|
Любое, даже самое процветающее предприятие может быстро стать банкротом, если им будет руководить некомпетентный человек. Именно это произошло на ОАО "Минский маргариновый завод" несколько лет назад, когда его возглавил бывший директор совхоза, имевший весьма смутное представление о пищевой промышленности. И завод покатился, что называется, по наклонной плоскости. Несостоявшегося руководителя сменил другой, которому эта должность тоже оказалась не под силу. В итоге в 2001 году предприятие вступило в стадию банкротства. Минский городской хозяйственный суд назначил антикризисным управляющим представителя частной фирмы, прошедшего обучение на краткосрочных специальных курсах. Разумеется, трех месяцев не достаточно, чтобы освоить совершенно новое для себя поприще. Изучение рынков сырья, сбыта продукции и т. д. требует гораздо больше времени. Потому производство и упало, как говорят, ниже низшего предела. Например, и Минский завод, и аналогичный завод в Свердловске прежде выпускали только майонеза по семь тысяч тонн в год. Теперь россияне производят три тысячи тонн в месяц, а наш — лишь 400 тонн в месяц. Вложенные деньги кредиторам не возвращались. Решение антикризисного управляющего продать офис площадью более тысячи квадратных метров проблему долгов нисколько не решило. Впрочем, сумма, вырученная от его продажи, могла быть получена всего лишь за три года сдачи в аренду. И тогда собрание кредиторов приняло решение о смене антикризисного управляющего. По представлению концерна "Белгоспищепром" и Министерства экономики Высший хозяйственный суд Республики Беларусь назначил им Геннадия Германовича. Геннадий Васильевич — кандидат экономических наук, до этого работал заместителем директора по науке Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь, разрабатывал бизнес-планы промышленных предприятий, в том числе и в масложировой промышленности. Это судебное решение отличалось государственным подходом к делу. Указ Президента Республики Беларусь, изданный после глубокого изучения ситуации с банкротством, требовал назначения на государственных предприятиях государственных антикризисных управляющих. 82 процента акций ОАО "Минский маргариновый завод" принадлежит государству. К слову, в Швеции, если обанкротится даже частное предприятие, антикризисный управляющий назначается государством, действует от его имени и в его интересах. У нас же почему-то случалось наоборот. И лишь Указ Президента изменил существующую практику. На момент прихода нового антикризисного управляющего план семи месяцев был завален, отставание по производству продукции составляло 1 млрд. рублей. Это нанесло ощутимый материальный ущерб и городу, и концерну "Белгоспищепром", и в особенности Первомайскому району столицы. По производственным показателям он оказался на восьмом месте в городе. С чего начинается выход из экономического кризиса? Как выбираться из ямы банкротства? Самое первое средство — четко разработанный бизнес-план, подкрепленный реальными расчетами, обеспеченный квалифицированными кадрами, способными реализовать намеченные мероприятия. В особенности важна умелая организация производства. В числе таких средств — замена устаревшего оборудования самым современным, превосходство качества своей продукции над качеством аналогичных товаров конкурентов и, наконец, выпуск продукции, которой на рынке еще нет. Новому человеку, пусть он даже будет семи пядей во лбу, все равно практически невозможно быстро включиться в ситуацию и оперативно исправить положение. Поэтому помощником-консультантом нового антикризисного управляющего пригласили Леонида Федорова, возглавлявшего завод в течение 12 лет до конца 1997 года. — Я согласился на это предложение, — говорит Леонид Федорович — Я строил этот завод, обновлял технологии и не могу равнодушно смотреть, как предприятие, способное приносить прибыль государству, оказывается на его иждивении. Чтобы исправить положение, нужны опыт, знание, желание и энергия. И только все эти качества в комплексе Коллектив увидел перспективу. Многие помнят, как наши изделия шли нарасхват. Мы ежедневно поставляли свою продукцию десятками тонн в Москву и Санкт-Петербург, в Мурманск и Архангельск, ее знали на Урале. Еще и сегодня нас там не забыли. Не забыли многие деловые партнеры и самого Леонида Федорова. Именно он получил патент на маргарин "Минский", которому до сих пор нет аналогов в СНГ. Впрочем, Леонид Федорович — обладатель пяти патентов на изобретения в СССР и в Республике Беларусь. Знаменами ЦК КПСС за высокие производственные достижения, которых завод в его бытность получил пять, в те времена просто так не награждали. По данным нового управляющего, кандидата экономических наук Геннадия Германовича, рынок только нашей республики способен ежегодно поглощать 120 тысяч тонн растительного масла. Пока же присутствие ОАО "Минский маргариновый завод" на этом рынке явно не доминирующее. Предприятие разливает растительного масла пока только 150 тонн в месяц. Маргарина выпускается 600 тонн в месяц, а майонеза — 400 тонн. В 2005 году производство маргарина планируется увеличить до 10 тысяч тонн в год, майонеза — до 8 тысяч тонн в год, а объем розлива растительного масла увеличится в три раза. Все предпосылки для достижения этих рубежей есть. Например, выпуск продукции в августе в сравнении с прошлым годом увеличился на 32 процента. За годы кризиса российский рынок растительного масла, майонезно -маргариновой продукции для минчан был почти утерян, а наш внутренний заполонили частные производители. Однако примитивные мини-заводики не в состоянии обеспечить высокое качество изделий. Сегодня на заводе имеется высокотехнологичное оборудование немецкой фирмы "Шредер", подготовленное к работе еще в 1997 году. Его производительность составляет 30 тонн маргариновой продукции в смену. Пока оно задействовано менее чем на пять процентов. На этом оборудовании планируется выпуск новой продукции: бутербродного майонеза и крем-сыра типа "Виола". Бутербродный майонез, которому нет аналогов в СНГ, является авторским изобретением Л.Федорова и будет запатентован в Республике Беларусь и России. Этот майонез можно будет намазывать на бутерброды, как масло, что очень удобно не только хозяйкам, но и в кафе, столовых, закусочных, на пикниках и т. д. Реальные перспективы открываются в конкурентной борьбе и в области цен. С приходом государственного управляющего Геннадия Германовича выработана система закупки сырья по тендеру с участием торгового дома концерна "Белгоспищепром", что приведет к значительному снижению стоимости продукции, потому как раньше такие закупки производились нередко по ценам даже выше рыночных. Знакомство с новым бизнес-планом, разработанным управляющим ОАО "Минский маргариновый завод", кандидатом экономических наук Геннадием Германовичем, позволяет сделать вывод, что перед предприятием открываются новые реальные перспективы выхода из кризиса, увеличения выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции. Бизнес-план нацеливает весь коллектив завода на решение задач, от которых зависит судьба предприятия.
Ирина АРТЕМЕНКО, Николай ГРОМОВ.
Источник «Народная газета», 10 сентября 2004 г.
|
|
|