Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК СОЗЫВА ОРГАНОВ КОНКУРСНЫХ КРЕДИТОРОВ
 
Павел ЧЕРЕМИСИН, советник Председателя Высшего Хозяйственного Суда, соискатель Академии управления при Президенте Республики Беларусь СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ
В делах об экономической несостоятельности (банкротстве) представлять интересы всех кредиторов призваны собрание кредиторов и комитет кредиторов. Указанные органы кредиторов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) образуются в процессе конкурсного производства для осуществления всех необходимых действий в отношении должника от имени кредиторов. Исходя из сущности предоставленных полномочий, собрание кредиторов является самостоятельным органом, состоящим из конкурсных кредиторов, который в соответствии с Законом обладает определенной компетенцией в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).
Интересным представляется определение М.В. Телюкиной. По ее мнению, собрание кредиторов — орган кредиторов, который, не будучи субъектов гражданского права, обладает самостоятельной компетенцией в рамках отношений несостоятельности (банкротства), вследствие чего может быть назван субъектом конкурсного права, поскольку в конкурсных отношениях имеет полномочия, несводимые к полномочиям отдельных его участников и их совокупности. Вопрос о правовом статусе собрания не решен ни теорией, ни практикой. Вместе с тем ученые совершенно справедливо отмечают, что собрание кредиторов, не будучи юридическим лицом, обладает определенными элементами правосубъектности.
Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания кредиторов, содержится в статье 53 Закона и не является исчерпывающим. К ним относятся:
- защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом;
- принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
- принятие решения о заключении мирового соглашения;
- принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
- принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
- рассмотрение жалоб на действия управляющего. При этом следует учитывать, что лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обжаловать решения собрания кредиторов и комитета кредиторов, принятые по фактам действий (бездействия) временных (антикризисных) управляющих. Такие решения обжалуются в хозяйственном суде, который рассматривает дело о банкротстве;
- решение иных вопросов, предусмотренных Законом. В частности, собрание кредиторов уполномочено: истребовать сведения об имуществе и долгах должника (статья 92 Закона); Давать согласие на привлечение дополнительных специалистов, не состоящих в штате должника (статья 100 Закона); согласовывать все действия управляющего по распоряжению имуществом должника.
Основными участниками собрания кредиторов являются конкурсные кредиторы. Для принятия соответствующих решений они обладают правом голоса. Кроме них в собрании кредиторов должны участвовать управляющий, представитель работников должника и судья, осуществляющий производство по конкретному делу о банкротстве. Хозяйственным судом или управляющим для участия в собрании кредиторов могут быть вызваны и другие заинтересованные лица. Указанные категории участников не обладают правом голоса, однако могут выступать по всем вопросам повестки дня собрания кредиторов.
Еще одним участником собрания кредиторов, не обладающим правом голоса, является сам должник. В соответствии со статьей 92 Закона он обязан лично присутствовать на собрании кредиторов и заседании комитета кредиторов, но лишь в случае если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий. Такая постановка вопроса представляется не совсем верной, поскольку в иных случаях, то есть по своей инициативе, должник не имеет права принять участие в собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов, где по сути дела решается его дальнейшая судьба. Таким образом, целесообразно предусмотреть в Законе право учредителя (собственника) должника на участие в собраниях кредиторов и заседаниях комитета кредиторов.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются управляющим под контролем хозяйственного суда. В Законе справедливо установлено, что конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику. Такие требования обязательно должны быть признаны установленными на дату проведения собрания кредиторов и внесены в реестр требований кредиторов Процедура признания требований кредиторов установленными определена в статьях 93 — 98 Закона.
Распределение голосов пропорционально сумме установленных требований кредиторов — традиционный подход в законодательстве о банкротстве многих стран. В силу этой нормы кредиторы с большим количеством установленных требований к должнику имеют большее влияние на принимаемые собранием кредиторов решения. Однако если учитывать, что у одного кредитора сумма установленных требований может составлять половину и более от суммы всех требований, права других кредиторов могут быть значительно ограничены. В этой связи необходимо дополнительно предусмотреть в Законе возможность включения таких кредиторов в состав комитета кредиторов. Конечно, значительно влиять на принимаемые решения они не смогут, но будут наделены правами, предусмотренными частью третьей статьи 58 и статьей 60 Закона.
Правомочность собрания кредиторов независима от числа голосов присутствующих на нем конкурсных кредиторов. Эта норма действует лишь при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время.
Таким образом, кворум собрания кредиторов не определяется конкретным количеством присутствующих на нем кредиторов. Однако на практике встречаются случаи, когда кредиторы не располагали информацией о времени и месте проведения собрания кредиторов и, соответственно, не могли на нем присутствовать, чтобы защитить свои интересы. Учитывая этот нюанс. Российская Федерация в новом Законе «О несостоятельности (банкротстве)» оправданно изменила подход к определению кворума собрания кредиторов. В соответствии с его нормами собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов. Кроме того, в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений на собрании кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур банкротства имеется возможность проведения повторного собрания кредиторов. Оно будет правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30 процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов.
Поскольку Закон не устанавливает последствий неизвещения кредиторов о проведении собрания, следовало бы внести норму, согласно которой при отсутствии доказательств уведомления кредиторов о проведении собрания кредиторов его результаты могут быть оспорены в хозяйственном суде, рассматривающим дело, но только если кредитор обладал количеством голосов, способным повлиять на результаты собрания. Исходя из подобной постановки вопроса, права кредиторов дополнительно были бы защищены.

ПОРЯДОК СОЗЫВА СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ.
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Основными субъектами, по чьей инициативе может быть созвано собрание кредиторов, являются управляющий и хозяйственный суд, рассматривающий конкретное дело о банкротстве. Кроме указанных лиц, инициаторами проведения собрания кредиторов могут быть комитет кредиторов и конкурсные кредиторы. В этом случае основанием для проведения собрания кредиторов является соответствующее заявление, поданное управляющему. Причем следует учитывать, что не каждый конкурсный кредитор может самостоятельно инициировать проведение такого собрания. Право подачи заявления кредитора о созыве собрания принадлежит лишь кредиторам, требования которых по денежным обязательствам, обязательным платежам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, составляют не менее одной трети общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов. Кроме того, собрание кредиторов может быть созвано по инициативе одной трети от общего числа конкурсных кредиторов.
С целью предотвращения умышленного затягивания управляющим проведения собрания кредиторов, когда инициаторами выступают комитет кредиторов или конкурсные кредиторы, Законом установлен конкретный срок для его проведения. Указанный срок не должен превышать четырнадцати дней со дня подачи управляющему заявления о необходимости проведения собрания кредиторов.
Из смысла Закона вытекает, что при наличии достаточных оснований для созыва собрания кредиторов, управляющий должен уведомить о месте и времени его проведения всех лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, предусмотренное статьей 53 Закона. Однако Закон не определяет четкого порядка уведомления кредиторов о проведении собрания. Подразумевается тишь, что в соответствии со статьей 17 Закона, сведения по делу о банкротстве, в данном случае о проведении собрания кредиторов, публикуются в средствах массовой информации. Именно через СМИ конкурсные кредиторы должны самостоятельно отслеживать ход процедуры банкротства в отношении своих должников. В объявлении о проведении собрания кредиторов управляющий должен
указать соответствующее наименование должника, место и время проведения собрания кредиторов. В противном случае, когда кредиторы не были уведомлены соответствующим образом, решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть признаны хозяйственным судом недействительными. Поскольку Законом не определен единый официальный источник СМИ, публикующий информацию по делам о банкротстве, на практике возникают сложности с ее доведением до конкурсных кредиторов или иных заинтересованных лиц. В этой связи целесообразно предусмотреть в Законе обязанность управляющего о направлении всем конкурсным кредиторам и иным участникам собрания кредиторов информации о месте и времени проведения такого собрания. Уместным было бы создание специализированной электронной информационной базы, содержащей сведения о должниках и прохождении ими процедур банкротства.
Собрание кредиторов должно проводиться по месту нахождения должника или хозяйственного суда, осуществляющего производство по данному делу о банкротстве. Вместе с тем предусмотрена возможность проведения собрания кредиторов в месте, указанном собранием кредиторов или комитетом кредиторов, главное, чтобы все конкурсные кредиторы могли свободно собраться в предложенном месте и в назначенное время.
По общему правилу решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов. Однако Законом предусмотрены исключения из этого правила — отдельные решения собрания кредиторов могут быть приняты лишь большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Это норма Закона действует в отношении решений об (о):
утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
заключении мирового соглашения;
заявлении в хозяйственный суд ходатайства об отстранении управляющего;
установлении условий конкурса в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 172 Закона.
Представляется необходимым указанный перечень расширить решением об образовании комитета кредиторов (избрании его членов, досрочном прекращении полномочий). Поскольку комитет — орган, обладающий определенными Законом полномочиями, он должен образовываться решением большинства голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов.
Перечисленные выше решения имеют существенный характер в процедуре банкротства. С целью предотвращения умышленного затягивания кредиторами их принятия из-за отсутствия соответствующего кворума (не представлено необходимое для принятия указанных решений число голосов конкурсных кредиторов), предусмотрена возможность проведения повторного собрания кредиторов. В этом случае собрание кредиторов будет правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на повторном собрании.
Поскольку собрание кредиторов проводит управляющий под контролем хозяйственного суда, они должны следить за правомочностью принимаемых решений. В Законе не установлен конкретный порядок обжалования принимаемых собранием кредиторов решений. В этой связи представляется необходимым законодательно закрепить норму, в соответствии с которой решения, принятые по вопросам, не входящим в компетенцию собрания кредиторов или с нарушением установленных Законом требований, должны признаваться хозяйственным судом недействительными.
В Законе порядок созыва первого общего собрания кредиторов регламентирован отдельной статьей. По общему правилу место и время проведения первого общего собрания кредиторов определяет управляющий. Вместе с тем место и время проведения первого собрания может быть назначено хозяйственным судом при вынесении определения об открытии конкурсного производства. В таком случае в определении указывается конкретное место и время проведения первого общего собрания кредиторов.
Управляющий обязан уведомить всех выявленных кредиторов о проведении первого общего собрания кредиторов, а также принять меры для опубликования необходимой информации о собрании кредиторов в соответствии со статьей 17 Закона.
Обязательным условием проведения первого общего собрания кредиторов является срок его проведения. Первое общее собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня возбуждения хозяйственным судом конкурсного производства. Конкретно установленный срок не позволит управляющему излишне затянуть процедуру банкротства, в тоже время он достаточен для выявления всех основных кредиторов.
Как и по основному правилу для проведения собрания кредиторов, на первом общем собрании имеют право голоса все присутствующие на нем конкурсные кредиторы. Без права голоса в собрании принимают участие управляющий, судья хозяйственного суда, осуществляющий производство по данному делу о банкротстве, а также руководитель должника и представитель работников должника, не являющихся кредиторами. При принятии решений первое общее собрание кредиторов руководствуется нормами статей 53 и 55 Закона.
Основным вопросом, вынесенным на повестку дня первого общего собрания кредиторов, комментируемая статья определяет принятие решения об образовании комитета кредиторов. Кроме того, на собрании кредиторов определяется количественный состав комитета кредиторов, избираются его члены.
Первое общее собрание кредиторов уполномочено лишь предварительно решить вопрос о санации или ликвидации должника
- юридического лица либо прекращении деятельности должника
- индивидуального предпринимателя и освобождении его от долгов. На последующих собраниях кредиторов в силу имеющихся обстоятельств может быть принято иное решение.

КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ
Комитет кредиторов — специально создаваемый орган для выполнения двух основных функций: представления интересов кредиторов и осуществления контроля за действиями управляющего. Порядок контроля за действиями управляющего установлен частью шестой статьи 102, статьями 119, 134, 151 Закона. В соответствии с указанными нормами управляющий обязан предоставлять комитету кредиторов: отчет об использовании денежных средств должника (по требованию комитета кредиторов); отчет об имуществе должника (не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов); ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации; ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства.
В случае когда у должника, проходящего процедуру банкротства, количество конкурсных кредиторов менее десяти, Законом установлена возможность не создавать дополнительный орган - комитет кредиторов. В этом случае собрание кредиторов правомочно принять решение о выполнении собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
В соответствии со статьей 58 Закона комитет кредиторов для выполнения возложенных на него функций вправе:
- требовать от управляющего представления информации о финансовом состоянии должника и ходе санации или ходе ликвидационного производства. Таким образом, кредиторы имеют реальную возможность следить за ходом проведения процедуры санации или ликвидации должника, чтобы в случае возможного нарушения их прав и интересов они могли своевременно обратиться за защитой в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
- обжаловать в хозяйственный суд действия управляющего. Однако конкретного порядка обжалования комитетом кредиторов действий управляющего в Законе не установлено. Применяется общий порядок подачи жалоб кредиторов, установленный статьей 50 Закона.
В соответствии с таким порядком жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов в процессе защитного периода или конкурсного производства рассматриваются в заседании хозяйственного суд не позднее четырнадцати дней со дня поступления указанных жалоб в хозяйственный суд.
Состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. Однако его состав ограничен — могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве не более семи человек. К сожалению, Закон не устанавливает минимальный состав комитета кредиторов. Это актуально, поскольку на практике может возникнуть ситуация, когда у одного или нескольких кредиторов сумма требований составляет более половы от общей суммы требований, соответственно тогда и комитет кредиторов будет выбран в количестве одного или двух человек, которые будут представлять лишь свои собственные интересы. Поэтому, принимая во внимание выполняемые комитетом кредиторов функции, было бы целесообразно включить в его состав представителей кредиторов по отдельным видам требований.
Справедливо в Законе нашел отражение вопрос о порядке голосования на заседаниях комитета кредиторов. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов. Таким образом, отсутствует разница между размером требований кредиторов - один участник комитета кредиторов обладает всего одним голосом. Такой порядок голосования соответствует сути выполняемых комитетом кредиторов функций и принимаемых решений, поскольку они не переплетаются с основными полномочиями собрания кредиторов, где разница в требованиях кредиторов имеет принципиальное и решающее значение.

ИЗБРАНИЕ КОМИТЕТА КРЕДИТОРОВ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ
Члены комитета кредиторов избираются на первом общем собрании кредиторов. Их полномочия распространяются на весь период конкурсного производства. Поскольку в силу статьи 58 Закона в состав комитета кредиторов включаются представители конкурсных кредиторов, то соответственно членами комитета кредиторов являются не конкурсные кредиторы — юридические лица, а физические лица, уполномоченные быть представителями конкурсных кредиторов. Таким образом, состав комитета кредиторов будет постоянным, поскольку конкурсные кредиторы не смогут уполномочивать каждый раз иных лиц на участие в заседании комитета кредиторов.
Однако полномочия любого члена комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно, но только по решению собрания кредиторов. Такое решение может быть принято одновременно в отношении всех или нескольких членов комитета кредиторов.
Выборы членов комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием, при котором решение принимается по суммарному числу голосов, определяемому в зависимости от размера требований кредитора. Это означает, что каждый из конкурсных кредиторов голосует по списку всех кандидатов, предложенных в состав комитета кредиторов, и имеет право по своему усмотрению отдать свои голоса за одного или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов.
При таком голосовании существенное значение имеет норма части четвертой комментируемой статьи. В соответствии с ней требование кредитора по платежным обязательствам или обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в размере десяти базовых величин дает ему право на число голосов, равное числу членов комитета кредиторов. Таким образом, могут обеспечиваться интересы меньшинства на собрании кредиторов.
Члены комитета кредиторов могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов. Но если в комитете кредиторов более трех членов, председатель комитета кредиторов избирается в обязательном порядке. В соответствии со статьей 97 Закона председатель комитета кредиторов подписывает специальный список требований, признанных на собрании кредиторов по защите требований. Закон не определяет иных конкретных полномочий председателя комитета кредиторов. Исходя из сущности его полномочий, председатель комитета кредиторов может представлять комитет кредиторов, организовывать его деятельность, проводить заседания, а также выполнять иные функции, предоставленные ему членами комитета кредиторов.
Кроме перечисленных в статье 58 Закона полномочий, комитет кредиторов вправе принимать решения и по другим вопросам. В частности, комитет кредиторов может инициировать проведение собрания кредиторов (статья 54 Закона). В случае если управляющий злоупотребляет своими полномочиями, комитет кредиторов может рекомендовать собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и более того, заявить в хозяйственный суд ходатайство об освобождении управляющего от должности. При этом следует учитывать, что лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обжаловать решения комитета кредиторов, принятые по фактам действий (бездействия) управляющих. Такие решения обжалуются в хозяйственном суде, который рассматривает дело о банкротстве.
В соответствии с Законом отдельные сделки, совершаемые управляющим в отношении должника, согласовываются с комитетом кредиторов. В этих случаях комитет кредиторов имеет право принять Решение об утверждении или отказе в утверждении какой-либо сделки должника. Кроме того, комитет кредиторов может предоставлять хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего.


Источник "Вестник ВХС РБ", №14, 1 августа 2004г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio