|
Некоторые вопросы конкурсного производства |
|
При реализации ряда норм Закона о банкротстве у арбитражных управляющих и иных участников процесса банкротства часто возникают определенные проблемы. Аспирант Московской государственной юридической академии А.ДЯГИЛЕВ предлагает возможные способы их решения. Значение процедуры конкурсного производства в процессе банкротства Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), несомненно, более прогрессивен и удобен в применении, чем действовавший ранее Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Однако безусловное преимущество нового акта перед прежним не значит, что он не нуждается в разъяснении и толковании отдельных его положений. Вообще конкурсное производство является завершающей стадией процесса банкротства. Именно на этом этапе происходит продажа имущественного комплекса (предприятия)-должника. Несомненно, сам момент продажи предприятия должника имеет огромное значение как для конкурсных кредиторов, так и для самого должника, не говоря уже о покупателе имущественного комплекса. От того, как будут проведены торги, зависят сумма и порядок выплаты конкурсной массы кредиторам. Не секрет, что очень часто вся конкурсная масса распределяется между кредиторами первых трех-четырех очередей (ст. 106 Закона). Когда же доходит дело до пятой очереди (непосредственно конкурсные кредиторы), денежных средств не остается. Для предприятия должника важно, кто именно станет покупателем имущественного комплекса. Ведь к новому собственнику имущество попадает уже свободным от долгов. Следовательно, этот приобретатель может как начать деятельность по восстановлению производства, модернизации оборудования и дальнейшему развитию полученного предприятия, так и накапливать новые долги, распродавать имущество, словом, попытаться из предприятия "выжать все оставшиеся соки", чтобы затем довести имущественный комплекс до нового банкротства. На этом этапе затрагиваются также интересы местных органов исполнительной власти. Ведь если предприятие под управлением нового собственника начнет стабильно работать и платить налоги, а его работники получать стабильную заработную плату, местный бюджет будет регулярно пополняться, снизится социальная напряженность в регионе и т.д. Таким образом, очень важно к самому процессу подготовки проведения торгов и к моменту продажи отнестись с особым вниманием и тщательностью.
Начало конкурсного производства В ст. 101 Закона о полномочиях конкурсного управляющего говорится следующее: 1. С момента его назначения к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника. 2. В случае, если решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается по окончании наблюдения, с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему. При уклонении от указанной обязанности органы управления должника, в том числе его руководитель, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции: - принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку и принимает меры по обеспечению его сохранности; - анализирует финансовое состояние должника; - предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; - заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; - заявляет отказ от исполнения договоров должника в порядке, установленном ст.77 Закона; - принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; - передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации; - принимает иные меры, установленные Законом. 4. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, направленные на возврат имущества должника. 5. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер указанных требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной Законом. Разберем по порядку полномочия конкурсного управляющего и действия, которые он должен предпринимать.
Инвентаризация и оценка имущества должника Пункт 3 ст. 101 Закона прямо предписывает конкурсному управляющему принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию и оценку, а также принять меры по обеспечению его сохранности. Для того чтобы принять в ведение имущество должника, необходимо знать точно его состав, стоимость и основные характеристики. Данные сведения можно получить только после проведения инвентаризации всего имущества банкрота. Следовательно, сразу после назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает по акту всю документацию (п. 2 ст. 101 Закона), которая имеется на предприятии (в том числе бухгалтерскую), печати, штампы, материальные и иные ценности. Только после этого можно приступить к инвентаризации. Для ее проведения конкурсному управляющему целесообразно привлечь соответствующих специалистов предприятия-должника на основании отдельных трудовых договоров. Ведь бухгалтерия должника справится с инвентаризацией быстрее, чем лица, привлеченные со стороны. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежат все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств. Кроме того, это производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризацию проводит комиссия, состав и сроки функционирования которой утверждаются арбитражным управляющим. До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие и состояние: а) инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; б) технических паспортов или другой технической документации; в) документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. В отношении зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить: - наличие документов, подтверждающих права организации на его использование; - правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактическое наличие ценных бумаг на момент инвентаризации, фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. По результатам инвентаризации руководителем издается приказ, который поступает в бухгалтерию и служит основанием для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. В случае выявления при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета следует действовать в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (п.З ст. 12). После завершения инвентаризации должна быть проведена оценка имущества должника. Для этого согласно ст. 102 Закона конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. Когда имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, она оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. В то же время для оценки движимого имущества привлечение независимого оценщика не обязательно. Подобная щепетильность понятна, так как именно исходя из результатов оценки собрание (комитет) кредиторов будет определять начальную цену продажи предприятия (имущественного комплекса). Однако окончательный выбор кандидатуры оценщика Закон оставляет за собранием (комитетом) кредиторов. Ведь каждый арбитражный управляющий после обучения при ФСДН получает сертификат, дающий право заниматься оценкой движимого и недвижимого имущества. Поэтому собрание (комитет) кредиторов, исходя из соображений экономии, может поручить эту работу непосредственно конкурсному управляющему. Существуют три основных подхода к оценке имущества: рыночный, доходный и затратный. Все они имеют временной характер. Рыночный подход. Оценка стоимости осуществляется путем сопоставления данных о недавних продажах сравниваемых объектов с данными об объекте, подлежащем оценке, после проведения соответствующих корректировок. Этот подход дает наиболее реальную оценку. Кроме того, он прост, статистически обоснован, а также обеспечивает данными все другие подходы. К недостаткам этого подхода относится то, что он требует внесения поправок, не всегда есть сравнительные данные, возможность обратиться к прошлым событиям, не принимаются в расчет будущие ожидания. Рыночный подход нецелесообразен для объектов специального назначения и для целей страхования. Затратный подход. При нем оценка производится с точки зрения текущих затрат на воссоздание объекта. Он применяется в настоящее время для целей налогообложения имущества юридических и физических лиц, в случае ареста недвижимости, при оценке объектов специального назначения, новых объектов, для целей страхования и т.д. Сущность этого метода заключается в том, что оценщик суммирует все затраты, которые понес бы застройщик на строительство такого же или подобного объекта, вычитает весь накопленный износ и получает стоимость объекта на сегодняшний день, а затем прибавляет стоимость земли (если речь идет об оценке недвижимости). Затратный подход дает верхнюю планку стоимости и может применяться для проверки результатов оценки, полученных при использовании других подходов. Доходный подход. Основан на допущении того, что стоимость оцениваемого объекта равна текущей стоимости прав на будущие доходы. При доходном подходе выделяют два метода - прямой капитализации и дисконтированных денежных потоков. Последний метод означает, что все будущие доходы переводятся в текущую стоимость путем дисконтирования при соответствующих коэффициентах. В Российской практике используются затратный и рыночный подходы. Доходный не применяется ввиду отсутствия данных, хотя формально и присутствует в отчетах оценщика.
Анализ финансового состояния должника Само понятие экономического анализа предполагает наличие у конкурсного управляющего необходимых навыков. Эта функция предполагает прежде всего анализ структуры баланса предприятия и оценку платежеспособности юридического лица. Для проведения данного вида экономического анализа существует методика, официально утвержденная Постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" № 498 от 20 мая 1994 г. Данный документ позволяет при помощи трех основных коэффициентов - текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления платежеспособности - определить структуру баланса предприятия-должника, а также сделать вывод о его платежеспособности. При определенных критических замечаниях со стороны некоторых экономистов в настоящий момент официально не утверждено иной системы установления критериев и коэффициентов, характеризующих платежеспособность и структуру баланса предприятия. Следует заметить, что указанная методика должна лишь подтвердить неудовлетворительную структуру баланса должника и его неплатежеспособность, так как к открытию конкурсного производства предприятие уже признано банкротом арбитражным судом. Для дальнейшей оценки платежеспособности и финансового состояния существует ряд методик, принятых в экономической науке. Для анализа финансового состояния должника конкурсный управляющий может привлечь, как и при оценке имущества, специалистов. Следует помнить, что, согласно распоряжению ФСДН РФ № 26-р "Об учете физических и юридических лиц, осуществляющих экспертную деятельность в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления" от 23 декабря 1998 г., экспертная деятельность в области банкротства и финансового оздоровления осуществляется на основе аккредитации эксперта (физического или юридического лица) в ФСДН. Таким образом, заключение аккредитованного эксперта будет иметь больший "вес" при оценке финансового состояния должника, хотя с данным подходом можно спорить.
Работа с дебиторской задолженностью Эта работа проводится конкурсным управляющим согласно п.З ст. 101 Закона. Она заключается в основном в выявлении на основании имеющихся в распоряжении внешнего управляющего документов дебиторов предприятия-должника, а затем в предъявлении к ним требований о взыскании задолженности. Требования сначала могут быть предъявлены в виде претензий. В случае отсутствия ответа на претензию или отказа от выполнения обязательств арбитражный управляющий подает исковое заявление в суд. Для квалифицированного представительства интересов должника в суде арбитражному управляющему желательно иметь в своей "команде" профессионального юриста. Кроме того, ст. 113 и 88 предусматривают возможность уступки арбитражным управляющим прав требования должника к дебиторам. Такие права требования могут быть проданы управляющим на открытых торгах, если иной порядок не установлен собранием (комитетом) кредиторов.
Трудовые отношения Одно из полномочий конкурсного управляющего (ст. 101 Закона) - уведомление работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. На данном моменте хотелось бы остановиться отдельно. Дело в том, что согласно п.1 ст.ЗЗ КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) может быть расторгнут по инициативе администрации в случае ликвидации предприятия. В той же статье сказано, что увольнение по данному основанию возможно только в случае, если нельзя перевести работника с его согласия на другую работу. Однако п.2 ст.86 Закона гласит: "При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия". Таким образом, с одной стороны, конкурсный управляющий предупреждает работников о предстоящем увольнении, а с другой -трудовые договоры сохраняют силу при смене одного участника договора - работодателя. Очевидно несоответствие "нового" законодательства о банкротстве и "старого" законодательства о труде. В ст.86 Закон рассматривает трудовой договор с позиций гражданского права и оценивает ситуацию как перемену лица в обязательстве. В ст. 101 тот же Закон, как и КзоТ, ссылается на процедуру приема-увольнения, характерную для трудового законодательства. Правильно определив суть происходящего процесса, законодательство о банкротстве не рассматривает процедуру "сохранения силы" имеющихся трудовых договоров, что порождает различные проблемы при практическом применении норм Закона о банкротстве. Согласно Инструкции Госкомтруда СССР "О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях" №162 от 20 июня 1974 г. при внесении в трудовую книжку работника записи употребляются строго установленные КЗоТ и данной инструкцией формулировки. Например, нет такой формулировки, как увольнение "в связи со сменой собственника", что наиболее соответствовало бы реальности. На практике существует два способа перехода работников с предприятия-банкрота на предприятие-покупатель. Во-первых, это перевод согласно п.5 ст.29 КЗоТ (с согласия работника). При этом работник увольняется в порядке перевода с предприятия-банкрота, и сразу же принимается в порядке перевода на новое предприятие, ставшее собственником имущества банкрота. Данная процедура должна производиться по согласованию между руководителями вышеуказанных структур. Второй способ - увольнение работников с предприятия-банкрота по ст.31 КЗоТ (по собственному желанию) с одновременным приемом его на тех же условиях и в той же должности на предприятие-покупатель имущественного комплекса. Следует помнить, что оба способа перехода сотрудников должны оформляться согласно установленному порядку увольнения и перевода при наличии всех необходимых в данном случае документов по личному составу. Иногда от профсоюзных органов поступают требования делать в трудовых книжках запись о переименовании предприятия, что представляется юридически некорректным. Ведь фактически происходит приобретение одной организацией основных средств другой организации, в то время как обе эти организации фактически существуют, не преобразованы и не ликвидированы. Кроме того, при внесении в трудовые книжки записи о переименовании у кадровой службы предприятия-покупателя не будет прямых оснований для приема сотрудников предприятия-банкрота в свой штат. В то же время некоторые постсоветские органы и организации рассматривают название организации-владельца как название имущественного комплекса (предприятия). Но ведь предприятие не может быть названо по названию организации-собственника его основных средств. Например, если ОАО "Колбасный завод" покупает имущественный комплекс швейной фабрики, абсурдно было бы делать запись о переименовании швейной фабрики в колбасный завод. Очевидно, нормы ст.86 Закона и ст.29 КЗоТ о том, что при смене собственника предприятия трудовые отношения с согласия работника продолжаются, следует рассматривать как устанавливающие основные правоприменительные принципы, в то время как для технической реализации данных принципов следует руководствоваться статьями КЗоТ, определяющими порядок увольнения и перевода работников. В любом случае конкурсному управляющему при этом следует учесть, что при увольнении и увольнении в порядке перевода работнику в соответствии со ст.75 КЗоТ выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. Сумма этой компенсации по каждому работнику должна быть внесена в конкурсную массу и выплачена вместе с задолженностью по зарплате (в третью очередь).
Работа с кредиторами Согласно ст. 101 Закона конкурсный управляющий заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов, а также отказ от исполнения договоров должника. Отказ заявляется в соответствии со ст. 77 Закона и возможен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств: - если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; - если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе; - если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника. Конкурсный управляющий также принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.4 ст. 101 Закона при "осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, направленные на возврат имущества должника". Как видно, у конкурсного управляющего имеется достаточно полномочий по расторжению ранее заключенных сделок банкрота и истребованию отчужденного последним имущества. Следует отметить, что на практике в преддверии процесса банкротства такие сделки совершаются должником нередко. Отчуждение имущества происходит путем как прямой купли-продажи, так и внесения указанного имущества в уставный капитал вновь учрежденного или уже существующего предприятия. Затем акции такого предприятия продаются "на сторону". Это происходит с целью выведения имущества должника из-под угрозы продажи с торгов. Несомненно, данные действия ущемляют интересы кредиторов и порой значительно уменьшают конкурсную массу, что не позволяет кредиторам получить максимальное удовлетворение своих требований. Именно поэтому конкурсный управляющий имеет полномочия по расторжению сделок отчуждения имущества и истребованию его у третьих лиц. Отмечу, что данная работа требует специальных юридических навыков и процессуального опыта. Поэтому для ее выполнения желательно привлечь профессионального юриста.
Передача жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения Согласно п.4 ст. 104 Закона "жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления". Таким образом, перед конкурсным управляющим также встает проблема передачи объектов жилищного фонда и социально-культурного назначения органам местного самоуправления. Я не оговорился, назвав эту процедуру проблемой, поскольку при постоянном недостатке денежных средств в местном бюджете у властей просто нет возможности содержать эти объекты, хотя желание иметь их в собственности большое. Поэтому представители местного самоуправления обычно всячески затягивают передачу таких объектов, ссылаясь на ненадлежащее их состояние, необходимость выполнения определенных условий и т.д. В подобной ситуации можно только посоветовать конкурсному управляющему доводить до сведения органов местного самоуправления, что согласно п.5 ст. 104 Закона "передача объектов ... уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий", а п.6 той же статьи прямо определяет, что должностные лица уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющие положений п.4 и 5 ст. 104 Закона, несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны принять от конкурсного управляющего имущество или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования таких объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Источниками финансирования содержания этого имущества являются соответствующие бюджеты. В случае возникновения проблем при передаче органам местного самоуправления имущества жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения конкурсный управляющий может обратиться в органы прокуратуры, дабы они соответствующим образом отреагировали.
Подготовка к торгам После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок продажи (п.1 ст. 112 Закона). Как видим, последнее слово в выборе формы продажи Закон оставляет за уполномоченным органом кредиторов. Конкурсный управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в срок не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов (п.5 ст.112, п.4 ст.86 Закона). Следует помнить, что о подаче объявления необходимо позаботиться заблаговременно, так как заказчиков много и сообщение может выйти в свет не сразу, а иногда в течение трех месяцев после подачи. Пункт 6 ст.86 Закона четко указывает на то, что "торги проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом". А п.1 ст. 112 Закона говорит о "продаже имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника". Таким образом, Закон предоставляет кредиторам самим окончательно определить порядок продажи имущества должника, вплоть до заключения договора купли-продажи напрямую, без проведения торгов. Такая возможность у кредиторов есть, и в случае наличия только одного серьезного претендента на приобретение имущественного комплекса ею следует воспользоваться. Итак, торги могут проводиться в виде аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Конкурсный управляющий может выступать в качестве организатора торгов либо поручить их проведение на основании договора специализированной организации (ст. 112 Закона). Последняя не может быть заинтересованным лицом должника или конкурсного управляющего. Согласно п.5 ст.447 ГК РФ и ст.86 Закона торги, в которых был только один участник, признаются несостоявшимися. Однако в этом случае, при согласии собрания (комитета) кредиторов, предприятие может быть продано и без повторных торгов. Для одобрения порядка и сроков продажи имущества должника конкурсный управляющий должен созвать собрание (комитет) кредиторов. Основной вопрос - форма проведения торгов: аукцион или конкурс. И та и другая по-своему хороши. Но не стоит забывать, что в погоне за стоимостью можно потерять предприятие как в перспективе полноценный хозяйствующий субъект. Проведение конкурса позволяет выбрать не только наиболее состоятельного покупателя, но и серьезного собственника, который в состоянии восстановить и модернизировать производство. Именно поэтому нередко местные органы власти, заинтересованные в долгой и стабильной работе предприятия, ходатайствуют о проведении торгов в виде конкурса, чтобы из числа конкурсантов избрать достойного хозяина предприятия. Часто проведение торгов в виде конкурса позволяет наиболее полно удовлетворить интересы как кредиторов, так и местных органов власти и работников предприятия-банкрота. При этом выдвигаются такие условия конкурса, как сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи, обязанность покупателя в случае изменения профиля предприятия переобучить или трудоустроить этих работников, участие конкурсанта в продолжении функционирования предприятия после признания его банкротом, предоставление бизнес-плана финансового оздоровления (инвестиционной программы) и т.п. Окончательный выбор победителя конкурса делает конкурсная комиссия. Все полномочия по выбору членов конкурсной комиссия принадлежат конкурсному управляющему. Закон прямо называет его организатором торгов (п.4 ст. 112), следовательно, из смысла п.З ст.447 ГК РФ легко сделать вывод о том, что именно конкурсный управляющий назначает конкурсную комиссию, которая делает заключение по результатам конкурса. Все сказанное по поводу проведения торгов в виде конкурса, конечно, относится к серьезным предприятиям, имеющим определенное значение для отрасли промышленности и для района. Для более мелких и менее значимых предприятий идеальная форма торгов - аукцион либо прямая продажа заранее определенному лицу (по решению собрания или комитета кредиторов). Форма торгов, их условия, дата, место, время принятия заявок и проведения все эти вопросы необходимо утвердить на собрании или комитете кредиторов по представлению конкурсного управляющего Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В случае, если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты проведения конкурса подписывается договор купли-продажи предприятия. Отдельно хотелось бы остановиться на двух очень важных моментах, возникающих при продаже предприятия. Хотя в Законе это прямо не указано, но конкурсному управляющему в порядке подготовки предприятия к продаже следует провести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество предприятия соответствии . с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Дело в том, что согласно ст. 6 данного Закона "государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона". Таким образом, без государственной регистрации "первичного" права на имущество невозможно будет осуществить регистрацию после продажи предприятия на торгах. Для регистрации прав на недвижимость конкурсному управляющему в порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы земельного участка с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы. Но при регистрации прав на имущественный комплекс у конкурсного управляющей) возникает еще одна проблема. Статья 22 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" гласит: "Правила внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав и правила взаимодействия между учреждениями юстиции по регистрации прав определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации". До сих пор вышеуказанный порядок внесения записей в государственный реестр ника
Источник «Законодательство и экономика» РФ, ноябрь 1999 г.
|
|
|