостановлены операции по расчетному счету предприятия, на котором в марте 1997 г. находилось более 30.000 BYB.
Согласно справке ИГНК от 26 03.1997 г., задолженности по платежам в бюджет на момент ее составления (то есть на момент принятия регистрирующим органом решения о ликвидации) у предприятия не было. Ликвидируемому субъекту предписывалось закрыть все счета, сдать печать и штампы в ОВД, а районному отделу статистики - исключить из Госреестра юридических лиц ликвидированный субъект хозяйствования Д.
На основании указанного решения исполкома о ликвидации в адрес общества было направлено соответствующее уведомление, после получения которого директор предприятия сдал печать предприятия в РОВД, уничтожил документы бухгалтерского учета в связи с их ненадобностью и выехал из страны.
Замечу, что в 1997 г. порядок архивного хранения документов не был достаточно урегулирован законодательно и ответственность должностных лиц за организацию делопроизводства и нарушение порядка архивного хранения документов установлена не была.
Однако в 1999 г. ИГНК провела проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Д налогов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, в ходе которой были выявлены факты непредставления предприятием документов, необходимых для проверки соблюдения налогового законодательства.
В соответствии с письмом ГНК РБ 07-01-06/5504 от 2.06.1997 г., в случае непредставления проверяющим документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов по причине их утраты, уничтожения и т. п , проверку правильности уплаты налогов и сборов необходимо производить на основании сведений
обслуживающего банка о движении денежных средств по счету.
Такой проверке и были подвергнуты сведения о движении денежных средств по расчетному счету Д. В результате проверки Д. было до начислено налогов 672.000 BYB и финансовых санкций за два года в сумме всего около 3 000.000 деноминированных рублей.
Из реестра учета налогоплательщиков предприятие не исключено, хотя и ликвидировано в соответствии с решением исполкома.
Учредители Д. узнали о том, что они являются должниками перед бюджетом, случайно, когда обратились за оформлением визы для туристической поездки за границу. Затем оказалось, что они не могут пройти перерегистрацию другого, учрежденного с их участием предприятия.
Очевидно, что количество предприятий, оказавшихся в такой же ситуации, как Д., после перерегистрации 2001 г. может возрасти во много раз. Ведь в республике no-прежнему отсутствует механизм цивилизованного захоронения погибших на перерегистрационном поле брани субъектов хозяйствования.

Спасительное банкротство
Выходов из сложившейся ситуации может быть несколько.
Во-первых, можно спокойно ожидать принятия нового Налогового кодекса с надеждой, что законодатель положит в его основу практику решения вопроса налоговой проверки ликвидируемых субъектов хозяйствования, аналогичную российской.
Тогда учредителям субъектов хозяйствования надо быть готовыми уплатить ежедневно возрастающую сумму возможных санкций за неизвестно какие и неизвестно когда обнаруженные нарушения законодательства о налогах Ведь ни одна аудиторская проверка не даст 100% гарантии, что за проверяемый период деятельности предприятие отработало без погрешностей
Второй вариант: использовать возможности процедуры ликвидации предприятий в соответствии с Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Ведь, как правило, в ситуации, когда учредители намерены ликвидировать предприятие, у последнего существует кредиторская задолженность. Это обстоятельство и дает возможность обратиться с заявлением о банкротстве в хозяйственный суд. Правда, учредители имеют лишь месяц на размышление, по истечении которого, если учредители не подали заявление в суд, им, возможно, придется погашать долг из своего имущества.
Хозяйственный суд, назначая временного управляющего в помощь предприятию в защитный период, который может составлять от 2 недель до 2 месяцев, в определении указывает на необходимость привлечь в качестве третьего лица представителя налоговой инспекции, который обязан представить в суд к дате следующего судебного заседания акт налоговой проверки.
Продолжительность процедуры признания предприятия банкротом с последующей его ликвидацией в простых случаях составляет, как правило, 3-4 месяца в зависимости от ситуации на предприятии.
Как видно из закона, процедура банкротства происходит в четко установленных1 временных рамках. Благодаря стройной системе мероприятий, осуществляемых строго по графику и под контролем суда, ликвидация предприятия имеет гарантию на успех и к тому же в короткий срок.
Причем материальные и моральные затраты при прохождении процедуры судебной ликвидации, как правило, на несколько порядков ниже, чем в первом случае.
Предприятие Д. таким образом и поступило.


Георгий ПАВЛОВИЧ,
антикризисный
управляющий.

Источник Георгий Павлович, управляющий
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio