|
ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ |
|
Виктор КАМЕНКОВ, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук (Тезисы доклада на республиканском семинаре «Финансовое оздоровление организаций — одно из важнейших условий развития экономики Республики Беларусь», Могилев, 9 июля 2004 года) На протяжении десятилетий в нашей стране функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Бесследно это пройти не могло. К тому же отсутствие до 2000 года эффективного законодательства о банкротстве еще больше способствовало порождению неустойчивости кредитных и финансовых отношений, в целом нездоровому положению в сфере предпринимательской деятельности и незащищенности участников гражданского оборота. С возрождением рыночных отношений в нашем государстве начался новый этап правового регулирования института банкротства и практики его применения. В основу нового Закона о банкротстве 2000 года положены, в частности, следующие принципы: приоритетность санации (оздоровления) и мирового соглашения между кредиторами и должником перед ликвидацией; наличие гарантий со стороны государства по социальной защите работников должника; четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей; подробная регламентация всех процессуальных действий; широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации. Трехлетняя практика применения нового Закона о банкротстве выявила несовершенство некоторых его положений, разночтения в применении его норм. Некоторые его нормы не учитывали реальной экономической ситуации, сложившейся в стране. Поэтому в середине 2003 года Главой государства была поставлена задача: разработать концепцию эффективного совершенствования законодательства о банкротстве. Как известно, 12 ноября 2003 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Указ № 508). Главными вопросами, которые должны быть решены в соответствии с Указом № 508, являются: усиление координирующей роли государства в процедуре банкротства, перенесение центра тяжести на досудебные формы работы с должниками, и в этой связи, повышение ответственности собственников, учредителей, участников, руководителей организаций, исполкомов всех уровней, министерств и ведомств по предупреждению банкротства. В связи с этим, Указом дифференцирован подход к применению законодательства о банкротстве по кругу лиц, установлена обязательность исполнения должником мер по досудебному оздоровлению, усилены роль и ответственность государственных органов как в процедуре банкротства, так и на стадии досудебного оздоровления, изменены статус управляющего, требования, предъявляемые к его кандидатуре. Закон о банкротстве 2000 года, а также принятые в его развитие нормативные правовые акты, в том числе и правовые акты Президента Республики Беларусь, послужили началом формирования оптимальной законодательной базы по экономической несостоятельности (банкротству). Конечно, нельзя было ожидать, что приведение в действие процедуры банкротства сразу решит все проблемы белорусской экономики, но это явилось необходимым условием для ее оздоровления. В республике стали появляться первые предпосылки для реального приведения в действие законодательства о банкротстве и ожидаемые результаты такого применения. В процедурах санации и ликвидации ряда несостоятельных должников обозначилось оздоровление экономической ситуации за счет значительного сокращения задолженности по платежам в бюджет, снижение объемов их бюджетного финансирования, ускорение платежей и расчетов, снижение размеров кредиторской задолженности, сокращение числа убыточных предприятий. Главной составляющей правового механизма предупреждения банкротства субъектов хозяйствования являются меры по досудебному оздоровлению предприятия, направленные на обеспечение их стабильной и эффективной экономической деятельности и восстановление платежеспособности. При министерствах, концернах, исполкомах в настоящее время уже созданы комиссии по предупреждению банкротства, которые также являются важным инструментом реализации мер по досудебному оздоровлению. Цели и задачи деятельности комиссии, определенные Типовым положением о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 года № 126, предусматривают ряд направлений, которые предполагают тесное взаимодействие с хозяйственными судами по делам о банкротстве. Это, прежде всего, рассмотрение вопроса о целесообразности проведения досудебного оздоровления, подбор и назначение аккредитованных лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих, а также проведение экспертиз планов санации организаций, находящихся в процедуре банкротства. Учитывая непродолжительность периода деятельности Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) Могилевского облисполкома, еще не наработана достаточно четкая практика ее взаимодействия с судом. На данном этапе координация работы хозяйственного суда и Комиссии основана на активной обучающей деятельности со стороны судей хозяйственных судов. Так, 28 мая 2004 года в Могилевском облисполкоме состоялся семинар на тему: «Повышение эффективности деятельности предприятий и профилактика банкротства. Практические примеры». В работе семинара приняла участие судья специализированного состава по рассмотрению дел о банкротстве хозяйственного суда Могилевской области Валентина Старовойтова. Активное участие судьи принимают и при обучении временных антикризисных управляющих в производстве по делу о банкротстве, подготовка которых является одним из мероприятий Комплекса мер организационно-правового и экономического характера по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 года № 406. Так, судьями хозяйственного суда Могилевской области в мае 2004 года прочитан курс лекций на занятиях по обучению антикризисных управляющих, подготовку которых проводил Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-российский университет». Вместе с тем, деятельность Комиссий направлена на выработку и внесение предложений облисполкому, министерству, концерну о проведении мер по досудебной финансовой помощи предприятиям. Такими мерами могут быть: реструктуризация образовавшейся кредиторской задолженности; изменение структуры и состава органов управления; взыскание дебиторской задолженности; привлечение инвестиций; содействие достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий и другие меры. Правительство сможет устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной деятельности. Кроме того, в настоящее время разработан и принят Комплекс мер организационно-правового характера по предупреждению банкротства с учетом специализации административно-территориальных единиц по отраслям экономики. В целях повышения эффективности применения законодательства о банкротстве на современном этапе и с учетом состоявшегося обсуждения, предлагаю: 1) обсудить вопрос о создании правительственной комиссии, которая включала бы представителей различных министерств и ведомств и рассматривала вопросы, связанных с предупреждением банкротства и восстановлением платежеспособности несостоятельных предприятий и организаций, имеющих большое значение для народного хозяйства. Данной комиссии можно было бы предоставить и такие полномочия, как осуществление контроля за подготовкой управляющих для предприятий и организаций, имеющих важное народнохозяйственное значение; 2) ввести в практику Правительства и Министерства экономики совместно с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь ежеквартально или с иной периодичностью проводить в регионах страны подобные семинары с участием руководителей комиссий по предупреждению банкротства, управляющих и судей хозяйственных судов; 3) наряду с подготовкой управляющих из числа резерва, предусмотреть в учебных программах соответствующих ВУЗов спецкурсы, факультативы и иные формы подготовки специалистов по антикризисному управлению; 4) проверить реальность имеющегося резерва кадров в организациях, министерствах и ведомствах через процедуру подготовки и назначения этих лиц в качестве управляющих на конкретные предприятия. Дополнительные меры по предупреждению банкротства, предусмотренные Указом № 508, направлены на защиту государственных и общественных интересов, и учитывают то обстоятельство, что банкротство является крайней мерой решения проблемы экономической несостоятельности и применяется в случае, если досудебные меры по предупреждению банкротства результатов не дали или отсутствует экономический смысл их применения. Одной из особенностей механизма предупреждения банкротства является возможность завершения мер по досудебному оздоровлению в защитном периоде (сроком до трех лет) и после возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве. Право ходатайствовать о продлении этого срока предоставляется органу, принявшему решение о проведении досудебного оздоровления, что, в свою очередь, повышает его роль и ответственность. Дополнительным механизмом, регулирующим попадание субъектов хозяйствования в процедуру банкротства, в случае если взыскиваемая сумма не позволит ответчику в дальнейшем осуществлять хозяйственную деятельность, является предоставленная Указом № 508 возможность вынесения хозяйственным судом частных определений, обязывающих уполномоченных лиц в установленный срок принять меры по проведению досудебного оздоровления должника. В каждом конкретном случае хозяйственный суд оценивает возможность осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельности. Как показывает практика рассмотрения хозяйственными судами дел о взыскании задолженности с должников, ответчики в отзыве на исковое заявление чаще всего ссылаются на свое трудное финансовое положение. С целью установления невозможности осуществления субъектом предпринимательства хозяйственной деятельности, хозяйственные суды истребуют у него его бухгалтерский баланс, сведения о составе и стоимости его имущества, в том числе рыночной, его: кредиторах и дебиторах, размере уставного фонда и другое. Кроме того, должник сам может предоставить хозяйственному суду иную информацию, характеризующую его финансовое состояние и возможность осуществления хозяйственной деятельности. Основная задача законодательства о банкротстве — это санация предприятия. Как один из примеров успешной санации можно привести производство по делу о банкротстве унитарного коммунального производственного предприятия «Бобруйский завод виноградных напитков», в отношении которого 15 июня 2004 года было вынесено решение о банкротстве с санацией. Разработанный в отношении данного субъекта хозяйствования план санации, в отличие от многих подобных планов, не предусматривает, в частности, продажу имущества должника, а в основном направлен на реконструкцию и развитие производства путем переоборудования, частичного перепрофилирования, выпуска новых видов продукции и тому подобное. Уже на начальной стадии решен вопрос о предоставлении должнику возобновляемой кредитной линии в размере 200 миллионов рублей на пополнение оборотных средств, проведены переговоры с немецкой банковской группой «Гермес» о выделении кредита на покупку новой линии разлива в сувенирную бутылку, закупка и установка которого планируется в августе-сентябре 2004 года. На стадии конкурсного производства в результате проведенных мероприятий за апрель 2004 года произведено продукции на 72 миллиона рублей, что составляет 80 процентов от производства продукции за соответствующий период 2003 года в фактических ценах, а за май 2004 года — на 203 миллиона рублей, что составляет 127 процента от производства продукции за соответствующий период 2003 года. Отсутствует просроченная задолженность по выплате заработной платы. Вместе с тем, принцип приоритетности санации (оздоровления) не совсем четко прослеживается и воплощается на практике. Например, за первое полугодие 2003 года рассмотрено 330 дел. Из них в 302 случаях предприятия - должники ликвидированы. Здесь также имеется в виду и ликвидация предприятий в связи с присоединением к другому юридическому лицу, преобразованием, реорганизацией. Таких предприятий было 21. В четырех случаях заключены мировые соглашения между должником и кредиторами и в двух случаях восстановлена устойчивая платежеспособность предприятий —должников, и свои взаимоотношения они урегулировали с кредиторами. Нередки случаи и положительных моментов при ликвидации юридического лица, так как в основном сохраняется имущественный комплекс, как правило, используемый новым собственником в соответствии с профилем такого комплекса, с привлечением к работе специалистов ликвидированного предприятия. Кроме того, зачастую процедура ликвидации в банкротстве позволяет решить многие социальные вопросы должника. Так, при ликвидации Молодечненского предприятия «Папараць», это предприятие было продано на аукционе. За счет вырученных средств от продажи предприятия, ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате, произведен расчет по текущей заработной плате, возникшей в ходе ликвидационного производства, работникам выплачена компенсация по ликвидации. На базе имущественного комплекса новым собственником организовано производство по пошиву кожгалантерейных изделий. Частично сохранен профиль производства, создано 120 рабочих мест (ранее было 78), все бывшие работники предприятия получили предложения по трудоустройству на новом предприятии. Можно приводить и другие положительные примеры. Практически каждое дело о банкротстве имеет особое значение для государства и должно находиться в поле зрения органов местного управления и самоуправления, других государственных органов. Банкротство - это не ведомственная проблема хозяйственных судов, которые рассматривают эти дела, министерства экономики, которое назначает управляющих и следит за их работой, а проблема всех ветвей власти, государства и общества. Проблемы, возникающие в процедуре банкротства, возможно решать в комплексе и только всем вместе. В этой связи немалая роль отводится и механизму координации деятельности хозяйственных судов, облисполкомов, министерств, контролирующих органов как при рассмотрении хозяйственными судами дел о банкротстве, так и по проведению проверок предприятий —должников. На данном этапе выработан механизм координации деятельности перечисленных органов по проведению проверок предприятий, находящихся в процедуре санации. Он позволяет более быстро и полно ознакомиться с реальной деятельностью проверяемого предприятия, выявлять возможные недостатки и проблемы с позиции соответствующих контролирующих органов, более полно ознакомиться с принимаемыми мерами по выводу такого предприятия из кризисного состояния. Целью посещений санируемых предприятий является: контроль за деятельностью управляющего; выполнение плана санации в целом либо отдельно взятого мероприятия такого плана; подведение итогов санации за определенный временной период; обсуждение определенных заранее острых вопросов (целесообразность дальнейшей санации, поиск возможных способов инвестирования, преобразования предприятия и так далее). В отдельных случаях посещению санируемого предприятия предшествует подготовительная работа, в ходе которой определяются круг заинтересованных лиц, участие которых необходимо, вопросы, требующие обсуждения в ходе посещения, и иные мероприятия. Заинтересованные государственные органы не только извещаются о предстоящем посещении санируемого предприятия и приглашаются для участия, но и информируются о финансово - экономическом состоянии предприятия, о наличии вопросов, разрешение которых входит в их компетенцию. А в некоторых случаях выясняются и позиции соответствующих органов относительно перспектив хозяйственной деятельности санируемого предприятия. По итогам посещения предусмотренных планом предприятий выявляется ряд различных проблем, находятся пути их разрешения. Так, в отношении дочернего унитарного предприятия «Молодечненский техноторговый центр «Гарант» было заявлено о прекращении санации и открытии ликвидационного производства. Однако после проведения проверки от имени Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в адрес соответствующего облисполкома была направлена информация о нецелесообразности ликвидации предприятия ввиду его социальной значимости. В результате, в процессе дальнейшей санации в экономическом состоянии должника наметилась положительная динамика. Нередки случаи, когда по результатам посещения предприятия производство по делу о банкротстве прекращается (в положительном смысле) в связи с принятием мер по обеспечению стабилизации производственных и финансовых показателей (арендный производственный комбинат «Светлая нива» Пуховичского района, колхоз им. К.Маркса Логойского района) либо наоборот, следует вывод о нецелесообразности продолжения санации. Материалы по итогам таких проверок направляются в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, а в случае выявления нарушений законодательства - в органы прокуратуры, другие правоохранительные и контролирующие органы для соответствующего реагирования. Один из вопросов, который требует обязательного обсуждения - это оценка работы управляющих в процедурах банкротства и в целом роль института управляющих. Антикризисные управляющие являются одним из основных звеньев при реализации процедур банкротства. Такова мировая практика. Управляющий приходит как врач, если уместно такое сравнение, на «тяжело больное» предприятие, на котором зачастую уже отсутствует внятный бухгалтерский учет, описано заложенное имущество, нет оборотных средств, но есть много долгов. Начиная работать, он должен поставить правильный диагноз предприятию и провести его «лечение» — санацию либо заключить мировое соглашение. Но если предприятие уже не в состоянии продолжать свою деятельность — ликвидировать. Допустить специалиста в области антикризисного управления до исполнения таких важных и ответственных обязанностей может только хозяйственный суд, рассматривающий конкретное дело о банкротстве. Именно хозяйственный суд назначает управляющего, отстраняет его от исполнения обязанностей, осуществляет контроль за его деятельностью. До вступления в силу Указа № 508 существовал единый институт управляющих, который состоял из управляющих — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые имели специальную лицензию на осуществление такого вида деятельности. Однако эффективность деятельности данной категории антикризисных управляющих в настоящее время — серьезный и актуальный вопрос. Хозяйственные суды уже столкнулись с многочисленными фактами некомпетентного, а иногда и недобросовестного ведения дел должника управляющими. Особенно это касается работающих предприятий — должников, располагающих достаточными активами, но в тоже время неплатежеспособных. Следует отметить, что на практике не всегда выполняются основные задачи банкротства. Так, контролирующими органами в ходе проведения проверок было установлено одновременное осуществление управляющими своей деятельности в делах о банкротстве множества организаций, искусственного продления срока санации для получения большего вознаграждения. При этом величина их вознаграждения не зависела от результатов проводимых ими процедур банкротства и на протяжении нескольких лет задолженность предприятий не уменьшалась, а продолжала расти. В тоже время должных действий со стороны управляющих и соответствующих государственных органов не было. Есть печальный пример, когда действия управляющего служили основанием для возбуждения в отношении его уголовного дела. Однако, при всех имеющихся недостатках в работе управляющих, нельзя не видеть и положительных моментов. Так, например, на градообразующем предприятии ОАО «Березовский комбинат силикатных изделий» управляющим (Г.В. Дребезова присутствует здесь) сохранена численность работников, объем производства вырос почти в 4 раза за счет восстановления рынков сбыта, зарплата работникам выплачивается регулярно. Дефицит соответствующих специалистов в области антикризисного управления также немаловажная проблема. На сегодняшний день количество управляющих составляет чуть более 100 специалистов, в том числе и специалистов, получивших лицензию на право осуществления деятельности в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве юридического лица. Из них активно работает 85 лицензиатов. В тоже время на начало 2004 года 800 дел о банкротстве находилось на рассмотрении в хозяйственных судах, то есть на каждого управляющего приходилось в среднем по 10 дел, а в некоторых случаях эта цифра доходила и до 40 дел. Следует учитывать и тот фактор, что основное количество управляющих находится в городе Минске, а для региона подобрать кандидатуру управляющего целая проблема. Очевидно, при таком положении дел одному управляющему нереально качественно осуществить предусмотренные законодательством процедуры, а тем более вывести предприятие из кризиса. Соответствующая работа по разработке необходимых механизмов создания резерва специалистов в области антикризисного управления в настоящее время активно осуществляется Высшим Хозяйственным Судом совместно с Правительством. Указ № 508 как раз направлен решить названные проблемы путем привлечения имеющегося в стране потенциала, то есть специалистов государственных организаций, государственных служащих. Введение категории государственных управляющих является действенным для настоящего времени рычагом, способным предотвратить негативные явления передела собственности или некомпетентного (неграмотного) ведения дел на предприятиях и без того испытывающих экономические трудности. В настоящее время республика продолжает находиться в состоянии совершенствования законодательства о банкротстве. Вопросы, связанные с необходимостью изменения указанного законодательства, активно и постоянно рассматриваются органами законодательной, исполнительной и судебной власти, обсуждаются в средствах массовой информации. На данном этапе наиболее актуальной задачей в деле совершенствования белорусского законодательства о банкротстве является поиск оптимальных концептуальных основ его реформирования, предполагающей определение основных направлений, изменения указанного законодательства с четким и ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты. Полагаю, что настоящий семинар также поможет вскрыть ряд проблем и пути их решения.
Источник «Вестник ВХС РБ» №15, 04.08.2004
|
|
|