|
Гонка за валом может погубить не только потенциальных банкротов отрасли, но и вполне успешные пивзаводы Пивоваренная отрасль должна была продемонстрировать уникальные возможности белорусской экономической модели - доказать, что достичь международного уровня здесь можно и без иностранного капитала, за счет внутренних резервов. Но реальность оказалась сложнее. Правительство вместе с главным отечественным инвестором - ОАО "Приорбанк", который был определен на эту роль, разработали масштабную программу по выполнению данной задачи. По планам, уже через пару лет отечественное пиво должно было не только практически полностью вытеснить на своем рынке импортную продукцию, но и обеспечить солидный экспорт. Однако "хмельные" планы не выдерживают испытания суровой действительностью. По трезвым оценкам профильных специалистов, в том числе и концерна "Белгоспищепром", нужно вносить коррективы в программу, ибо бездушие выполнение заданного вала приблизит многие пивзаводы к черте банкротства. Программой развития пивоваренной отрасли Беларуси на 2003-2005 годы (она была утверждена постановлением Совмина в июне 2003 года) предусмотрено за счет реконструкции техперевооружения 14 пивоваренных предприятий увеличить к концу 2005 года мощности по выпуску пива в стране более чем в 2 раза и довести их до 72.4 млн. дал в год, а производство пива — практически в 3 раза (до 60 млн дал). Что касается экспорта, то он должен был вырасти в 7 раз-до 12 млн. дал. Однако уже в начале этого года стало ясно, что планы слишком завышены Осторожные расчеты показывают, что в этой году мощности по производству пива могут быть увеличены на 5,3 млн. дал. Таким образом, реально к началу 2005 года они составят 46 млн. дал в год. А на экспорт будет поставлено в лучшем случае 3 млн. дал белорусского напитка. Предприятия закредитованы
По оценочным данным, доведенное программой задание по производству пива пока выполнено лишь на треть. Физический и моральный износ оборудования по производству пива не позволяет загрузить его в среднем по отрасли более чем на 53% (хотя для безубыточной работы требуется загрузка пивзаводов не менее чем на 60-65%). Причем финансовое состояние большинства пивоваренных предприятий остается сложным: у них нет денег не только на техперевооружение и реконструкцию, но и растет дефицит собственных оборотных средств. По результатам прошлого года долги белорусских пивзаводов составляли около 160 млрд BYR - это в 4.6 раза выше дебиторской задолженности. Ниже нормативных были коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами у 13 предприятий из 14. В первом полугодии этого года убыточными были 6 предприятий. Долги растут и, по данным на начало июля, достигли 145,9 млрд BYR (причем почти половина этой суммы —задолженность по кредитам и займам), что в 4,3 раза выше дебиторской задолженности.
Нереальный экспорт
Вряд ли белорусским пивоварам удастся выполнить правительственное задание по экспорту пива. В первом полугодии белорусские пивзаводы поставили на экспорт 527,7 тыс. дал пива - 62,9% к аналогичному периоду прошлого года. По программе уже к концу этого года белорусские пивовары должны поставить на внешние рынки более 7 млн. дал, но удастся 8 лучшем случае продать за рубеж 2 млн. дал. Нарастить экспорт е нынешней ситуации невозможно из-за неконкурентоспособности белорусского пива. Для этого пиво должно иметь срок годности, как минимум, 6 месяцев, а пока этот срок ограничен 1-3 месяцами. Далее. Пока экспортеры пива вынуждены платить двойной НДС, о рентабельности экспортных продаж говорить не приходится. Да и на внутреннем рынке пивной бизнес дорожает. Растут затраты на энергоносители, ужесточается ценовая конкуренция. Кроме того, предприятия вынуждены отвлекать большие деньги на выращивание и заготовку пивоваренного ячменя. Так что если в этой ситуации начать гонку за выполнение показателя по экспорту, упущенная прибыль заводов будет исчисляться миллионами долларов, отмечают специалисты. Что касается внутреннего рынка, то пока белорусские производители прочно удерживают свои позиции лишь в низком ценовом сегменте. Завоевать нишу с высокими ценами нашим пивоварам не удалось - ее прочно удерживают импортеры, в основном российские и украинские компани.
Пиво на склады?
Сейчас реальная емкость белорусского пивного рынка составляет до 30 млн. дал пива, и в ближайшие 2-3 года она вряд ли увеличится более чем на 10 млн. дал, считают специалисты концерна «белгоспищепром» и Приорбанка. То есть потребление пенного напитка может составить 36-37 литров на одного жителя. Получается, что после завершения частичного техперевооружения "Крынiца", «Оливария» и «Лидское пиво» потенциально могут заместить весь импорт. По крайней мере, их мощности (40,6 млн. дал) уже к концу года позволят полностью обеспечить внутренний спрос на белорусском пивном рынке. Правда, в Программе развития пивоваренной отрасли записано, что каждый белорус должен выпить в 2005 году 60 литров пива. Однако такой прогноз, по мнению эксперта, сильно завышен. По крайней мере в прошлом году, поданным концерна "Белгоспищепром", белорусы употребили пива в 2 раза меньше - 28-30 литров на одного человека. Очевидно, что некоторым правительственным прогнозистам хотелось бы по этому показателю обогнать Россию, где пива пьют больше—45-48 литров в год. Однако не следует забывать, чем Россия обязана такому результату. С1998 по 2003 годы в эту отрасль были направлены огромные финансовые ресурсы, составившие более 2 млрд. USD. Причем эта деньги вложили иностранные инвесторы, кроме того, отрасль получила огромную поддержку благодаря либеральной государственной акцизной политике. Ясно, что таких источников и ресурсов у белорусских предприятии нет и пока не предвидится. Если же правительство будет настаивать и потребует от пивоваров безукоризненного выполнения директивных показателей, на складах останется 18-20 млн. дал пива. В этом случае бороться за покупателя на внутреннем рынке придется между за собой и в основном за счет ценового демпинга. А это неизбежно приведет большинство пивзаводов к черте банкротства. К примеру, "Крынiца" уже сейчас с трудом справляется с погашением своих долговых обязательств. Если в этом году предприятию по существующим кредитам и займам нужно уплатить 15,5 млн. USD, то в 2005 году-31,8 млн. USD (в том числе по бюджетному займу в сумме 10,8 млн. USD), в 2006 году-19,1 млн. USD, в 2007 году-10,1 млн. USD. По имеющимся данным, пока не полностью отрегулирован вопрос с долгами "Балтике". По оценкам специалистов Приорбанка (они, по сути, выполняют роль антикризисного управляющего на этом заводе), реально "Крынiца" может увеличить свои мощности до 15 млн. дал пива в год, а не до 30 млн. дал, как предусмотрено программой. На эти цели потребуется 40,29 млн. USD, из них 30,54 млн. уже были вложены в 2003 году. На дальнейшее наращивание мощностей "Крынiцы" в объеме 15 млн. дал в год потребуется дополнительно привлечь более 30 млн. USD. Учитывая, что в этом и следующем годах завод должен вернуть кредиторам около 55 млрд. BYR, привлечь заемные средства будет достаточно проблематично. К тому же, как отмечают специалисты, и далее наращивать производственные мощности этого предприятия пока нецелесообразно. Уже сейчас доля "Крынiцы" на внутреннем рынке достигает 45-47%. А дальнейший рост мощностей этого завода приведет к монополизации пивного рынка и станет причиной разорения небольших пивзаводов.
Планы под сомнением
В марте этого года белорусское правительство уже обсуждало необходимость корректировки программы по выпуску хмельного напитка Уже тогда прозвучало, что прежде чем далее наращивать мощности и экспорт, белорусским заводам нужно повысить эффективность своего производства. Это значит, что следует динамично развивать инфраструктуру сбыта пива, а эта программа дорогая. По мнению специалистов, она оценивается от 30 до 45% от стоимости всей модернизации предприятия. Специалисты считают, что Программа развития пивоваренной отрасли Беларуси на 2004-2005 годы должна быть корректирована. Согласно ей, мощности по производству пива к 2006 году должны вырасти до 50 млн. дал в год вместо намеченных 72,3 млн. дал, а объемы экспорта - до 3 млн. дал вместо 12 млн. дал. Предполагается, что импорт пива при этом составит не более 1-2% от объема выпуска в стране, что соответствует мировым тенденциям. Нынешняя программа по развитию пивной отрасли -уже третья, которая принята за последние годы. Две предыдущие выполнить не удалось. К нынешней программе внимание особое. На одном из совещаний А. Лукашенко высказал недовольство тем, что как одна из наиболее потенциально прибыльных пивоваренная отрасль в стране доведена до упадка, в результате чего казна ежегодно теряет около 50 млрд. BYR. Намеченной программой поставлена задача в корне поменять ситуацию в отрасли. Ее решение белорусский президент назвал не только экономической, но и политической задачей. Поэтому удастся ли пивоварам внести в нее поправки, большой вопрос.
Справка "БР" Потребление пива на душу населения составляет: в России — 43 л, в Литве — 60 л, в Польше — 61 л, в приграничных областях Украины (Киевской, Черниговской, Житомирской, Волынской) — 30-35 литров.
По оперативным данным, за 7 месяцев 2004 года в Беларуси произведено 13,1 млн. дал пива, или 102.4% к уровню прошлого года (в 2003 году — 20,6 млн. дал, темп — 101,5%).
Для реализации программы развития пивоваренной отрасли Беларуси на 2003-2005 годы намечено привлечь 111,53 млн. USD, в том числе за счет иностранных инвестиций — 25,85 млн., банковских кредитов — 74,38 млн., собственных средств — 11.3 млн. USD.
Татьяна МАНЕНОК
Источник "Белорусский рынок", 6 сентября 2004г.
|
|
|