|
ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: напряжение на рынке труда не падает |
|
Согласно Генеральному соглашению между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004—2005 годы критическим уровнем в сфере занятости определен уровень безработицы в 3% от численности экономически активного населения. В случае его превышения органы государственного управления, наниматели и профсоюзы принимают необходимые меры по предотвращению массовой безработицы, участвуют в реализации специальных программ по созданию и сохранению рабочих мест. Вместе с тем важен конкретный подход к политике занятости на местах, порой нестандартный и недетализированный в соглашениях и региональных программах занятости. Градообразующие предприятия несут в себе информацию о вероятности потенциального роста социальной напряженности в малых городах республики. Проблема в том, что они не создают конкурентной среды и спроса на труд в своих регионах и тем самым усугубляют и без того непростую ситуацию с трудоустройством, ведь другой возможности найти работу у их жителей попросту нет. Как же быть? Как предугадать появление критических рынков труда и в этом случае содействовать занятости населения? Отчасти ответить на этот вопрос поможет масштабное исследование, проведенное в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства труда и социальной защиты населения «Содействие правительству Республики Беларусь в разработке системы раннего предупреждения роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий». В его рамках разработана система комплексного мониторинга социально-экономического развития моногородов, воспользоваться которой могут местные органы власти, государственные службы занятости, отраслевые министерства и другие управленческие структуры. Мониторинг проводится по трем направлениям: оценивается напряженность рынка труда, степень социальной напряженности на нем, а также внутренний рынок труда градообразующего предприятия. Напомним, что Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлено, что к градообразующему относится предприятие, на котором занято не менее 25% от численности занятых в экономике данного населенного пункта. Соответственно в поле мониторинга попало 41 предприятие, расположенные в 40 малых городах и поселках республики. Кроме того, в наблюдение были включены населенные пункты, на предприятиях которых в течение 2002—2003 гг. произошло значительное сокращение численности работников, что снизило долю занятых на производстве в численности занятых в экономике города ниже порогового уровня 25%. Всего же в моногородах проживает 643,95 тыс. чел., что составляет 6,5% численности населения Беларуси, или 12,1% от численности городского населения (за исключением г. Минска). Анализ показал, что проблема монополизированных городских рынков труда в наибольшей степени характерна для Витебской, Минской и Могилевской областей. Среди отраслей доминируют деревообработка (12%), производство строительных материалов (10%), сельское хозяйство (12%), химия и нефтехимия (7%), торфяная промышленность (10%), машиностроение и металлообработка (7%). При оценке ситуации экспертами учитывались такие «факторы риска», как уровень безработицы, число безработных на 1 вакансию, удельный вес длительной и молодежной безработицы, а также ее процент среди лиц старше 50 лет. Что же показал мониторинг? 28 населенных пунктов из 40 имеют достаточно спокойное состояние рынка труда (70%). В двух местах отмечена напряженная ситуация, в девяти она достигла критической черты, один город в ближайшие годы может постигнуть та же участь. Интересны и другие факты. В 20 малых городах уровень безработицы превысил среднереспубликанский. Еще более значительны различия по конъюнктуре рынков труда. Если в среднем по республике на 1 вакансию претендуют 4 безработных, то есть места, где число претендентов составляет от 35 до 95 человек. А, к примеру, в Микашевичах, Косово, Телеханах (Брестская обл.), Лынтупах, Новолукомле (Витебская обл.), р.п. Красносельском, г.п. Свислочь (Гродненская обл.), Городее (Минская обл.) ситуация еще драматичнее — вакансий вообще нет. При оценке совокупного уровня социальной напряженности принимались такие параметры, как уровень и средняя продолжительность безработицы, доля лиц, работающих в режиме неполной занятости, и доля незанятого трудоспособного населения в общей численности, доля бюджета прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате по городу, удельный вес убыточных предприятий и организаций, удаленность населенного пункта от крупного города. В итоге оказалось, что 17 малых городов (42,5%) имеют более высокое значение коэффициента социальной напряженности, чем в среднем по республике. Оценка внутреннего рынка труда градообразующих предприятий проводилась по двум направлениям: исследование динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2001—2003 гг. и показателей, характеризующих использование трудовых ресурсов предприятия за этот период. Итог неутешителен: 21 градообразующее предприятие (то есть 51,2%) имеет напряженное состояние внутреннего рынка труда. Обращает на себя внимание то, что у таких предприятий много общих черт: неудовлетворительная динамика технико-экономических показателей за последние три года (за исключением объемов выпуска продукции), отрицательная рентабельность, запасы готовой продукции на складе при том, .что производственные мощности используются всего на 20—25%, и др. Коэффициенты, характеризующие финансовое состояние, в них, как правило, ниже нормативных значений, состояние внутреннего рынка труда близко к критическому — численность занятых сокращается, высоки доля пенсионеров (до 16%) и коэффициент текучести кадров (на некоторых предприятиях до 30%). В то же время избыточная численность работников оценивается в среднем в пределах 20% (на отдельных предприятиях — свыше 60%). Значительны параметры неполной вынужденной занятости. Заработная плата достаточно низкая, а ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума в некоторых случаях ниже среднеотраслевого почти в 3 раза. На 38,5% градообразующих предприятиях среднемесячная заработная плата ниже, чем в среднем по республике, а на четырех из них — значительно ниже принятого в 2003 г. бюджета прожиточного минимума. Словом, градообразующие предприятия несут в себе информацию о вероятности потенциального роста социальной напряженности в малых городах республики. Проблема в том, что они не создают конкурентной среды и спроса на труд в своих регионах и тем самым усугубляют и без того непростую ситуацию с трудоустройством, поскольку другого работодателя в моногородах попросту нет. Мониторинг выявил 11 городов и городских поселков, где по совокупности данных, характеризующих их состояние (уровень социальной напряженности, состояние градообразующего предприятия и местного рынка труда), ситуация близка к критической. Данные мониторинга могут быть отправными точками приложения сил в структурных преобразованиях этих объектов и стать приоритетными в региональной политике. Их результаты переданы в Министерство труда и социальной защиты для усиления адресности разрабатываемых им программ. Хотя только усилиями служб занятости проблему не решишь. Не случайно эксперты отмечают: снять напряжение в регионах поможет реструктуризация предприятий, выявление конкурентных преимуществ малых городов республики, развитие в них предпринимательства, частной инициативы граждан и всяческая поддержка этих веяний государством.
Елена ВАНКЕВИЧ, доктор экономических наук, консультант проекта
Источник «НЭГ», 26.11.2004г. № 91
|
|
|