|
Результаты рассмотрения жалоб на управляющих за 2016 год |
|
LEX NEMINEM COGIT AD IMPOSSIBILLA – Закон ни от кого не требует невозможного 11.01.2017 на сайте www.bankrot.gov.by был размещен анализ результатов рассмотрения управлением по санации и банкротству по городу Минску и Минской области Министерства экономики Республики Беларусь жалоб на действия временных (антикризисных) управляющих за 2016 год.
По результатам анализа жалоб на действия (бездействия) управляющих управление обобщило и представило наиболее часто встречающиеся правонарушения, которые были систематизированы с указанием их квалифицирующих признаков по Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон).
На стадии защитного периода
Непредставление суду ежемесячных отчетов о своей деятельности в защитном периоде
Обязанность представления таких отчетов предусмотрена абзацем седьмым части первой статьи 42, абзацем семнадцатым части первой статьи 77 Закона.
Отсутствие письменного согласия управляющего на совершение сделок должника в защитном периоде
В соответствии с частью седьмой статьи 45 Закона органы управления должника - юридического лица в процедуре защитного периода могут совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего.
Во избежание споров и жалоб со стороны кредиторов по форме исполнения указанного требования (например, когда непосредственно на договоре ставиться виза «Согласовано») управляющим целесообразно оформлять отдельный документ, в котором четко указывать, на заключение какой сделки или исполнение какого платёжного обязательства даётся согласие.
На стадии конкурсного производства должника
Не указание в уведомлении о проведении собрания кредиторов цели его проведения
Согласно части седьмой статьи 55 Закона собрание кредиторов независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на нем, правомочно при условии, что о дате, времени, месте и цели проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном для проведения собрания кредиторов месте в назначенное время.
Таким образом, при подготовке к проведению собрания кредиторов, управляющему необходимо при направлении соответствующих уведомлений кредиторам в обязательном порядке указывать повестку собрания кредиторов.
Нарушение срока проведения первого собрания кредиторов
В соответствии с частью первой статьи 58 Закона первое собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства.
Оформление результатов собрания кредиторов
В соответствии с частью четвёртой статьи 55 Закона организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем экономического суда. Согласно части четвёртой статьи 57 Закона решение собрания кредиторов оформляется протоколом, который составляется в двух экземплярах. К протоколу, направляемому в экономический суд должны быть приложены: - реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; - материалы, представленные участниками собрания для ознакомления и (или) утверждения; - документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов; - лист регистрации участников собрания кредиторов; - иные документы по усмотрению управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
С учётов указанных выше норм управляющему предоставлено право самостоятельно определять порядок организации, проведения и, как следствие, оформления протокола собрания кредиторов.
Неправильное исчисление сроков в днях в рамках Закона
Норма права, предусматривающая основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), установлена статьёй 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Согласно статье 22 Закона дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются экономическим судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом.
Таким образом, Закон содержит в себе нормы как процессуального, так и материального права. При этом в соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Республики Беларусь установленный законодательством срок определяется календарной датой (включаются нерабочие дни), а в соответствии со статьёй 134 ХПК процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
При исчислении сроков в рабочих днях в Законе прямо указывается об этом (статьи 127-128 Закона).
Нарушение порядка установления требований кредиторов
Согласно частям второй и четвёртой управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения, по итогам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий семи дней со дня получения требований.
Если требование кредитора не оформлено надлежащим образом или не представлены необходимые документы, для устранения выявленных погрешностей управляющий предоставляет кредитору срок не менее семи дней со дня получения кредитором сообщения управляющего о необходимости устранения выявленных погрешностей.
Обращаем внимание, что указанный порядок распространяется и на внеочередные требования кредиторов.
В случае, когда требование кредитора не оформлено надлежащим образом или не представлены необходимые документы, управляющему необходимо указывать конкретный срок для их устранения. Если управляющий в своём уведомлении о рассмотрении требования кредитора просит устранить погрешности в срок «не менее семи дней», то в таком случае кредитор сможет их устранять и в течение года, а управляющий не сможет утверждать, что кредитором нарушен какой-либо срок, так как фактически никакой срок установлен не был.
Несоблюдение сроков составления списка имущества и долгов должника и отчета о его имуществе
Список имущества и долгов должника (статья 115 Закона) составляется управляющим после открытия конкурсного производства и представляется в экономический суд но не позднее десяти дней до даты проведения первого собрания кредиторов.
Список имущества и долгов должника должен содержать: - стоимость имущества; - размеры и виды долгов; - имя (наименование) каждого выявленного кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты.
Только в случае, если список имущества и долгов должника представлен в экономический суд должником и управляющий не имеет по нему никаких замечаний, то новый список не составляется.
Отчёт об имуществе должника (статья 116 Закона) представляется управляющим в экономический суд, собрание (комитет) кредиторов и для ознакомления кредиторам не позднее пятнадцати дней после даты проведения первого собрания кредиторов.
Отчёт об имуществе должника должен содержать: - причину неплатежеспособности должника - юридического лица или неспособности должника - индивидуального предпринимателя рассчитаться по своим обязательствам и время ее возникновения; - сведения о необходимости, возможностях и об условиях возврата имущества должника; - требования должника к кредиторам; - данные бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату (для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов, - данные книги учета доходов и расходов на последний календарный день отчетного периода по налогу при упрощенной системе налогообложения), сведения об обязательствах, составе и стоимости имущества должника - индивидуального предпринимателя; - сведения об уголовно наказуемых деяниях, связанных с неплатежеспособностью должника - юридического лица или неспособностью должника - индивидуального предпринимателя рассчитаться по своим обязательствам; - иные обстоятельства, являющиеся существенными для производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
На стадии ликвидационного производства должника
Включение в сумму иска о привлечении виновных лиц к субсидиарной ответственности вознаграждения управляющего
Так как согласно части четвёртой статьи 11 Закона иски о привлечении к субсидиарной ответственности подаются в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, то и вознаграждение выплачивается в порядке и размере, определенном главой 3 Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 260 от 28.02.2007, за счет средств республиканского бюджета.
Несогласование дополнительных расходов должника либо не уведомление экономического суда о таких расходах
Согласно статье 119 Закона решения, влекущие увеличение расходов должника, включая расходы на выплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на оплату труда работников должника, могут быть приняты управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов с уведомлением экономического суда.
До созыва первого собрания кредиторов соответствующие решения могут быть приняты управляющим только с согласия экономического суда, о чем выносится определение.
Непредставление в экономический суд отчёта по итогам ликвидационного производства и не внесение изменений в план ликвидационного производства в случае его продления экономическим судом по собственной инициативе
Согласно части первой статьи 149 Закона после завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в экономический суд отчёт по итогам ликвидационного производства. Срок представления такого отчёта устанавливается в решении экономического суда о признании должника банкротом.
Таким образом, управляющий обязан представить соответствующий отчёт в установленный экономическим судом срок.
Если управляющим отчёт не представлен, экономический суд на основании статей 123, 140 Закона вправе по собственной инициативе продлить срок ликвидационного производства, а у управляющего возникает обязанность согласно части четвёртой статьи 122 Закона внести изменения в план ликвидации путём созыва собрания кредиторов.
Нарушения в ходе проведения торгов
Нарушение порядка определения начальной цены имущества должника, выставляемого на торги, как правило, не согласование начальной цены с собранием (комитетом) кредиторов и (или) её не утверждение экономическим судом
Согласно частям 10 и 39 статьи 127 Закона начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, за исключением его дебиторской задолженности, определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии со статьей 44 Закона, подлежит одобрению собранием (комитетом) кредиторов и по ходатайству управляющего утверждается экономическим судом. Начальная цена имущества должника, выставляемого на повторные торги, может быть снижена по ходатайству управляющего экономическим судом: - не более чем на десять процентов - без согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении первых повторных торгов; - не более чем на пятьдесят процентов - с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении вторых и третьих повторных торгов; - более чем на пятьдесят процентов - с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении четвертых и последующих повторных торгов.
При этом снижение начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, осуществляется от начальной цены, определенной в соответствии с частью десятой статьи 127 Закона по результатам оценки, проведенной в соответствии со статьей 44 Закона, одобренной собранием (комитетом) кредиторов и утверждённой экономическим судом, то есть от цены, по которой имущество выставлялось на первые торги.
Нарушение 30-ти и 14-ти дневного срока публикации извещения о проведении торгов и размещения его в Едином государственном реестре сведений о банкротстве (части 26 и 36 статьи 127 Закона).
Отражение неполной информации в извещении о проведении торгов (части 29 и 37 статьи 127 Закона).
Несогласование с собранием кредиторов решения о списании имущества должника
Согласно части седьмой статьи 150 Закона в процедуре ликвидационного производства списание движимого имущества должника в связи с гибелью данного имущества (разрушением), чрезвычайными обстоятельствами (в том числе пожаром, аварией, стихийным бедствием, дорожно-транспортным происшествием), а также списание нереализованного движимого имущества должника могут осуществляться за счет средств должника по решению управляющего, согласованному с собранием (комитетом) кредиторов.
На всех стадиях процедуры банкротства
Не опубликование сведений о банкротстве либо их не включение в Единый государственный реестр сведений о банкротстве
Согласно части четвертой статьи 21 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) сведения, подлежащие опубликованию в соответствии со статьей 21 Закона, включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве.
Кроме того, согласно части восьмой статьи 21 Закона при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат, в том числе сведения об изменении опубликованных сведений (изменение даты проведения собрания кредиторов), а также иные сведения, предусмотренные Законом: - часть первая статьи 58 Закона: управляющий принимает меры по опубликованию необходимой информации о первом собрании кредиторов в соответствии со статьей 21 Закона; - часть третья статьи 94 Закона: сообщение о собрании кредиторов по защите требований, а также о месте ознакомления с предъявленными требованиями и выдвинутыми возражениями в целях уведомления экономического суда, должника и кредиторов передается управляющим в печатные средства массовой информации и публикуется в соответствии со статьей 21 Закона не позднее десяти дней до даты проведения собрания; часть шестая статьи 85 Закона: в сообщении, подготовленном для опубликования на основании определения об открытии конкурсного производства, кроме сведений, предусмотренных абзацами вторым - четвертым части девятой статьи 21 Закона, указываются срок предъявления требований кредиторов, время и место проведения первого общего собрания кредиторов (если это установлено в определении об открытии конкурсного производства), иные сведения, имеющие значение для проведения конкурсного производства; - часть 26 статьи 127 Закона: извещение о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов в соответствии со статьей 21 Закона размещается в Едином государственном реестре сведений о банкротстве; - часть первая статьи 150 Закона: в случае, если после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат у должника осталось имущество, оно по уведомлению управляющего, направляемому собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника либо публикуемому в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, не позднее десяти дней со дня проведения расчета с последним кредитором передается по акту собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителями (участниками) должника; - часть десятая статьи 158 Закона: сообщение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в случае недействительности мирового соглашения представляется управляющим для опубликования в печатных средствах массовой информации и в Едином государственном реестре сведений о банкротстве в соответствии со статьей 21 Закона.
Жалобы учредителей должника о том, что их не приглашают на собрания кредиторов либо не представляют информацию о ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
В соответствии со статьёй 24 Закона лицами, участвующими в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), являются, в том числе собственник имущества должника - унитарного предприятия, его представители, учредители (участники) должника - юридического лица, их представители. Соответственно они имеют право: - участвовать во всех собраниях кредиторов без права голоса; - знакомиться с материалами дела в экономическом суде, а в случае отсутствия в материалах дела каких-либо сведений, что чаще всего и происходит, запрашивать информацию у управляющих.
Поэтому управляющему целесообразно уведомлять указанных лиц о дате и времени проведения очередного собрания кредиторов (за исключением первого собрания, информация о котором обязательна к опубликованию в рамках статьи 21 Закона).
Поступившие обращения, в том числе о представлении информации, необходимо рассматривать в рамках Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Справочно: В 2016 году управлением было рассмотрено более 260 жалоб на действия управляющих (на 20% больше по сравнению с 2015 годом). По итогам 2016 года управлением по санации и банкротству по городу Минску и Минской области Министерства экономики Республики Беларусь было составлено 69 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 130 постановлений о прекращении дела об административных правонарушениях, иные жалобы были рассмотрены как обращения граждан в связи с отсутствием оснований для начала административного процесса.
Примерные образцы жалоб на действия (бездействия) антикризисных (временных) управляющих в процедурах банкротства должников были размещены в блогах: http://www.rka.by/blogs/zhaloby-kreditorov-v-procedure-bankrotstva http://www.rka.by/blogs/zhaloby-kreditorov-o-narushenii-prav-i
Шашок Инна Васильевна, член Белорусского республиканского Союза юристов адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально
"BANKROT.BY"
Источник "BANKROT.BY", 2017 год
|
|
|