Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Антикризисное управление предприятием в правовом аспекте, в частности, судебных процессов в Республике Польша
 
Судья Хозяйственного суда Республики Польша
В польском праве понятие предприятия, а скорее предпринимателя, является универсальным. Общество на основе торгового права и физические лица являются предпринимателями. Предпринимателями являются и госпредприятия. То есть самостоятельным, самоуправляющимся и самофинансируемым предпринимателем, являющимся юридическим лицом. И основные правовые аспекты хозяйственной деятельности, относящиеся ко всем субъектам хозяйствования, касаются и госпредприятия. Для госпредприятий предусмотрены определенные санационные мероприятия:
- объединение и разделение госпредприятий,
- передача управления физическому или юридическому лицу,
- создание комиссии для оценки хозяйственного состояния, и важнейшие - оздоровительные предприятия.
Во всех этих мероприятиях учредительный орган участвует в принятии решений вместе с другими органами госпредприятия.
Для лучшего использования производственных средств и повышения эффективности хозяйства министр может принимать решения о разделе госпредприятий как по собственной инициативе, так и по предложению Совета трудового коллектива и руководителя предприятия, согласованному с учредителями. Решение может быть обжаловано директором и СТК.
Второй способ оздоровительных мероприятий - договор об управлении государственным предприятием. Учредительный орган может поручить управление предприятием физическому или юридическому лицу не менее чем на 2 года. Этот договор должен определять:
- обязанности по управлению текущему и изменениям на предприятии,
- порядок вознаграждения управляющего,
- критерии оценки эффективности управления,
- ответственность за предприятие.
При этом распускаются органы самоуправления, учредительный орган отзывает директора, и все полномочия директора и органа самоуправления принимает управляющий. Назначается наблюдательный совет, одну треть которого составляют работники предприятия.
Третьим способом проведения антикризисных мероприятий на госпредприятии является создание учредителем комиссии для исследования и оценки хозяйственного состояния. Это делается в случае убыточности предприятия. В этом же случае учредительный орган по согласованию с министром финансов может установить комиссарское управление предприятием на неограниченное время. С этого момента органы предприятия распускаются, а директор отзывается. Комиссар представляет на утверждение учредителю программу оздоровления предприятия, а через каждые три месяца - отчет о своей деятельности. Через определенное время принимаются решения о прекращении комиссарского управления или о ликвидации предприятия.
Договор об управлении предприятием или комиссарское управление являются инструментами, эффективность которого связана с экономической деятельностью. Предприятия, проводящие оздоровительные мероприятия, в первую очередь, производят групповые увольнения работников, избавляются от имущества предприятия, особенно от недвижимости, например, баз отдыха, неиспользуемых производственных помещений и т.д.
Условием проведения договорного процесса является подготовка рациональной программы. Договорный процесс является единственным судебным процессом, в результате которого должник получает уменьшение всех своих долгов. Этот процесс регулируется Законом «О договорном процессе». Законодатель определил условия, которым должен отвечать предприниматель-должник, для того чтобы получить право на открытие договорного процесса. Такое право получает предприниматель, который в результате исключительных и не зависящих от него обстоятельств стал неплатёжеспособным. Не может рассчитывать на открытие договорного процесса тот, кто:
- не вёл бухгалтерского учёта по установленным правилам,
- уже заключал договор в ходе договорного процесса,
- не выполнил договора, заключённого в ходе договорного процесса, прервал договорный процесс.
Два важнейших условия, проверяемых судом, стал ли должник неплатёжеспособным в результате не зависящих от него обстоятельств и правильно ли вёл бухгалтерский учёт. Решение суда об открытии процесса не влечёт за собой автоматическое снижение задолженности. Должник может только «предложить» своим кредиторам условия уменьшения задолженности. Договор, заключаемый в результате проведения этого процесса, обязывает всех кредиторов выполнять решения суда. Заключённый таким образом договор с кредиторами вместе с планами оздоровительных мероприятий даёт шанс на сохранение предприятия. Договор может быть выгодным шагом и для кредиторов, которые понимают, что лучше потерять часть, нежели всё, поскольку из-за судебного заключения следует, что должник имеет возможность выполнить условия договора. Возможность заключения такого договора имеют и госпредприятия. Последние, единоличные обществ госказначейства и предприятия-агенства сельскохозяйственной собственности госказначейства, имеют возможность участия в банковском договорном процессе. В отличие от ранее описанного судебного договорного процесса, банковский договорный процесс ведёт не суд, а банк. К предложению об открытии банковского договорного процесса должник обязан приложить, помимо прочего, план оздоровления предприятия, баланс с отчётом о результатах, список кредиторов и др. В случае госпредприятия банк может потребовать открытия согласительного процесса с заявления должника в Министерство преобразования собственности о преобразовании предприятия в единоличное общество государственного казначейства. Банковское соглашение включает:
- обязательства должника провести комплекс оздоровительных мероприятий,
- обязательства кредитора провести мероприятия в поддержку программы оздоровления должника,
- определение способа реализации оздоровительной программы,
- определение способа погашения задолженностей, включённых в соглашение.
Обязательства кредиторов могут быть основаны на реструктуризации задолженности и на упрощении должникам поиска финансовых средств, в частности:
- отсрочка платежей,
- снижение процентной ставки по задолженности,
- отказ от начисления процентов,
- переходная капитализация причитающихся процентов,
- рассрочка выплаты процентов и капитала,
- замена части или всей задолженности на акции,
- полное или частичное списание задолженности,
- предоставление должнику новых займов, кредитов, кредитных гарантий.
Если кто-либо из кредиторов обжалует соглашение, заключенное в ходе банковского договорного процесса, дело может рассматриваться в суде. Суд отклоняет такой протест, если договор (соглашение) был заключён без нарушения положений закона.


Источник Октябрь 2000 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio